Конспект открытого урока для 3, 4 класса
3 класс тема : Там русский дух.. там Русью пахнет»
4 класс тема: « Музыкальное путешествие по Италии»
Цель урока: Раскрытие взаимосвязи музыки и литературы посредством образного восприятия мира.
Задачи урока:
Образовательная:
1.Сформировать умение слышать основные музыкальные темы и их развитие в музыкальных произведениях , формирование вокально-хоровых навыков.
Развивающая:
2.Развивать эмоционально-образное мышление в процессе восприятия музыкальных произведений.
Воспитательная:
3.Воспитывать нравственные качества, коммуникативные, привить интерес к урокам музыки.
Оборудование: ноутбук, колонки.
Ход урока.
Учитель: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте!
Учитель: Сегодня у нас с вами необычный и волшебный урок. Так получилось, что тема нашего урока заколдована. И чтобы ее расколдовать вы должны активно работать на уроке.
Дети: Хорошо.
Учитель: Ребята, давайте представим с вами , что мы находимся в детском музыкальном театре. Как вы думаете, что можно посмотреть и послушать в музыкальном театре?
Дети: В музыкальном театре можно посмотреть и послушать оперу, балет, спектакль и т.д.
Учитель: Что больше всего вам нравиться смотреть и слушать?
Дети: Сказку.
Учитель: Конечно, раз музыкальный театр детский, то очень часто основу музыкальных произведений составляет сказка или сказочный сюжет.
Учитель: Кто является героями сказок? Приведите примеры.
Дети: Сказочными героями могут быть гномы, волшебники, феи, колдуны, богатыри, животные.
Учитель: Кто сочиняет сказки?
Дети: Народ и писатели.
Учитель: Сказки бывают народные и литературные (авторские). Сейчас мы вами не много поиграем. На экране будут картинки из различных сказок, а вы должны ответить, какая это сказка народная или авторская!
Учитель: Совершенно верно, молодцы ребята! Мы уже с вами сказали, что многие композиторы в своих произведениях брали за основу сказку или сказочный сюжет. И одно из таких произведений мы сегодня с вами послушаем, точнее его фрагмент. Но для начала я вам прочитаю отрывок из сказки.
Учитель: Князь у синя моря, ходит,
С синя моря, глаз не сводит;
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой
прекрасный!
Что ж ты тих, как день
ненастный?
Опечалился чему?» –
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть – тоска меня съедает:
Люди женятся; гляжу,
Не женат, лишь я хожу»…
(обучающиеся определяют, из какого произведения отрывок)
Учитель: Эта сказка легла в основу оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского – Корсакова.
Учитель: Давайте вспомним, какие чудеса, превращения встречаются в этой сказке?
Дети: В этой сказке есть три чуда:
- белка песенки поет, да орешки все грызет, а орешки не простые, все скорлупки золотые…
-В чешуе как жар горя, тридцать три богатыря, все красавцы удалые, великаны молодые, все равны как на подбор, с ними дядька Черномор…
-Говорят, царевна есть, что не можно глаз отвесь. Днем свет Божий затмевает, ночью землю освещает – месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит…
-А также царевич Гвидон превращается в комара, муху, шмеля.
Учитель: Представьте себе, что вы стали композиторами, как бы вы изобразили музыкой полет шмеля?
Дети: Музыка звучала бы в быстром темпе, гудела, жужжала.
Учитель: Давайте послушаем, как это получилось у русского композитора Н.А. Римского-Корсакова, и определим характер музыки.
(Слушание музыкального произведения – Н.А. Римский-Корсаков «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане».)
Учитель: Ребята, что вы представили, слушая эту музыку? Какая она по характеру? Ответы детей: мы представляли, слушая эту музыку, как кружит, летает шмель, как он жужжит и хочет ужалить; музыка очень быстрая, стремительная и злая).
Учитель: Да, вы правы. А ещё эта музыка очень трудна для исполнения. Чтобы её исполнить, нужно обладать большим мастерством. С какой точностью нам композитор изобразил с помощью музыки образ шмеля.
Учитель: Ребята, но не только русские композиторы, сочиняли музыкальные произведения по мотивом сказок! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по маленькой Италии и узнаем, что зарубежные композиторы так же вдохновлялись сказочными сюжетами!
Учитель: Италия -это страна южных морей и гор, долин, садов и виноградников. Древняя Италия по праву считается хранительницей величайших исторических и художественных ценностей. Почти в каждом городе этой страны мы можем увидеть великолепные дворцы и храмы, фонтаны и парки, музеи и памятники. Именно в Италии родилась первая опера. И это неудивительно, потому что в Италии все любят петь: и дети, и взрослые, причём, люди разных профессий, начиная от булочника и заканчивая министром.
-Как вы думаете почему?
Дети: (В Италии очень красиво и хочется петь от красоты природы.)
Учитель: Действительно, этому способствует необычайно красивая природа, мягкий морской климат, и сам итальянский язык. Он очень певучий, мелодичный . Итальянский язык признан музыкантами международным языком музыки.
В 19 веке, многие композиторы из зарубежных стран приезжали в Россию. Чтобы изучить культуру русского народа. Так в Россию приехал итальянский композитор Цезарь Пуни , который писал музыку для самых крупных и знаменитых театров в Европе. Родился в Генуе 31 мая 1802 года, умер в Г. Санкт-Петербурге [26] января 1870 года – это один из тех итальянцев, кто внес огромный вклад в русское искусство.
И сейчас я вам прочитаю отрывок из одной знаменитой русской сказки, а вы отгадаете, что это за сказка.
Тут конёк ему заржал.
"Не тужи, Иван, – сказал, –
Велика беда, не спорю,
Но могу помочь я горю.
Ты на чёрта не клепли:
Братья коников свели.
Ну, да что болтать пустое,
Будь, Иванушка, в покое.
На меня скорей садись,
Только знай себе держись;
Я хоть росту небольшого,
Да сменю коня другого:
Как пущусь да побегу,
Так и беса настигу".
Дети: Это отрывок из сказки «Конек-горбунок».
Учитель: Правильно ребята, это отрывок из знаменитой сказки Петра Ершова «Конек-горбунок». Когда Цезарь Пуни приехал в Россию, то очень вдохновился этой сказкой и на ее мотив написал музыку к балету « Конек Горбунок», которая в будущем стала известна всему миру. Правда, композитор внес свои изменения, заменив некоторых персонажей например вместо царя в балете-Хан. И сегодня мы с вами послушаем отрывок из этого балета
(Слушание «Танец жемчужинок» )
Обсуждение с детьми о прослушанном произведении.
Физкультминутка.
Вокально-хоровая работа
Учитель: Ребята , сегодня на уроке о чем мы с вами говорим?
Дети: О сказках.
Учитель: Сказок существует очень много, и в основном они нас учат одному и тому же. Как вы думаете, чему же учат нас сказки?
Дети: Добру!
Учитель: Правильно, молодцы! Сказки учат нас добру, совершать добрые поступки , по доброму относиться друг к другу и окружающему миру.
-Ребята, а какие добрые поступки вы совершали?
И сегодня на уроке мы с вами начнем разучивать песенку, которая так и называется «Дорога добра». Я вам сейчас ее исполню, а вы внимательно послушайте.
(Исполнение песни)
Учитель: Ребята, какими прилагательными вы можете описать эту песенку?
Учитель: А в каком характере вы будете ее исполнять? С каким чувством?
Разучивание песни
Учитель: Ребята, в начале урока я вам сказала, что тема нашего урока заколдована, но вы все себя очень активно проявили на уроке и поэтому тему урока вы расколдовали. В руках у меня 2 шкатулочки, в которых спрятались темы уроков. Как вы думаете, какая шкатулочка будет относиться к 3 классу, а какая к 4?
Ответы детей.
Откройте каждый свою шкатулку и громко прочитайте тему нашего урока.
Ребята, мы сегодня с вами по путешествовали по Италии, послушали музыкальные произведения знаменитых композиторов, по мотивам сказок. Какой же вывод урока мы можем с вами сделать?
Дети: Литература и музыка связаны между собой. Многие композиторы в своих, произведения брали за основу сказку.
Учитель: Совершенно верно ребята. Молодцы! Все вида искусства связаны между собой. Будь это писатель , композитор, художник у всех у них есть источник вдохновения. Например, композитор прочитал сказку и в его душе заиграла музыка, разве это не волшебство? Конечно, же волшебство! И на этом наш урок подошел к концу! Молодцы ребята! Ну а я хочу всем пожелать всегда идти дорогою добра!