Конспект организованной образовательной деятельности
«Музыкальное путешествие»
(ОО «Художественно-эстетическое развитие», «Музыка»,
средняя группа)
Цель занятия: Выявить у детей навыки и умения во всех видах музыкальной деятельности по разделу «Музыкальное воспитание».
Задачи:
Развивать эмоциональность, музыкальную память, тембровый слух, ладовое чувство, чувство ритма.
Содействовать проявлению самостоятельности и творческому выполнению заданий.
Упражнять в чистом пропевании поступенного и скачкообразного движения мелодии, в чёткой дикции.
Совершенствовать умение начинать пение после музыкального вступления, ритмично выполнять подыгрывание на музыкальных инструментах.
Совершенствовать музыкально – ритмические движения.
Воспитывать в детях активность, инициативность, самостоятельность, творчество.
Тип занятия: Итоговое.
Предварительная работа:
Прослушивание музыкальных произведений разных жанров и характеров в течение года.
Знакомство с танцевальными движениями.
Разучивание песни «Весенняя полечка».
Словарная работа: Детям нужно уметь охарактеризовать прослушанные произведения:
Д.Б. Кабалевский «Полечка» (музыка весёлая, игривая, озорная, звонкая, быстрая).
«Марш солдатиков» Юцкевича (ритмичная, маршевая, бодрая)
Песня «Весенняя полечка» (музыка звонкая, весёлая, озорная, игривая).
Методы:
Словесный.
Наглядный.
Практический.
Приёмы:
Слушание музыкальных произведений, беседа о звучании и содержании музыки, наводящие вопросы к её описанию.
Изучение танцевальных движений, соответствующих возрасту детей.
Пение песни «Весенняя полечка», пропевание отдельных элементов мелодии, начальное изучение состава песни.
Оборудование:
Маленькая настольная ширма, прикрытая тканью
Перчаточная кукла – Петрушка
Столик, прикрытый скатертью
Картонные колпачки всех цветов радуги
Картонные нотки всех цветов радуги с прикрепленными к ним кусочками двойного скотча
Мольберт с изображением пустого нотного стана со скрипичным ключом
Большой конверт
Детские музыкальные инструменты: бубен, дудочка
Раскраски
Ход занятия:
В центре музыкального зала установлена маленькая ширма, за которой прячется кукловод с перчаточной куклой – Петрушкой. Рядом с ширмой находится столик, на котором стоят бумажные колпачки всех цветов радуги. Под колпачками спрятаны картонные нотки аналогичных цветов. С другой стороны, от ширмы установлен мольберт, на котором изображён пустой нотный стан (в ходе выполнения детьми музыкальных заданий на нотном стане будут размещаться разноцветные нотки).
Дети вместе с воспитателем под музыку входят в музыкальный зал, образуют круг.
Проводится музыкальное приветствие «Здравствуйте»
Музыкальный руководитель: (обращает внимание детей на конверт, который он держит в руках)
Поглядите –ка, письмо
В детский садик к нам пришло!
Интересно, кто нам его отправил?
Об этом мы с вами узнаем,
Если загадку отгадаем!
Он с бубенчиком в руке
В сине - красном колпаке
Он - веселая игрушка,
А зовут его ... ( Петрушка)
Дети отгадывают загадку об игрушке – Петрушке.
Музыкальный руководитель: (открывает конверт) Верно, ребята! Это Петрушка отправил нам письмо. А в этом письме – приглашение в волшебную страну Музыки! Не будем терять времени и скорее отправимся в путь! А поедем мы туда на лошадках!
Дети при помощи воспитателя образуют пары, стоящие в положении «упряжка».
Музыкальный руководитель: Дорога будет долгой и по пути мы с вами сделаем небольшую остановку для того, чтобы весело поплясать. Затем мы оставим наших лошадок в конюшне, а сами отправимся пешком, маршируя по огромной городской площади, после чего, очень быстро перебежим через деревянный мост над глубокой речкой и очутимся в Музыкальной стране.
Дети при помощи воспитателя выполняют под музыку следующие упражнения:
- «Лошади и всадники» «Смелый наездник» Приложение № 1 (диск 2);
- «Плясовые движения» «Ой, лопнув обруч» Приложение № 7 (диск 1);
- «Марш и бег»
«Марш» Тиличеевой Приложение № 27 (мл гр диск 2)
«Бег» Ломовой Приложение № 28 (мл гр диск 2)
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята!
Вы прошли огромный путь,
Всем вам нужно отдохнуть.
Потихоньку проходите,
И на стульчики садитесь.
Под спокойную музыку (Приложение № 3 диск 2 средняя) дети проходят и присаживаются на стульчики.
Музыкальный руководитель: Вот мы и попали в Музыкальную страну! Только где же Петрушка? Почему он не встречает нас у себя в гостях? Может быть, что – то случилось?
Под музыку на ширме появляется Петрушка.
Петрушка: Здравствуйте, ребятишки! Девчонки и мальчишки!
Я – весёлая игрушка,
А зовут меня Петрушка!
Петь люблю я и плясать,
В игры разные играть!
Музыкальный руководитель: Ребята, нужно поздороваться с Петрушкой!
Дети вместе с воспитателем приветствуют Петрушку.
Музыкальный руководитель: Петрушка, расскажи, зачем ты пригласил нас к себе в гости?
Петрушка: Дело в том, что в моей весёлой стране случилось происшествие! Без вашей помощи мне не обойтись!
Музыкальный руководитель: Что же здесь произошло?
Петрушка: Я готовился к представлению, чтобы позабавить ребят. Вдруг поднялся сильный ветер, закружил и перепутал все звуки, которые есть в Музыкальной стране. Для того, чтобы расставить все звуки по своим местам, нужно приоткрыть семь волшебных колпачков. Под каждым из них - музыкальное задание, которое нужно выполнить ребятам. Если все задания будут выполнены правильно, то все звуки вновь окажутся на своих местах, и я, как и прежде, смогу радовать ребятишек своими музыкальными представлениями!
Музыкальный руководитель: Не переживай, Петрушка! Наши ребята тебе обязательно помогут. Правда, ребята?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель:
Что ж, тогда скорее начинаем,
Колпачки быстрее открываем!
Приподнимает красный колпачок, достает из – под него картонную нотку красного цвета.
Музыкальный руководитель:
Объявляю испытанье,
И даю я вам заданье!
У Петрушки – три подружки.
Злюка, Плакса и Резвушка.
Шли к нему, и заблудились,
Все втроём с дороги сбились.
Нужно внимательно послушать музыку, и определить по характеру её звучания, где какая из подружек находится.
Проводится слушание пьесы Д. Кабалевского «Полечка» Приложение № 12.
Следуя наводящим вопросам музыкального руководителя, дети описывают характер музыки, выбирают соответствующую характеру произведения картинку (музыкальный руководитель прикрепляет красную нотку к нотному стану).
Слушание «Марш солдатиков» Юцкевича Приложение № 72
Затем аналогичным образом к нотному стану прикрепляются ещё одна картонная нотка – оранжевая из – под колпачка оранжевого цвета
Музыкальный руководитель: Первое задание выполнено прекрасно! Целых два звука вернулись на своё место!
Петрушка:
Ждёт ещё Вас испытанье,
Объявляю я заданье!
Инструменты зазвучат,
Всех нас вмиг развеселят!
Все вы их определите,
Имена их назовите!
Музыкальный руководитель приподнимает колпачок желтого цвета, извлекая из – под него желтую картонную нотку.
Проводится музыкально – дидактическая игра «Отгадай инструмент».
Детям необходимо по звучанию отгадать каждый из инструментов, вспомнить его название (фортепиано, барабан, дудочка).
Петрушка: Надо же! Как быстро ребятишки справились со вторым испытанием!
Музыкальный руководитель: Они выполнили задание не только очень быстро, но ещё и правильно, вернув на своё место ещё один звук!
Прикрепляет к нотному стану нотку желтого цвета.
Петрушка: Отлично! Только это ещё не все звуки, которые есть в моей стране. Некоторые из них нам ещё предстоит вернуть на свои места!
Музыкальный руководитель: Не беспокойся, Петрушка. Наши ребята готовы к следующим испытаниям. Так ведь, ребята?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель: Посмотрим, каким будет следующее музыкальное задание?
Приподнимает колпачок зеленого цвета, извлекая из – под него зеленую нотку.
Музыкальный руководитель: Для того, чтобы вернуть на место этот звук,
Нужно песенку узнать,
И характер описать!
Музыкальным руководителем исполняется на фортепиано мелодия песни «Весенняя полечка». Детям нужно узнать по звучанию знакомую песню, вспомнить её название и описать характер музыки.
Прикрепляет к нотному стану зеленую нотку.
Приподнимает колпачок голубого цвета, извлекая из – под него голубую нотку.
Нотку из-под колпачка возьмем,
Звонко песенку споем.
Но прежде, нам нужно подготовить голоса к пению.
Упражнение «Дружная семейка» Гаврилюк Л.А.
Утром семья собирается на прогулку. У кого самые низкие голоса?
Правильно, у папы и дедушки. Споём эти слова.
У кого голоса звучат выше? У бабушки и мамы. Настроимся на их голоса.
А как звучит голос ребёнка? Ещё выше.
Давайте соединим эти партии и посмотрим, что у нас получилось.
Получилась настоящая песенка про дружную семью.
Пение «Весенняя полечка»
Прикрепляет к нотному стану голубую нотку.
Музыкальный руководитель: Вот видишь, Петрушка! Напрасно ты так сильно волновался!
Петрушка: Может быть и так, но есть ещё колпачки, под которые мы не заглядывали. А значит, есть ещё задания, которые мы не выполнили!
Музыкальный руководитель: Не переживай так сильно, Петрушка! Сейчас мы узнаем, какие это задания, и ребята их обязательно выполнят!
Приподнимает синий колпачок, извлекая из – под него синюю нотку.
Музыкальный руководитель: Для того, чтобы этот звук нашёл своё место,
Бубны в руки нужно взять,
Сыграть на бубнах и потанцевать!
«Веселый танец» Приложение № 26
Педагог предлагает нескольким детям поиграть на бубнах.
Такт 5-8: легко бегут на носочках, солисты потряхивают бубном
Такт 9-16: дети хлопают в ладоши, солисты энергично ударяют в бубен. Повторить пляску 2 раза.
Музыкальный руководитель прикрепляет синюю нотку к нотному стану.
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Впереди у нас только одно задание! И сейчас мы узнаем, что нам ещё нужно сделать!
Приподнимает колпачок фиолетового цвета, извлекая из – под него фиолетовую нотку.
Музыкальный руководитель: Для того, чтобы этот звук вернулся на своё место,
Нужно всем в кружочек встать,
Веселее поиграть!
Проводится игра «Ловишки с Петрушкой» (мл гр Приложение № 4 диск 2)
Петрушка: Ваши ребятки не только умные, но ещё и очень весёлые! Мне так понравилась игра!
Музыкальный руководитель: Ты прав, Петрушка! С этим заданием ребята справились прекрасно, и помогли ещё одному звуку вернуться к себе домой.
Петрушка: Мы открыли все колпачки, а это значит, что нет больше путаницы, и все звуки теперь находятся там, где и должны быть.
Музыкальный руководитель: Я же говорила тебе, Петрушка, что ребятишки смогут выполнить все музыкальные задания!
Петрушка: Я очень рад тому, что ребята выручили меня! И за то, что Вы мне помогли, хочу наградить Вас и подарить музыкальные раскраски. Пусть они напоминают Вам об этом увлекательном путешествии.
Ребятам вручаются раскраски.
Петрушка:
Вы подарки забирайте,
И меня не забывайте!
Быстро – быстро закружитесь,
И в саду вы очутитесь!
Дети выполняют кружение на месте, стоя возле своих стульчиков
Музыкальный руководитель: Ребята, вот и закончилось наше путешествие! Волшебник Петрушка помог нам вновь очутиться в нашем детском саду!
Рефлексия.
Ребята, вам понравилось сегодня в Музыкальной стране? Что на занятии Вам больше всего запомнилось? Что показалось трудным? Ребята, если вам сегодня понравилось заниматься- прикрепите веселые смайлики к мольберту, где изображен веселый человечек, а если нет- грустные к мольберту, где изображен грустный человечек.
Детьми при помощи воспитателя и музыкального руководителя исполняется распевка «До свидания»
Дети вместе с воспитателем уходят из музыкального зала парами.