Конспект НОД: составление описательного рассказа по сюжетной картине «Семья» и разучивание считалки.
Цель: развитие связной речи.
Задачи:
Коррекционно- образовательные:
-обучать понимать содержание картины;
-учить придумывать события, предшествующие изображенным событиям;
-учить составлять рассказ по памяти, опираясь на картину;
-пополнять и активизировать словарный запас.
Коррекционно-развивающие:
-развивать грамматический строй речи;
- развивать опосредованную память, мышление, моторику (мелкую и крупную).
Коррекционно-воспитательная:
-воспитывать заботливое отношение к членам своей семьи.
Оборудование:
Сюжетная картина «Семья». Ребус «Семь+Я». Мячики. Картинки для считалки.
Ход занятия.
Организационный момент.
Дети стоят в кругу.
Логопед. Поздороваемся с гостями.
- Я для вас приготовила загадку, она называется ребус. В ребусе зашифровано слово, то, о чем мы сегодня будем говорить. «Семь+Я»
-Сегодня мы поговорим о семье.
Пальчиковая гимнастика:
«Моя семья»
Раз-два-три-четыре!
Кто живет в моей квартире?
Раз-два-три-четыре-пять!
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я –
вот и вся моя семья!
- Ребята, как вы думаете, всех в этом стихотворении можно назвать семьей?
Игра с мячом «Кто ты в семье?»
-Сядет на место тот, кто ответит на вопрос «Кто ты в семье?» (для мамы, дедушки, брата, папы…)
Дети садятся за столы.
Объявление темы.
Логопед. У каждого человека должна быть семья. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге. Всегда помогут в трудную минуту.
-Сегодня мы будем составлять рассказ о семье по картине.
Беседа по сюжетной картине.
Логопед: Внимание на доску!
-Кто изображен на картине? На картине изображена семья.
- Назовите всех членов семьи. Теперь назовите их ласково.
-Как вы думаете, какое время суток изображено на картине? Почему?
-Чем они занимались до того, как собрались вместе?
Папа и мама вернулись с работы.
-Придумайте детям имена.
Ваню привел дедушка из детского сада.
Оля пришла из школы.
Дома их встретила бабушка и накормила вкусным ужином.
-Чем заняты сейчас?
Ваня принес игрушки и стал играть.
Бабушка вяжет шарф, а дедушка читает газету.
Оля делает уроки. Папа с мамой ей помогают.
-Какая это семья? (дружная, большая, веселая, счастливая, хорошая…)
-Какое настроение у взрослых и детей?
-Как можно назвать эту картину?
Логопед: Образец рассказа.
Логопед. Давайте вспомним слова стихотворение и поиграем с мячиками.
Пальчиковая гимнастика с мячиками.
Раз уселась на скамейку
Наша дружная семейка.
Самой первой села мама
Рядом строгий наш отец.
Следом – братец и сестрица.
Ну, а мне где поместиться?
5. Составление рассказа детьми.
Логопед: еще раз внимательно рассмотрите картину.
-Как вы начнете рассказ?
-Говорить будем по очереди. Один начинает, другие продолжают и заканчивают.
-Сначала расскажите о том, что происходило до того, как семья собралась, чем они заняты сейчас, и хорошо ли жить в такой семье.
Дети составляют рассказ по картине по цепочке.
Логопед. А сейчас, ребята, я предлагаю вам сделать нашу зарядку.
Дети выходят на коврик.
Физкультминутка.
Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьёю.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.
Дети садятся на места.
Разучивание считалки «Семья».
Логопед. Я знаю про нашу дружную семью считалку.
Раз, два, три, четыре,
Мы считалочку учили:
Бабушка и мамочка,
Дедушка и папочка,
Вот братишка и сестренка,
Он- Антон, она – Аленка.
Вот и вся моя семья,
Рассказал считалку я!
Д/и «Тихо – громко», «Я начну, а ты продолжи».
Повторение считалки.
Итог занятия.
Логопед. Ребята, что вы делали сегодня на занятии? Назовите членов семьи, про которых составляли рассказ. Как нужно относиться к членам своей семьи?
Молодцы. Занятие окончено.