Конспект открытого занятия.
Тема занятия: «Работа над пением в унисон».
Цели занятия:
Дать понятие - пение одноголосно в унисон.
Задачи занятия: Образовательные: - Работать над правильным звукообразованием и звуковедением .
- Работать над одновременным произнесением текста.
- Работать над унисоном .
- Работать над выразительностью исполнения.
Развивающие:
Развить музыкальное восприятие, музыкальный слух.
Совершенствовать вокально-хоровые умения и навыки, навыки пения в унисон.
Совершенствовать навыки работы в коллективе.
Воспитательные:
Воспитать активность, дисциплинированность, коллективность.
Оборудование занятия: фортепиано, CD проигрыватель.
План занятия:
Организационный момент.
Актуализация темы.
Артикуляционная гимнастика.
Дыхательная гимнастика и фонопедическое упражнение-игра.
Вокальные упражнения.
Работа над песней Карасёва «Падают листья».
Мимический канон.
Итог занятия.
Ход занятия.
Начнём наше занятие со стихотворения, оно наверняка вам всем знакомо:
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик,
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.
Знакомое стихотворение? Давайте по очереди попробуем проговорить это стихотворение.
(Дети по очереди читают стихотворение).
А давайте теперь все вместе прочитаем его. (Читают). Ребята, а какая перед нами сейчас стояла задача?
Ответы детей.
Да, нам нужно было произносить слова всем вместе, одновременно. А сейчас давайте споём распевку.( Ой, люли, люли, люли, прилетели журавли).
(Пропеваем поступенный звукоряд из пяти звуков вверх и вниз).
Когда мы поём распевку, стоит перед нами та же задача, что и при произнесении стихотворения?
Ответы детей.
Да, действительно, как стихотворение, так и распевку мы должны произносить и петь вместе, одновременно, хором. Но так как мы с вами пели сейчас в один голос, старались, чтобы наши голоса слились, такое пение называется: пение в УНИСОН.
УНИСОН - это одновременное звучание двух или нескольких голосов, совпадающих по высоте. Например, унисоном является хоровое исполнение одноголосной песни.
Мы сегодня поработаем над унисоном. Для того чтобы подготовить свой артикуляционный аппарат давайте все вместе проговорим слова песни, это называется ритмодекламация. Но проговаривать мы их будем не просто так, а под музыку (Сначала можно продекламировать стихи не под музыку, а с хлопками на определённую долю). Не забывайте, что перед нами стоит задача произносить текст одновременно, т.е. в унисон.
Карасёв «Падают листья»
Падают, падают листья
В нашем саду листопад
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят
Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
В руки возьмём по корзинке,
В лес за грибами пойдём,
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибом.
Ребята, вы знаете, что певец перед началом пения музыкальных произведений должен подготовить свой музыкальный инструмент, а точнее сказать - настроить его. Что же для этого нужно?
Распеваться, то есть петь тренировочные упражнения, разогревая наши связки.
1. Артикуляционная гимнастика.
- Кусаем, жуем язык
- «Трубочка, улыбочка»
- «Верблюд»( жуем колючки)
- «Чистим зубы»
- «Прокалываем» щеку языком
- «Толстый и тонкий» (надуть, втянуть щеки)
- Чешем губы
- «Лягушка ловит комара»
- «Кони и жеребята» (цокаем)
- «Поцелуйчик» (чмокаем)
- «Лимон» и «Яблоко» (морщим и разглаживаем переносицу)
- Обиделись, обрадовались, удивились
- Дышим как собача ( Плечи не поднимаютя,Дышим животиком)
2.Упражнения на дыхание.
«Шарик»
По моей руке учащиеся делают вдох и задерживают дыхание. Далее следует долгий выдох на звук «с». Одновременно с выдохом дети садятся на стул. Я слежу за продолжительностью и равномерностью выдоха.
«Собачка»
- Дышим как собача ( Плечи не поднимаютя,Дышим животиком
Давайте перейдём к следующему упражнению.
Наша задача в нём, как и предыдущих упражнениях - внимательно слушать друг друга, чтобы звучание было одновременным.
Это упражнение предназначено для того, чтобы подготовить наш голос к пению.
«Весенние голоса» (фонопедическое упражнение-игра).
Дети стоят в кругу, совершают движения руками и подражают звукам природы голосом. Каждому предложению рассказа соответствует свое звучание. Текст говорит педагог, дети его сопровождают озвучиванием и действиями.
Пригрело весеннее солнце (дети приветствуют солнце, поднимая руки вверх, каждый ребенок не очень громко поет звук в привычном регистре).
С пригорка понесся веселый ручеек (дети изображают бульканье ручейка, болтая языком).
Наполнил до краев огромную глубокую лужу (голосом дети на глиссандо опускаются в нижний регистр).
Через край перелился (несколько детей булькают языком, остальные делают «волну» голосом - вверх и вниз).
И побежал дальше (дети булькают языком).
На солнце вылезли из-под коры жуки (дети поют жжж-жжж низким голосом), а букашки (ззз-ззз высоким голосом) крылышки расправили и разлетелись в разные стороны (тр-тр-тр голосом разной высоты или шепотом - кто как хочет).
Ой! Что-то зашуршало под кучей хвороста (дети шуршат бумагой или подражают голосом: шур-шур).
И появился ежик! (дети сопят носом, при этом энергично выпуская и втягивая воздух).
Лес наполнился радостными весенними голосами (все дети одновременно имитируют птичьи голоса «фить», « чив»).
Вот и наступила весна! (каждый ребенок поет свой «весенний звук», звучит кластер, который можно затем свести в унисон в удобном для всех детей речевом регистре).
3.Вокально-интонационные упражнения:
1.Пение гласных на разной высоте:
А – О – Э – И – У - , - А – О – Э – И – У –
Звук должен тянуться ровно, гласные пропеваются кругло, одинаково, дети стараются слушать друг друга.
2.Восходящее движение от 1 к 5 ступени и нисходящее.
«Вот иду я вверх , вот иду я вниз.»
Работа губных мышц должна быть активной, мягкой, но не вялой.
3.« Эхо».
4.Интонирование мажорного трезвучия на legato и staccato. Вырабатывается навык ощущения высокой позиции:
Ра – ду – га, Ра – ду – га, Сол – ныш – ко, Сол – ныш – ко.
И сейчас мы поработаем над унисоном в песне Карасёва"Падают листья".
Обратить внимание на правильное звукоизвлечение, округлость, полётность, объёмность звука. Работа над унисоном в хоровом исполнении. В завершение - исполнение песни целиком без остановок.
Для того чтобы отдохнуть в конце занятия проведём такую игру, называется она "Мимический канон". Что такое канон, мы будем проходить в будущем, но коротко вам скажу, что
Канон - это многоголосная музыка, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но вступают не одновременно, а один позже другого.
Вот и мы сейчас давайте встанем в круг и выберем ведущего, который будет работать мимикой лица, изображая какое - либо настроение: радость, злость, испуг и т.д. А все остальные будут стараться повторить, причём одновременно, т.е. в унисон. Кто засмеётся, тот выходит из игры. Я буду сопровождать эту игру музыкой.
Давайте подведём итог нашего занятия.
Какое новое слово мы сегодня узнали?
Унисон:
Что это значит?
Ответы детей.
Где может встретиться унисон?
В пении, в декламации, в театральной деятельности тоже может встретиться унисон.
Совершенно верно.
Спасибо за занятие, все хорошо поработали. До свидания.