СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект обобщающего урока литературного чтения в 3 классе «Великие русские писатели».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  обобщающего  урока   литературного  чтения  в  3  классе  «Великие русские писатели».

Просмотр содержимого документа
«Конспект обобщающего урока литературного чтения в 3 классе «Великие русские писатели».»







Конспект

обобщающего урока литературного чтения в 3 классе

по учебнику Л. Ф. Климановой




«Великие русские писатели»





Земляная Анна Валентиновна

начальные классы





2021г.

Конспект обобщающего урока литературного чтения в 3 классе

по учебнику Л.Ф. Климановой


«Великие русские писатели».

Цели урока: обобщить сведения учащихся о писателях, изученных в разделе;

совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений, басен;

приобщать учащихся к познанию литературного наследия;

поддерживать интерес к чтению на основе межпредметной

связи с уроками изобразительного искусства, музыки,

окружающего мира.


Продолжительность урока: 45 минут


Оборудование: учебник 3 класса «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, портреты А.С. Пушкина, И. А. Крылова, Л. Н. Толстого, М.Ю. Лермонтого выставка книг авторов, презентация, мультимедийный проектор.

















































Ход урока

  1. Оранизационный момент.

Мотивация учебной деятельности (Слайд 2)

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно


II. Сообщение темы урока.

Сегодня наш урок мы посвящаем великим русским писателям.

А о ком мы будем говорить, чьё творчество вспоминать, узнаем, разгадав кроссворд.


- Итак, мы начинаем игру.


1.Разгадывание кроссворда. (слайд 3)



По вертикали:

1. Чувство, которое вы испытывали при чтении стихов М.Ю.Лермонтова.

2. В баснях рассказывается о недостатках людей не прямо, а …

3. Назовите язык, которым первым овладел А.С.Пушкин.

4. Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки человека.


По горизонтали:

5. Русский поэт. Учился в Московском университете. Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров.

6. У этого поэта была любимая няня. Окоторой знают все.

7. Этот писатель переводил стихи и прозу, великолепно знал литературу, интересовался театром.

8. Многие его рассказы и басни вошли в его же книгу «Азбука».



Каких великих русских писателей вспомним на уроке. Назовите, кто это? (по мере ответов учитель открывает фамилии писателей по щелчку или после всех ответов для проверки: всех ли писателей нам удалось назвать?) Слайд 4


2 задание.«Узнай великого русского писателя»

Этих писателей знают в России и в мире. Мы постараемся их «узнать в лицо» по портрету - слайд 5



Знакомясь с произведениями великих русских писателей, нам удалось узнать некоторые факты их жизни, детства, творчества. По воспоминаниям биографов давайте постараемся определить, о каком писателе идёт речь?

Узнавая о творчестве великих русских писателей, мы встретились с названиями интересных мест, фамилиями, именами, отчествами близких им людей, без которых их жизнь невозможно представить.

Определите, для какого писателя подходят слова, которые могут быть размещены рядом с его портретом.


3 задание. Разминка 

К.1 читает с карточки: (слайд 6)

Переводил стихи и прозу, великодушно знал литературу, интересовался театром. Более тридцати лет проработал в Петербургской публичной библиотеке. (Крылов)

(Вопросы задаёт учитель)

*Как звали Крылова? (Иван Андреевич)

*Что писал И.А.Крылов? (басни)

*Что высмеивают басни И.А.Крылова? (пороки людей: жадность, глупость, наглую самоуверенность)

*Где он работал ? (в Петербургской публичной библиотеке)

*Сколько лет проработал И.А.Крылов в Петербургской публичной библиотеке? (более 30 лет)

*Какие иностранные языки изучил Крылов без помощи учителей? (французский и итальянский)

К.2читает с карточки: (слайд 7)

Стихи он начал сочинять, когда был совсем маленьким. Его первое стихотворение написано по –французски. (Пушкин)

(Вопросы задаёт учитель)

*Когда родился Александр Сергеевич Пушкин? (6 июня 1799г.)

*В каком городе он родился? (в Москве)

*На каком языке говорили в семье Пушкина? ( на французском)

*В коком возрасте пушкин написал первое стихотворение? *Кто учил маленького Сашу писать по-русски? (бабушка)

*Как звали его няню? (Арина Родионовна)

*Какое стихотворение А.С.Пушкин посвятил няне? (“Зимний вечер”)

К.3 читает с карточки: (слайд 8)

«Мы даже устроили игру в муравейные братья … Я, помню испытывал особенное чувство любви и умиления очень любил эту игру»(Толстой)

(Вопросы задаёт учитель)

*Где родился Л.Н.Толстой? ( в деревне Ясная Поляна)

*Сколько детей было в семье Л.Н.Толстого? ( пятеро)

*Какой титул был у Толстого? (граф)

К.4 читает с карточки: (слайд 9)

«Что же мама не идёт?

Ведь Мишель всё ждёт и ждёт» (Лермонтов)

*Кто занимался воспитанием юного поэта?(Бабушка)

*Где учился Лермонтов?(В Санкт-Петербурге, в офицерской школе)

*Сколько лет прожил Лермонтов? (27 лет)

*Почему поэт прожил так мало?(Он был убит на дуэли)



4 задание. Выбери подходящее

А.С. Пушкин: (слайд 10)

  • Арина Родионовна

  • Евгений Онегин

  • Лицей

И.А. Крылов: (слайд 11)

  • Петербургская публичная библиотека

  • Летний сад

Л.Н. Толстой: (Слайд 12)

  • Ясная Поляна

  • «Азбука»

  • «Война и мир»

М.Ю. Лермонтов: (слайд 13)

  • Горные вершины

  • Санкт-Петербургская офицерская школа

  • Тарханы

Физминутка

Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись  давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, 2, 3!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

5 задание. Творчество писателей (делятся на 3 группы по 3-4 человека)

Викторина по творчеству А.С. Пушкина

(на столах лежат конверты с разрезанной картинкой, дети её собирают и находят строки к ней )

Вспомни подходящие строки из сказки А.С. Пушкина

1 Царь (слайд 14)

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».


2 Белка (слайд 15)

Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,


3 Бочка (слайд 16)

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.

Викторина по творчеству А.И.Крылова



(Слайд 17) Кто не слыхал его живого слова,

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.



Учитель. (Слайд 18) Вспомните названия изученных басен по «рассыпавшимся» картинкам. (на 3 группы получают картинки) Какие это басни? Для проверки появляются стрелки, соединяющие картинки. (Басни «Ворона и Лисица», «Зеркало и Обезьяна», «Мартышка и Очки»)

Учитель. Определите, из какой басни такая мораль. (3 картинки, у каждой группы по 1, поднимают когда узнали описание своей картинки)

1 команда.- (слайд 19-20)

«Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок». (Ворона и лисица)

2 команда.-(слайд 21-22)

«Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» (Зеркало и обезьяна)

3 команда.-(слайд 23-24)

«К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,

Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;» (Мартышка и очки)


Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова (слайд 25)

Какие стихи М.Ю. Лермонтова мы можем прочесть наизусть, глядя на картину И.Шишкина? Чтение учащимися наизусть стихотворения «На севере диком …» -

Какие стихи М.Ю. Лермонтова мы можем прочесть наизусть, глядя на картину А.И. Куинджи? Чтение учащимися наизусть стихотворения «Горные вершины» (ставлю на паузу презентацию и включаю запись)

Текст, стихотворения Лермонтова использовал композитор Александр Варламов для своего романса с таким же названием. Послушайте и отдохните. Как вы считаете, какую музыку можно услышать: печальную, торжественную, грустную?

Викторина по творчеству Л.Н.Толстого (слайд 26)

Из произведений какого писателя эти слова?

Обезьяна

Пушка

Акула

Шляпа

Артиллерист

(Л.Н.Толстой)


(слайд 27) А теперь каждое слово определим для рассказа «Акула» или «Прыжок»,


(слайд 28)

Акула мальчик

Пушка капитан

Мальчики ружьё

Обезьяна

Шляпа



III Подведение итогов. Рефлексия.

Давайте сейчас мы подведем итоги нашему уроку. - Что вам особенно запомнилось, что произвело на вас большое впечатление во время нашего урока

. - С произведениями каких авторов мы познакомились в разделе “Великие русские писатели”?

-Какие произведения вам больше всего запомнились? Почему?



Я благодарю вас за отличные знания, за чёткую и быструю работу.

(Слайд 29) - оцениваем свою работу.

(Слайд 30) -

Дом.зад.- Давайте напишем письмо в прошлое нашим писателям. Чтобы вам хотелось им сказать, за что поблагодарить? «За что хотим поблагодарить великих писателей?»



IV.Выставление оценок.