СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с элементами технологии ТРИЗ для детей подготовительной группы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опытническая и экспериментальная деятельность детей. Занимательные опыты и эксперименты для детей дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с элементами технологии ТРИЗ для детей подготовительной группы»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (ЯСЛИ – САД) №11 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОПЕРЕКОПСК РЕСПУБЛИКИ КРЫМ











Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с элементами технологии ТРИЗ для детей подготовительной группы

Тема: «Превращения»





















г. Красноперекопск 2020 г.





Цель: Продолжать знакомить детей с методом «маленьких человечков».

Посредством элементов ТРИЗ формировать представления о свойствах льда и воды. Закрепить знания об органах чувств человека. Продолжать освоение схемы «превращения» и формирование действия «превращения»

Программное содержание

Образовательные задачи:

- продолжать знакомить детей со способами экспериментирования;

- обобщить и закрепить знания детей о свойствах льда и воды;

-в д. /игре « Волшебные окна» закрепить знания об органах чувств человека через практические действия по обследованию предметов;

-формировать умение составлять схемы «превращения»;

- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия;

Развивающие:

- развивать логическое мышление, воображение, фантазию детей;

- развивать навыки проведения лабораторных опытов;

- пробуждать исследовательский интерес, любознательность.

Воспитательные:

- воспитывать умение работать сообща, делать логические выводы и умозаключения;

- воспитывать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;

Оборудование и материалы: компьютер, видеопрезентация: «Волшебные окна», презентация « Пример превращения», видео «Три состояния вещества», слайд – картинка «Земля из космоса», оборудование к играм «Что ты видишь вокруг себя?, «Что звучит?», «Узнай по запаху», «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», дидактическое пособие «Дерево Знаний», посылка от Снежной Королевы с кусочками льда, оборудование для проведение экспериментов со льдом и водой (вода в стакане, кусочки льда на тарелочке, губка, мешочек из ткани, таблица – схема на каждого ребёнка)

Предварительная работа: чтение сказки с просмотром видеопрезентации «Сказка о маленьких человечках», просмотр видеопрезентации «Три состояния вещества», подвижная игра " Игры маленьких человечков", игры с детьми в ТРИЗ – игру «Данетки», игры – эксперименты с водой, льдом и снегом


Ход ООД:


Мотивационно – ориентировочный этап

Дети стоят на ковре. Звучит загадочная музыка

Воспитатель: Ребята, хотели бы отправиться в сказочное путешествие, стать маленькими волшебниками и творить чудеса. (ответы детей)

Поисковый этап

1. Воспитатель: Но вот проблема, как стать волшебниками? Дети предлагают свои варианты превращения в волшебников (взять волшебную палочку, одеть одежду волшебников, сказать заклинание и т.д.)

Игра-перевоплощение (педагог предлагает вспомнить волшебное заклинание)

«Топ, топ, хлоп, хлоп, вокруг себя повернись,

В маленького волшебника превратись» (дети «надевают мантию - превращаются в волшебников» и становятся возле экрана проектора)

Воспитатель: Ребята, вот вы и превратились в волшебников. А что делают волшебники? (ответы детей). Да, они колдуют или превращают.

План занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами:

- поупражняемся в «превращениях»;

-узнаем, какие бывают волшебные «окна», через которые мы воспринимаем мир;

- вспомним, какие бывают вещества;

- поиграем в эксперименты.

Воспитатель: Ребята, а быть волшебником – это хорошо или плохо?

ТРИЗ – игра «Хорошо-плохо» (ответы детей – хорошо быть волшебником или плохо)

Практический этап

2. Видеопрезентация «Волшебные окна». Педагог обращает внимание детей на картинки, на которых отдельно нарисованы глаза, ухо, нос, рука, язык.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у нас есть волшебные окна, через которые мы можем посмотреть на мир. Через первое окно (глаза) - мы можем посмотреть мир, через второе (уши) - послушать, через третье (нос) - понюхать, через четвертое (руки) - пощупать, через пятое (язык) - попробовать на вкус.



Воспитатель: Ребята, я предлагаю узнать, как работают наши волшебные окна. Проводятся игры:

Волшебное окно «Глаза» - д./игра «Что ты видишь вокруг себя?

Волшебное окно «Уши» - д./игра «Что звучит?»

Волшебное окно «Нос» - д./игра «Узнай по запаху»

Волшебное окно «Язык» - д./игра «Узнай на вкус»

Волшебное окно «Рука» - д./игра «Узнай на ощупь»

( Воспитатель предлагает на ощупь узнать предмет; понюхав, попробовав с закрытыми глазами узнать продукт; по звуку узнать инструмент)

3. Воспитатель: Ребята, мы с вами превратились в волшебников и я предлагаю поупражняемся в превращениях. Я буду называть предмет, а вы подумайте, во что он может превратиться. И давайте вспомним, чем мы обозначали схему превращения. (ответы детей). Да, правильно, стрелкой. Итак, внимание на экран.

Игра с презентацией « Пример превращения»

  • Царевна – лягушка – Василиса Прекрасная

  • Гусеница – бабочка

  • Семечко – цветок

  • Икринки – рыба

  • Яйцо – цыплёнок

  • Лед – вода

Воспитатель обращает внимание детей на «Дерево знаний», на котором изображена схема «Маленькие человечки» по ТРИЗ

4 . Воспитатель: Ребята, обратите внимание на наше «Умное дерево». Там расположились какие то гости. Но гости какие-то необычные. Они очень похожи на человека. Но как-то странно они себя ведут. Может быть, вы знаете, кто эти человечки? (Ответы детей)



Воспитатель: Правильно, это действительно «маленькие человечки». Мы с вами познакомились с ними на прошлых занятиях. А ещё мы узнали про них сказку. Эти человечки такие маленькие, что их очень трудно рассмотреть невооруженным глазом. Учёные рассмотрели их в микроскоп и назвали молекулами. Ну а мы с вами будем называть их просто «маленькие человечки». Они живут во всех веществах, которые нас окружают.

Воспитатель: А какими бывают вещества? (ответы детей) Да, они бывают твёрдыми, жидкими и газообразными. И везде человечки ведут себя по-разному. Я предлагаю вам посмотреть кино про этих маленьких человечков.

Просмотр видео «Три состояния вещества»

Воспитатель: Скажите, как ведут себя «маленькие человечки» в твёрдых веществах? (ответы детей) Да, они крепко держатся за руки.

Воспитатель: А как себя ведут «человечки» в жидкостях? (ответы детей). Они просто стоят рядом.

Воспитатель: А как ведут себя «человечки» в газообразных веществах? (Ответы детей). В газах «человечки» не стоят на одном месте, они бегают.

Воспитатель: Какие твёрдые вещества вы знаете?

Дети. Твёрдые вещества – это дерево, стекло, земля, лёд, камень.

Воспитатель: А какие жидкости вы знаете?

Дети: Молоко, вода, бензин, нефть.

Воспитатель: Какие газообразные вещества вы знаете?

Дети: Туман, воздух, облака, газ, пар.

Воспитатель: Скажите ребята, каких веществ на земле больше – твёрдых, жидких ? (Ответы детей).

Воспитатель: Чтобы правильно ответить на этот вопрос, надо вспомнить, как выглядит наша планета из космоса?

Слайд – картинка «Земля из космоса»

Воспитатель: Какого цвета она из космоса? (ответы детей). Да, она голубого цвета.

Воспитатель: Почему она нам кажется голубого цвета?

Дети. Потому что на земле много воды.

Воспитатель: Вот вы и ответили на вопрос, какого вещества на земле больше. Конечно, жидкости. А вот твёрдых веществ гораздо меньше.

Физминутка « Игры маленьких человечков"

Дети выступают в роли «маленьких человечков» и показывают, в каком веществе какие человечки живут. Воспитатель говорит: камень - дети берутся за руки, сок - дети становятся рядом друг с другом, соприкасаясь локтями, воздух - дети отбегают друг от друга, болтая при этом руками и ногами и т. д.

3. «Волшебная посылка»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, посылка! От кого - же она? (читает). Она оказывается от Снежной Королевы. Но открыть мы её сможем, если вы отгадаете, что в ней находится.

ТРИЗ – игра «Данетки» (дети задают вопросы воспитателю, воспитатель отвечает на них «да» или «нет», после того, как дети догадались, что лежит в посылке, воспитатель открывает посылку и достаёт из неё лёд)

Воспитатель: «Ой, ребята, давайте откроем посылку и посмотрим на подарок. Ну, конечно, что ещё могла прислать Снежная Королева – это кусочки льда.

Дети подходят к столу для экспериментирования

4.Проведение экспериментов со льдом и водой (у детей на столах лежат кусочки льда в тарелочках, стаканы с водой, таблицы - схемы)                     

Воспитатель:-  «Оказывается лед  - волшебный, он умеет превращаться. Давайте проведем несколько опытов и увидим, чем же отличаются вода и лед».  

1 эксперимент « Лёд превращается в воду»                                        Воспитатель: Ребята, давайте подержим кусочек льда в руке.  Что произошло? (ответы детей).

Да, правильно, лёд превратился в воду. Когда становится тепло, человечки перестают держаться за руки  - и получается жидкость, вода. Давайте нарисуем схему превращения льда в воду. Чем мы её обозначим? (ответы детей). Да правильно – стрелкой (дети рисуют схему – превращения льда в воду)               

2 эксперимент «Твёрдое - жидкое»

Воспитатель:-  Ребята, лед  - какое вещество? Давайте попробуем его палочкой? (ответы детей). Да, это твёрдое вещество, в нем человечки крепко держатся за руки. Давайте запишем результаты в таблицу (дети рисуют «маленьких человечков» в таблице)

3.эксперимент «Растекание»                                                                                 Воспитатель: - «Ребята, давайте проверим, могут ли лед и вода растекаться. Для этого возьмите лед и положите его на стол, а затем воду налейте на стол. Что мы видим? Вода растеклась по столу, а лед нет. Значит, какой вывод мы можем сделать?»                              

Дети: «Вода растекается, а лед нет».

Дети записывают полученные результаты в таблице                       

4эксперимент «Впитывание»                                                               Воспитатель: - «А сейчас, мы с вами проверим, могут ли вода и лед впитываться. Для этого возьмите губку и приложите ее ко льду. Лед не впитался в губку, она осталась сухой. А теперь опустите губку в чашку с водой  и выжмите ее. Вода полностью впиталась в губку. Какой вывод мы можем сделать?                                                

Дети: - «Вода впитывается, а лед нет».  

Дети записывают полученные результаты в таблице

5  эксперимент                                                                                         Воспитатель: - «Ребята, давайте проверим, могут ли наши вещества перемещаться из одного места в другое. Давайте возьмем тряпочный мешочек и положим в него кусочки льда. Лед остается в мешке. А сейчас мы нальем в мешок воду. Вода вытекла из него, значит, она умеет перемещаться».  

 Дети записывают полученные результаты в таблице

Воспитатель: - «Ребята, давайте посмотрим в таблицу и подведем итоги наших экспериментов».      

Дети: - «Лёд – это твёрдое вещество, он не растекается, не впитывается и не перемещается. Вода – это жидкое вещество, она может растекаться, впитываться и перемещаться».

Рефлексивно – оценочный этап

Воспитатель: Вот и закончилось наше сказочное путешествие. Вам понравилось быть волшебниками? Ребята, что мы сегодня узнали и какой вывод мы можем сделать после нашего путешествия? (ответы детей)

Дети: У нас есть волшебные окна - глаза, ухо, нос, рука, язык. «Схему - превращения» можно нарисовать стрелкой. Все вещества в природе состоят из маленьких частичек, которые называются молекулами. В разных веществах эти частички ведут себя по – разному.

Воспитатель: Что вам понравилось на занятии? (ответы детей)

Ребята, на следующих занятиях мы продолжим с вами эксперименты, я покажу вам другие схемы – превращения. А теперь нам пора возвращаться из страны сказок, вновь в детский сад.

Вокруг себя дружочек повернись,

И вновь в ребёнка превратись.

Последующая работа

Педагог предлагает на следующем занятии посмотреть «схемы превращения» бабочки птицы, лягушки и цветка и продолжить эксперименты с водой, льдом и снегом.