СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД в области познавательного развития (экспериментирование) в подготовительной к школе группе на тему "Волшебница - водица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД в области познавательного развития (экспериментирование) в подготовительной к школе группе на тему "Волшебница - водица"»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по образовательным областям: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

«От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования»/

под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильевой в подготовительной Алексеевой Екатерины Юрьевны

воспитателя первой квалификационной категории

МБОУ «Школа-интернат спортивного,

спортивно-адаптивного и оздоровительного профиля

города Челябинска» 2018г.



Вид занятия: экспериментирование.

Тема занятия «Волшебница – водица».

Программное содержание:

- учить детей обращать внимание на форму, цвет, запах и другие свойства воды.

- учить самостоятельно проводить элементарные эксперименты, делать наблюдения, выстраивать логическую цепочку.

- закреплять умение отгадывать загадки, видеть скрытый смысл.

- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными по теме.

- развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытно-исследовательской деятельности.

- расширять представления детей о воде: её свойствах, значение в жизни человека, животных и растений.

- формировать бережное отношение к окружающему миру.

- развивать внимательность и умение слушать и слышать рассказ воспитателя.

- воспитывать аккуратность, положительное отношение к занятиям, умение работать сообща.

Предварительная работа:

- Наблюдения за дождём, снегом.

- Проведение опытно-экспериментальной работы со снегом.

- Беседа и чтение литературы о воде.

- Разучивание игр, стихотворений.

- Рассматривание иллюстраций.

Оборудование: схемы «Круговорот воды в природе», «Как вода попадает к нам в дом?»; 4 таза с водой; иллюстрации: Мойдодыр, фото водохраниляща и водоёмов; схема - алгоритм «Свойства воды»; стаканы с водой, сахар, соль, сироп, эфирное фруктовое масло; 2 воздушных шарика; столовые ложки: железная, деревянная, пластиковая; ёмкости разной формы и размера; ёмкость для льдинок, салфетки.

Словарная работа: прозрачная, бесцветная, тяжелая, имеет вес, может держать предметы на плову, жидкость, перетекает, принимает форму ёмкости, безвкусная (не имеет вкуса), соль, сахар, варенье (вишнёвое), не имеет запаха, теплая, мягкая, холодная, лёд, ледяная.

Организационный момент.

На экране (на рисунке) изображение Мойдодыра. Воспитатель спрашивает у детей кто это.

-Ребята, посмотрите какое выражение лица у Мойдодыра? (сердитый, злой, хмурый) А вы знаете почему он такой? Мойдодыр прислал вам загадки и задания, когда мы все задания пройдем мы поймём почему он такой сердитый. Вот первая загадка:

«Если руки наши в ваксе,

Если на нос села клякса,

Кто тогда нам первый друг

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего мы скажем прямо

Человеку не прожить?

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без …(воды).

Основная часть:

-Молодцы (появляется изображение воды). О чем сегодня пойдет речь на нашем занятии? (о воде) Ребята, сегодня где вы видели воду, когда проснулись? (в кране /появляется изображение крана с водой) А зачем нам нужна вода? Как мы её используем? Какая вода бежит из крана? (чистая) А вы знаете как вода попадает в кран и почему она такая чистая? (нет /возможны и другие ответы детей) Хотите, я расскажу вам как вода попадает к нам в дом? Если открыть кран на кухне или в ванной, из него потечёт вода. Она никогда не кончается. Далеко за городом на реках (появляется изображение реки) строятся запруды, там вода собирается и «хранится» в больших озёрах. Они так и называются – водохранилища. Ближайщее к нам водохранилище – «Шершнёвское» (появляется изображение водохранилища) Специалисты следят, чтобы эти водоёмы всегда оставались чистыми. Внешне водохранилище очень похоже на озеро, это озеро создано руками человека. Вода насосами закачивается и по трубам поступает в открытые водоотстойники, расположенные на улице (изображение водоотстойников) Её очищают и из открытых емкостей перекачивают в закрытые (изображение закрытых резервуаров) и снова очищают, обеззараживают. И только после проверки воды на чистоту её насосами подают по трубам к нам в кран (появляется изображение крана с водой, сменяется картинка схемой «Как вода попадает к нам в кран). Ребята посмотрите сколько труда требуется для того чтобы очистить воду. Воду из водоёмов, например из озера пить нельзя. Заболит живот, а можно даже заболеть. Поэтому пейте толь чистую воду. К воде нужно относиться бережно, не лить попусту. Закрывать кран, следить, чтобы вода не бежала из крана просто так.

Игра «Капельки весёлые».

Ребята, сейчас мы с вами немножко поиграем. Вставайте возле своих стульчиков. Я говору вам предложение вы его повторяете за мной, на слов -«кап» подпрыгиваете. «Мы капельки весёлые кап-кап(подпрыгнуть два раза)

На землю упали кап-кап.(подпрыгнуть два раза)

В ручеёк превратились,(взяться за руки и двигаться змейкой)

Потекли большой рекой,(двигаясь змейкой, приподнять

и расставить руки в стороны)

Превратились в озеро,(сделать круг)

Разлились мы в море. (разъединить руки и разойтись на шаг назад)

Где же чистая водица? (вытянуть руки вперёд, приподнять плечи)

Кран откроем ш-ш-ш,(правой рукой имитируем движение открывания крана)

Руки моем с-с-с, (трём ладошками друг об друга)

Щёчки моем, шейку, (потираем щёчки, шею)

Обливаемся водою. (руки поднять вверх имитируя движение обливания)

Опыт №1.

Ребята, я приглашаю вас к столу. Посмотрите, под салфеткой что-то лежит, а вот что вам нужно угадать, для этого я загадаю вам загадку.

«Его держу за поводок,

Хотя он вовсе не щенок.

А он сорвался с поводка

И улетел под облака» (воздушный шарик)

Ребята, посмотрите внимательно на шарики, что в них особенного?(дети берут в руки шарики и выясняют что один из них тяжёлый, а другой лёгкий)

Это первое свойство воды – она имеет вес.

Опыт №2

А здесь посмотрите, что лежит? (ложки) Ложки разные. Я их сейчас буду опускать в воду и посмотрим что произойдёт. Это какая ложка (железная ложка/ ложка уходит на дно) Что произошло? (ложка утонула). Это ложка из чего сделана? (из дерева) Значит она какая? (эта ложка деревянная, ложка плавает на поверхности) А эта ложка…(пластмассовая, она тоже плавает) Почему железная ложка утонула? (ложка утонула, потому что тяжёлая/ а деревянная и пластмассовая плавают, они легкие) Ребята, посмотрите почему мы видим железную ложку на дне? (вода прозрачная) Это тоже свойства воды: может удерживать легкие вещи на поверхности, не имеет цвета)

Опыт №3.

А здесь, посмотрите, что стоит на разносе? (на разносе разные баночки) Скажите чем эти баночки отличаются? (одна баночка квадратной формы, две круглые. Разные по высоте и ширине.) Смотрите внимательно (воспитатель начинает заполнять ёмкости водой) Вода что делает…(течет). Вода – жидкость, которая принимает форму ёмкости, в которую наливаем. Свойство воды – не имеет формы.

Какие свойства воды мы уже узнали? (вода имеет вес, может держать предметы, не имеет цвета, не имеет формы)

Опыт №4.

Здесь для вас приготовлены стаканы с водой, попробуйте её на вкус. Что вы можете сказать о воде? Какого она вкуса? (вода без вкуса, она не имеет вкуса) Правильно. Вода не имеет вкуса.

Новое задание. Слушайте внимательно загадку.

Этот камень можно есть,

Он в слезах и поте есть.

Не вкусна в супе фасоль,

Если пожалели…(соль)

Молодцы. Конечно это соль. Возьмите стакан, ложечку положите соль в стакан. Размешайте. Теперь попробуйте. Что получилось? (вода стала солёной) Правильно. Поставьте стаканы с водой. Вот вам новая загадка:

Я бел, как снег. В чести у всех.

Я нравлюсь вам. Во вред зубам (сахар)

Как вы думаете, что нужно сделать? (положить сахар в води и размешать, а потом попробовать) Что получилось? (вода стала сладкой)

Ещё одна загадка. Ягоды собрали.С сахаром смешали.

Варили – варили, в банки положили.

Вккусно! Всем на удивленье

К чаю что дают? (варенье)

Совершенно верно. Посмотрите ребята, что произошло с водой, когда вы положили варенье? (вода стала розовой) А почему? (потому что варенье красное и покрасило воду) Какой вода стала на вкус? (вода стала сладкой и вишнёвого вкуса, потому что варенье вишнёвое)

Какими свойствами вода ещё обладает? (не имеет вкуса, не имеет цвета, меняет вкус, меняет цвет)

Опыт №5.

Для того чтобы узнать следующие свойства воды нам нужно её понюхать. Наклонитесь над водой. Чем пахнет вода?( вода ничем не пахнет) То есть вода не имеет запаха. Сейчас я добавлю несколько капель ароматического масла. Чем теперь пахнет вода?(вода пахнет апельсином) Значит какое свойство воды мы выяснили? (вода не имеет запаха, пахнет теми веществами , которые в неё добавили) Совершенно верно.

Опыт №6.

А теперь опустите руки в воду. Что вы можете сказать о воде? (вода мягкая, тёплая) Хорошо. Теперь опустите в соседний таз. (вода холодная) Значит вода может …(менять температуру, может быть тёплой и холодной) Здесь спрятано задание с загадкой.

Зима. Мороз мосты куёт,

А мы коньками режем… (лёд)

Как образуется лёд? (вода замерзает) Почему вода замерзает? (когда на улице холодно) Какое свойство воды? (вода замерзает в холоде) Вода не только изменяет температуру, но и замерзает при низких температурах и становится твердой. Возьмите лёд в руки. (лёд очень холодный, твёрдый)

Физкультурная разминка.

Молодцы, ребята! Разомнёмся немножко. Вставайте в круг и повторяйте за мной. Капля первая упала кап (подпрыгиваем)

И вторая пробежала кап (подпрыгиваем)

Мы на небо посмотрели, (поднимаем голову вверх)

Капельки кап-кап запели (подпрыгнуть два раза)

Намочились наши лица (прижать ладошки к щёкам)

Мы их вытирали (круговые движения по щекам)

Ну а туфли – посмотрите (наклон вперёд, посмотреть вниз)

Правая, левая (выставляем поочерёдно)

Мокрыми стали.

Плечами дружно поведём (поднимание и опускание плечей вверх и вниз)

И все капельки стряхнём.

От дождя убежим, (бег на мести)

Под кусточком посидим (убежать и сесть на свои стульчики)

Разгадывание загадок.

Ребята, а кому ещё нужна вода, кроме нас? (вода нужна животным, птицам, растениям, рыбам, они живут в воде) Сейчас мы свам посмотрим какие бывают водоёмы, но нужно сперва отгадать…(загадки/ появляется картинка Мойдодыра с «восклицательно поднятым пальцем»)

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня (ручеёк). После каждой отгаданной загадки меняется картинка с изображением водоёма.

Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (река)

Там где горная гряда

Вниз срывается вода.

Со сколы спуститься рад

Вниз бесстрашный …(водопад)

Ледниковое, речное,

Горное, провальное,

И на зеркальце похоже,

Его основание! (озеро)

Не море, не земля,

Корабли не плавают,

А ходить нельзя. (болото)

Кругом вода, а пить нельзя. (море)

Состоит он из морей,

Ну, давай, ответь скорей

Это не воды стакан,

А огромный…(океан)

По морю идёт, идёт,

По океану бежит, бежит,

А до берега дойдёт –

Тут и пропадёт. (волна)

Молодцы, ребята, все загадки отгадали. А вы знаете как вода попадает в реку? (схема «Круговорот воды в природе») С неба падает …(дождь или снег), тает и получается ручеёк. Из ручейков образуется река, которая бежит сначала в море, а потом попадает в океан. Когда на улице жарко капельки воды испаряются и поднимаются в небо, образуя (облака). Облака становятся тучами и снова на землю выпадают (осадки) Это большое путешествие воды называется – круговорот воды в природе. Вода никогда не стоит на месте, она постоянно путешествует.

Итоговая часть.

Скажите мне так что же такое вода?(схема свойств воды) Вода – это…(жидкость, можно переливать, не имеет формы, не имеет вкуса, не имеет запаха, прозрачная, бесцветная, может удерживать лёгкие предметы, имеет вес, при низких температурах замерзает и становится твердой – превращается в лёд) Какие водоемы вы знаете? Кому нужна вода? Как вода попадает к нам в дом? Можно ли пить не очищенную воду? Нужно ли беречь воду? Что такое круговорот воды в природе?

Мойдодыр говорит такие слова, кто помнит подсказывайте:

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться…

В реке, в ручейке, в океане…

Всегда и везде – вечная слава воде!(изображение весёлого Мойдодыра)

Посмотрите, какой Мойдодыр стал? (весёлый, радостный) Значит мы с вами всё правильно сделали. Все загадки отгадали? (нет, ещё одна осталась) Сейчас посмотрим что здесь.

Каждый, каждый с ним знаком,

Вот берётся теста ком,

Запекают в нём творог.

Получается…(пирог)

Это Мойдодыр прислал вам сладкий подарок за вашу работу. С чем пирог можно запивать и используя воду (с чаем). Пойдёмте пить чай.