СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока музыки для класса комплекта 3-4 кл. Тема урока 3 класс: "Там русский дух.. там Русью пахнет» 4 класс тема: « Музыкальное путешествие по Италии»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока музыки для класса комплекта 3-4 кл. Тема урока 3 класс: "Там русский дух.. там Русью пахнет» 4 класс тема: « Музыкальное путешествие по Италии»»

Конспект открытого урока для 3, 4 класса

3 класс тема : Там русский дух.. там Русью пахнет»

4 класс тема: « Музыкальное путешествие по Италии»

Цель урока: Раскрытие взаимосвязи музыки и литературы посредством образного восприятия мира.

Задачи урока:

Образовательная:

1.Сформировать умение слышать основные музыкальные темы и их развитие в музыкальных произведениях , формирование вокально-хоровых навыков.

Развивающая:

2.Развивать эмоционально-образное мышление в процессе восприятия музыкальных произведений.

Воспитательная:

3.Воспитывать нравственные качества, коммуникативные, привить интерес к урокам музыки.

Оборудование: ноутбук, колонки.

Ход урока.

Учитель: Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуйте!

Учитель: Сегодня у нас с вами необычный и волшебный урок. Так получилось, что тема нашего урока заколдована. И чтобы ее расколдовать вы должны активно работать на уроке.

Дети: Хорошо.

Учитель: Ребята, давайте представим с вами , что мы находимся в детском музыкальном театре. Как вы думаете, что можно посмотреть и послушать в музыкальном театре?

Дети: В музыкальном театре можно посмотреть и послушать оперу, балет, спектакль и т.д.

Учитель: Что больше всего вам нравиться смотреть и слушать?

Дети: Сказку.

Учитель: Конечно, раз музыкальный театр детский, то очень часто основу музыкальных произведений составляет сказка или сказочный сюжет.

Учитель: Кто является героями сказок? Приведите примеры.

Дети: Сказочными героями могут быть гномы, волшебники, феи, колдуны, богатыри, животные.

Учитель: Кто сочиняет сказки?

Дети: Народ и писатели.

Учитель: Сказки бывают народные и литературные (авторские). Сейчас мы вами не много поиграем. На экране будут картинки из различных сказок, а вы должны ответить, какая это сказка народная или авторская!

Учитель: Совершенно верно, молодцы ребята! Мы уже с вами сказали, что многие композиторы в своих произведениях брали за основу сказку или сказочный сюжет. И одно из таких произведений мы сегодня с вами послушаем, точнее его фрагмент. Но для начала я вам прочитаю отрывок из сказки.

Учитель: Князь у синя моря, ходит,

С синя моря, глаз не сводит;

Глядь – поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.

«Здравствуй, князь ты мой

прекрасный!

Что ж ты тих, как день

ненастный?

Опечалился чему?» –

Говорит она ему.

Князь Гвидон ей отвечает:

«Грусть – тоска меня съедает:

Люди женятся; гляжу,

Не женат, лишь я хожу»…

(обучающиеся определяют, из какого произведения отрывок)

Учитель: Эта сказка легла в основу оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского – Корсакова.

Учитель: Давайте вспомним, какие чудеса, превращения встречаются в этой сказке?

Дети: В этой сказке есть три чуда:

- белка песенки поет, да орешки все грызет, а орешки не простые, все скорлупки золотые…

-В чешуе как жар горя, тридцать три богатыря, все красавцы удалые, великаны молодые, все равны как на подбор, с ними дядька Черномор…

-Говорят, царевна есть, что не можно глаз отвесь. Днем свет Божий затмевает, ночью землю освещает – месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит…

-А также царевич Гвидон превращается в комара, муху, шмеля.

Учитель: Представьте себе, что вы стали композиторами, как бы вы изобразили музыкой полет шмеля?

Дети: Музыка звучала бы в быстром темпе, гудела, жужжала.

Учитель: Давайте послушаем, как это получилось у русского композитора Н.А. Римского-Корсакова, и определим характер музыки.

(Слушание музыкального произведения – Н.А. Римский-Корсаков «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане».)

Учитель: Ребята, что вы представили, слушая эту музыку? Какая она по характеру? Ответы детей: мы представляли, слушая эту музыку, как кружит, летает шмель, как он жужжит и хочет ужалить; музыка очень быстрая, стремительная и злая).

Учитель: Да, вы правы. А ещё эта музыка очень трудна для исполнения. Чтобы её исполнить, нужно обладать большим мастерством. С какой точностью нам композитор изобразил с помощью музыки образ шмеля.

Учитель: Ребята, но не только русские композиторы, сочиняли музыкальные произведения по мотивом сказок! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по маленькой Италии и узнаем, что зарубежные композиторы так же вдохновлялись сказочными сюжетами!

Учитель: Италия -это страна южных морей и гор, долин, садов и виноградников. Древняя Италия по праву считается хранительницей величайших исторических и художественных ценностей. Почти в каждом городе этой страны мы можем увидеть великолепные дворцы и храмы, фонтаны и парки, музеи и памятники. Именно в Италии родилась первая опера. И это неудивительно, потому что в Италии все любят петь: и дети, и взрослые, причём, люди разных профессий, начиная от булочника и заканчивая министром.

-Как вы думаете почему?

Дети: (В Италии очень красиво и хочется петь от красоты природы.)

Учитель: Действительно, этому способствует необычайно красивая природа, мягкий морской климат, и сам итальянский язык. Он очень певучий, мелодичный . Итальянский язык признан музыкантами международным языком музыки.

В 19 веке, многие композиторы из зарубежных стран приезжали в Россию. Чтобы изучить культуру русского народа. Так в Россию приехал итальянский композитор Цезарь Пуни , который писал музыку для самых крупных и знаменитых театров в Европе. Родился в Генуе 31 мая 1802 года, умер в Г. Санкт-Петербурге [26] января 1870 года – это один из тех итальянцев, кто внес огромный вклад в русское искусство.

И сейчас я вам прочитаю отрывок из одной знаменитой русской сказки, а вы отгадаете, что это за сказка.

Тут конёк ему заржал.

"Не тужи, Иван, – сказал, –

Велика беда, не спорю,

Но могу помочь я горю.

Ты на чёрта не клепли:

Братья коников свели.

Ну, да что болтать пустое,

Будь, Иванушка, в покое.

На меня скорей садись,

Только знай себе держись;

Я хоть росту небольшого,

Да сменю коня другого:

Как пущусь да побегу,

Так и беса настигу".

Дети: Это отрывок из сказки «Конек-горбунок».

Учитель: Правильно ребята, это отрывок из знаменитой сказки Петра Ершова «Конек-горбунок». Когда Цезарь Пуни приехал в Россию, то очень вдохновился этой сказкой и на ее мотив написал музыку к балету « Конек Горбунок», которая в будущем стала известна всему миру. Правда, композитор внес свои изменения, заменив некоторых персонажей например вместо царя в балете-Хан. И сегодня мы с вами послушаем отрывок из этого балета

(Слушание «Танец жемчужинок» )

Обсуждение с детьми о прослушанном произведении.

Физкультминутка.

Вокально-хоровая работа

Учитель: Ребята , сегодня на уроке о чем мы с вами говорим?

Дети: О сказках.

Учитель: Сказок существует очень много, и в основном они нас учат одному и тому же. Как вы думаете, чему же учат нас сказки?

Дети: Добру!

Учитель: Правильно, молодцы! Сказки учат нас добру, совершать добрые поступки , по доброму относиться друг к другу и окружающему миру.

-Ребята, а какие добрые поступки вы совершали?

И сегодня на уроке мы с вами начнем разучивать песенку, которая так и называется «Дорога добра». Я вам сейчас ее исполню, а вы внимательно послушайте.

(Исполнение песни)

Учитель: Ребята, какими прилагательными вы можете описать эту песенку?

Учитель: А в каком характере вы будете ее исполнять? С каким чувством?

Разучивание песни

Учитель: Ребята, в начале урока я вам сказала, что тема нашего урока заколдована, но вы все себя очень активно проявили на уроке и поэтому тему урока вы расколдовали. В руках у меня 2 шкатулочки, в которых спрятались темы уроков. Как вы думаете, какая шкатулочка будет относиться к 3 классу, а какая к 4?

Ответы детей.

Откройте каждый свою шкатулку и громко прочитайте тему нашего урока.

Ребята, мы сегодня с вами по путешествовали по Италии, послушали музыкальные произведения знаменитых композиторов, по мотивам сказок. Какой же вывод урока мы можем с вами сделать?

Дети: Литература и музыка связаны между собой. Многие композиторы в своих, произведения брали за основу сказку.

Учитель: Совершенно верно ребята. Молодцы! Все вида искусства связаны между собой. Будь это писатель , композитор, художник у всех у них есть источник вдохновения. Например, композитор прочитал сказку и в его душе заиграла музыка, разве это не волшебство? Конечно, же волшебство! И на этом наш урок подошел к концу! Молодцы ребята! Ну а я хочу всем пожелать всегда идти дорогою добра!