19.11
Основа слова.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
«Воля и труд дивные всходы дают» На доске
- Прочитайте девиз урока.
- Как понимаете слова?
- Вы готовы приложить свою волю в работе на уроке?
- Будем грамотно писать.
- Тайны слова «познавать»
2. Чистописание.
- Поставьте руку на локоть. Представьте, что в вашей руке находится малярная кисть, а перед вами – забор. Кисти вверх, вниз (10 раз) вправо, влево. Нарисуем 4 кружочков по часовой стрелке, 4 – против.
Встряхнем нашу воображаемую кисть и приступим к минутке чистописания. Буквосочетания :
ос, ва, но
костюм
Посмотрите ещё раз на буквосочетания. Как вы думаете, почему именно эти буквосочетания я взяла для чистописания? (Из них можно составить слова).
3. Повторение.
Спиши слова, распределяя их в три столбика: имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Отец, золотой, несёт, береза, снегирь, летит, легкое, сладкие, рубит, едут, ловкий, пальто, язык, пьют, пушистая, ворчит, деревья, дружные.
Сущ. | Прил. | Гл. |
Отец Берёза Снегирь Пальто Язык Деревья | Золотой Лёгкое Сладкие Ловкий Пушистая Дружные | Несёт Летит Рубит Едут Пьют Ворчит |
4.Объявление темы и цели урока.
-Посмотрите какие же слова получатся? (Основа слова)
-Что вы знаете об основе слова? (Часть слова без окончания)
-Что ещё хотите узнать? (Из чего состоит основа слова? У всех ли слов основа одинаковая?)
-Кто может назвать тему нашего урока? (Основа слова)
-О чём мы должны узнать на уроке? (Из чего состоит основа слова?)
5. Работа над темой урока.
1. море, моряк, мореплаватель, мореход, морской, заморский.
В них есть общая часть, а именно корень -мор-. Корень — это значимая часть слова, которая заключает в себе его основное лексическое значение.
Приведённые слова однокоренные (родственные). Это слова с одним и тем же корнем, но у них разные приставки и суффиксы. Основы этих слов также отличаются друг от друга.
2. моря́, морем, к морю, о морях
В этих словах один и тот же корень -мор- и одинаковые основы. Слова различаются только окончаниями. Перед нами формы одного и того же слова.
В однокоренных словах основы ( одинаковы, различны).
В разных формах одного и того же слова основы (одинаковы, различны).
6. Работа с учебником.
Стр. 53 упр.82
Водопровод — система труб для подачи воды от центрального резервуара в места ее потребления;
небосвод — открытое со всех сторон небо над горизонтом в виде свода;
водоворот — вихревое движение воды в реках, морях;
хоровод — старинный массовый народный танец у славянских народов, сопровождаемый песнями.
Вода, водопровод, водоворот.
7. Игра «Крестики – нолики».
- Ребята, я предлагаю вам вспомнить сейчас, что вы знаете о частях слова. В этом нам поможет игра «Крестики – нолики». А игра заключается в следующем: я буду читать вам утверждение и, если вы ним согласны, в клеточке ставите +, если не согласны – 0. Отвечать начнёте с той клеточки, в которой стоит точка. Итак, начинаем.
Родственные слова ещё называют однокоренными. (+)
Верно ли, что у слов телега и телеграмма одинаковый корень? (-)
Корень – это главная часть предложения. (-)
Окончание – изменяемая часть слова.(+)
Основа – это часть речи.(-)
Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)
Окончание помогает образовывать новые слова. (-)
Основа – часть слова без окончания. (+)
Окончание служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях. (+)
Проверим ваши ответы.
8. Рефлексия.
- Составьте слово по подсказкам.
1. В слове есть окончание и основа. Она состоит из трёх частей
2. Корень тот же, что в словах: обмен, меняла, изменить.
3. В приставке две буквы «е».
4. Суффикс тот же, что в словах травка, шубка.
5. Окончание - первая буква алфавита. (Перемена)
10. Итог урока.
XII.Домашнее задание.
С. 54 Упр. 84.