СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по алгебре «Формулы сокращенного умножения», 7 класс

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по алгебре «Формулы сокращенного умножения», 7 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по алгебре «Формулы сокращенного умножения», 7 класс»

Конспект открытого урока по алгебре «Формулы сокращенного умножения», 7 класс

Цели урока:

Образовательные: проверить уровень усвоения учащимися темы, знание ими соответствующих формул и правил.


Развивающие: углубить знания учащихся, развить умения применять приемы сокращенного умножения при решении уравнений, при обнаружении и исправлении ошибок, объяснении своих действий, развитие творческой деятельности учащихся.


Воспитательные: создание условий для включения каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность где каждый может проявить себя, воспитание интереса к математике, расширение кругозора, включение в урок исторического материала.

Тип урока: урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков.

Структура урока:

1) Организационный момент (1 мин)

2) Актуализация знаний (10 мин)

3) Обобщение и систематизация знаний (23 мин)

4) Контроль знаний (7 мин)

5) Домашнего задания (2 мин)

6) Итог урока (2 мин)


Ход урока:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. На предыдущих уроках вы познакомились с формулами сокращенного умножения. Сегодня мы продолжим эту тему. Вы покажете, как вы знаете эти формулы, как умеете их применять. Запишите в тетрадях число и тему урока.


2. Актуализация знаний:

Ребята, формулы сокращенного умножения имеют широкое применение в математике, особенно в старших классах. Их используют при решении уравнений, раскрытии скобок, разложении многочленов на множители, нахождении значений выражений. Поэтому надо хорошо знать эти формулы и уметь применять их в преобразованиях выражений.
А сейчас мы начнем наш урокс повторения формул и правил. На доске записана левая честь формулы, нужно продолжить формулу, назвать её  и рассказать правило.






  Оценочный лист.

ФИО------------------------------------------------------------------------------------------

1

2

№3

№4

№5

Контроль знаний

Всего баллов

Оценка














а2 – в2 = (а – в)(а + в)

разность квадратов двух выражений

Разность квадратов двух выражений равна произведению их разности на их сумму.

(а + в) 2 = а2 + 2ав + в2
квадрат суммы двух выражений

Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения, плюс удвоенное произведение первого выражения на второе и плюс квадрат второго выражения.

(а  – в) 2 = а2 – 2ав + в2
квадрат разности двух выражений

Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения, минус удвоенное произведение первого выражения на второе и плюс квадрат второго выражения.

(а + в) 3 = а3 + 3а2в + 3ав2 + в3
куб суммы двух выражений

Куб суммы двух выражений равен кубу первого выражения, плюс утроенное произведение квадрата первого выражения на второе, плюс утроенное произведение первого выражения на квадрат второго, плюс куб второго выражения.

(а – в) 3 = а3 – 3а2в + 3ав2 – в3

куб разности  двух выражений

Куб разности двух выражений равен кубу первого выражения, минус утроенное произведение квадрата первого выражения на второе, плюс утроенное произведение первого выражения на квадрат второго, минус куб второго выражения.

а3 + в3 = (а + в)(а2 – ав + в2)
сумма кубов двух выражений

Сумма кубов двух выражений равна произведению суммы этих выражений на неполный квадрат их разности.

а3 – в3 = (а – в)(а2 + ав + в2)
разность кубов двух выражений

Разность кубов двух выражений равна произведению разности этих выражений на неполный квадрат их суммы.

 

1) Работа в парах.

У каждой пары имеется лист  с заданием  № 1. Установите принцип соответствия и заполните таблицу.

А)(a+b)2

Б)(a-b)2

В) a2-b2

Г) (a+b)3

Д) (a-b)3
Е) a3+b3

Ж) a3-b3

1) (-в-а)(в-а)

2) a3+3a2b+3ab2+b3

3) a3-3a2b+3ab2-b3

4) (a+b)·(a2-ab+b2)

5) (a-b)·(a+b)

6) a2-2ab+b2

7) (b-a)2

8) (a-b)·(a2+ab+b2)

9) (-b+a)2

10) a2+2ab+b2

11) (b+a)2

12) (-a-b)2




А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

10,11,12

6,7,9

1,5

2

3

4

8


В оценочный лист поставить: если все верные –5баллов, 6  верных – 4 балла,  5 верных – 3 балла, 4 верных -2 балла, меньше 4 верных 0 баллов.




2) Тест – соответствие . Для каждого выражения из левого столбца подберите ему тождественно равное в правом:  («5» - все верно, «4» - 1- 2 ошибки, «3» - 3 ошибки)


№ формулы

формула

№ ответа

ответ

буква

1

(x+3)²

1

4x²-9

О

2

x²-16

2

16x²-40xy+25y²

А

3

(2x-3)(2x+3)

3

(x-4)(x+4)

И

4

81-18x+x²

4

(3y+6x)²

Т

5

(4x-5y)²

5

x²+6x+9

Д

6

25x²-49y²

6

(9-x)²

Ф

7

9y²+36yx+36x²

7

(5x-7y)(5x+7y)

Н



Каждый ученик получает карточку, выполняет задание, получает соответствия:
1→5(Д), 2→3(И), 3→1(О), 4→6(Ф), 5→2(А), 6→7(Н), 7→4(Т).



Молодцы ребята, вы получили имя великого математика.  Показываю его портрет.
Историческая справка: рассказ ученика. (Южиков Алексей). Очень давно, в Древней Греции жили и работали замечательные ученые-математики, которые всю свою жизнь отдали служению науке. В то время, все алгебраические утверждения выражали в геометрической форме. Вместо сложения чисел говорили о сложении отрезков, а произведение двух чисел сравнивали с площадью, трех чисел-с объемом и т.д. первым ученым, который отказался от геометрических способов выражения и перешел к алгебраическим уравнениям был древнегреческий ученый-математик, живший в 3 веке до нашей эры Диофант. Появились формулы, которые стали называться формулами сокращенного умножения.


3) Замените   одночленом так, чтобы получившееся равенство было тождеством. (Индивидуальное задание.) Взаимопроверка. («5» - все верно, «4» - 1- 2 ошибки, «3» - 3 ошибки)

Ответы:

1

a

2

2m

3

3b

4

0,4y

5

x2, y2

6

x3, 64


4) Вам нужно найти ошибку в каждой формуле и исправить ее на своих листах.

1. (4у-3х)(4у+3х)=8у²-9у²   (вместо 8у² должно быть16у²)
2. 100х²-4у²=(50х-2у)(50х+2у)  (вместо50х должно быть10х)
3. (3х+у)²=9х²-6ху+у²           (вместо-6ху должно быть+6ху)
4. (6a-9c)²=36a²-54ac+81c²    (вместо-54ac должно быть-108ac)
5. х³+8=(х+2)(х²-4х+4)        (вместо-4х должно быть-2х)

6. (a-4)(a+4)=a2-4

7. (2x-y)(2x+y)=2x2-y2

8. (x+7)2=x2+49

9. (x+7)2=x2+7x+49

10.(3a-4b)2=9a2-24ab+16b2



В оценочный лист поставить : если верно 9-10 заданий- 5 баллов

7-8 верных -4 балла

5-6 верных – 3 балла

Менее 5 – 2 балла


4. Контроль знаний


Самостоятельная работа

Вариант 1


А1. Представьте трехчлен в виде квадрата двучлена:

а) ; б) ; в) ;

г) ; д) .

_________________


А2. Разложите на множители:

а) ; б) ; в) ; г) .


____________

В1. Преобразуйте в произведение:

а) ; б) .

В2. Найдите значение выражения .


Вариант 2


А1. Представьте трехчлен в виде квадрата двучлена:

а) ; б) ;

А2. Разложите на множители:

а) ; б) ;

____________


В1. Преобразуйте в произведение:

а) ; б) .

В2. Найдите значение выражения .


Если выполнены правильно задания только А1, А2 – оценка «3»

А1, А2, В1или В2- «4», все задания выполнены правильно – «5»



5. Домашнее задание.


Домашняя работа. Применив формулы сокращенного умножения, заполни таблицу: даны 5 пар выражений на «3» 3 любых пары, «4» - 4 пары, «5» заполнена вся таблица. Повторить формулы и правила.

Выражения

Многочлен равный квадрату суммы этих выражений

Многочлен равный квадрату разности этих выражений

Многочлен равный кубу суммы этих выражений

Многочлен равный кубу разности этих выражений

Разность квадратов этих выражений

-5а и b



 

 

 

3а и b

 

 

 

 

 

2 и 0,2b2

 

 

 

 

 

a2b и –4

 

 

 

 

 

6 и х2у2

 

 

 

 

 



6. Итог урока


Ребята! Наш урок подошел к концу.

Подведем итог:

        Каждый ученик сегодня принимал участие в уроке. Сегодня, выполняя разнообразные задания, вы иногда допускали ошибки. И это неудивительно, любой человек не застрахован от ошибок, особенно, когда он только учится овладевать какой-либо наукой. Важно вовремя найти и исправить эти ошибки, понять, почему они появились, и стараться впредь не допускать их.

         Давайте, оценим свою активность на уроке и поставим себе оценку за урок:  25-21 баллов – «5»,  20-16 баллов  - «4», 15-10 баллов - «3».