Тип урока: урок объяснения нового материала
Цель урока: Познакомить с буквой «Р» и звуками, обозначающими данную букву, с ролью звука и буквы в русском языке.
Задачи урока:
Предметные:
-формировать умение выделять звуки [р], [р’], характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух; определять место новой буквы в «городе букв»; соотносить все изученные буквы со звуками.
Метапредметные:
Регулятивные:
-понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
-действовать по образцу и заданному правилу.
Познавательные: развитие знаково- символических действий: моделирования и преобразования модели
Рефлексия способов и условий действия
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно- соревновательное общение со сверстниками.
Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей.
Обосновывать и доказывать собственное мнение.
Личностные: проявлять познавательный интерес и готовность к сотрудничеству.
I этап.
Организационный момент.
-Здравствуйте. ребята.
Я рада встрече с вами
Я думаю, мы станем
Хорошими друзьями!
Идя к заветной цели
Работать будем дружно
Сегодня на уроке
Нам много сделать нужно!
Сейчас у нас урок обучения грамоте и мы с вами отправляемся в путешествие на поиски новых букв, но для начала проверим, чтобы наши верные помощники пенал, цветные карандаши и Азбука были с нами.
II этап.
Актуализация ранее полученных знаний.
- Ребята, а какое время года сейчас? Какие изменения в природе происходят осенью? Так как осенью не хватает тепла, представьте, что к вам на ладошки опустилось Солнышко, подкиньте его, поймайте, киньте друг другу ,поделитесь друг с другом хорошим настроением. Согрело оно вам ручки? Давайте отправим наше солнышко на доску, чтобы оно помогало нам и согревало нас в течение всего урока и у нас оставалось такое же хорошее настроение.
А теперь мы проведем зарядку для язычка и дыхательные упражнения, они нам нужны для правильного звукопроизношения и для речи в целом. (слайд)
Жил был веселый язычок, рано утром он проснулся и потянулся(высунуть язык)
Он был очень любопытный и смотрел из стороны в сторону.
Он был спортсмен и играл в футбол (толкаем щечку язычком)
Сел язычок на лошадку и поехал (цоканье)
Дыхательная гимнастика: свеча, сердитая кошка, тишина.
-Напомните мне, для чего мы провели эти упражнения? (для речи)
- А какая бывает речь? (Устная и письменная)(слайд)
- Приведите примеры устной и письменной речи.
- Из чего состоит речь? (Из предложений)
- Из чего состоят предложения? (Из слов)
- На что делятся слова? (На слоги)
- Из чего состоят слоги? (Из звуков)
- Что вы знаете о звуках речи, какие они бывают? (Гласные и согласные)
- Чем отличаются гласные от согласных звуков?
- А что нам нужно, чтобы звук изобразить на письме? (Буква)
- А в чём разница между звуком и буквой? (Звук мы произносим и слышим, а букву видим и пишем)
III этап.
Постановка учебной задачи.
- Сейчас мы отправимся с вами на прогулку в лес, и по дороге будем выполнять различные задания, и в конце пути нас с вами ждет небольшой сюрприз.(слайд) и с нами в лес пойдут..? буквы, давайте назовем их(а,о,у.и,ы,н,л,р,с,к,т)вразброс.
Итак: мы идем с вами по лесу, светит солнышко(пальчиками показать), набежали тучки (кулачки над головой)спрятали солнышко, пошел сильный дождь(постучать по столу)промокнут буковки? давайте их спрячем в домики (на доске красный и сине-зеленый домики) какие буквы побегут в красный домик? сине-зеленый? (дети распределяют их по домикам)
- а все ли буквы мы из них знаем?(показать) в какой домике эта буква спряталась? Давайте будем разбираться правильно ли мы ее туда отправили.
IV этап.
Поиск решения проблемы - открытие нового знания.
-Тема нашего урока сегодня «Знакомство с буквой Р»
-Какие задачи и цели мы поставим перед собой? ( мы будем знакомиться с буквой Р, её произношением и чтением слов с этой буквой) (слайд)
- отгадайте загадки: .
Чутко спит большая кошка
Уши в кисточках – сережках
Ей не скажешь слово «брысь!»
Потому что, это..рысь
Бабка, старый дед и внучка,
Мышка, кот, собака Жучка -
Вместе все меня смогли
Вытянуть из-под земли. репка(слайд)
- что вы знаете о рыси?
Рысь – это лесная кошка. Крупная, ловкая, на высоких ногах, с красивыми длинными кисточками на ушах..Рысь – прирождённый охотник, как только стемнеет, выходит на охоту. Добычей рыси может стать заяц, тетерев, косуля, оленёнок, лисёнок, енотовидная собака.
- расскажите о репе?
Репа относится к таким овощам, которые накапливают питательные вещества в утолщенном корне. она вкусная и полезная. В репе содержится очень много витаминов, в какой сказке не могли ее вытянуть?
- Давайте вспомним, кто тянул репку?(слайд) кто был первым, третьим, последним, сколько их было всего?)
-почему дед не мог вытянуть репку? помогла им помощь маленькой мышки?
Нужно всегда помогать друг другу и тогда все получится!
Произнесите первый звук в слове рысь, репка. (характеристика)
Составление схемы у доски.
-что мы узнали об этом звуке?(согласный, может быть твердым и мягким, звонкий.
Физкультминутка
V этап
Первичное закрепление
Продолжаем наше путешествие, сейчас мы познакомимся с буквой, которая обозначает звук «р».Кто знает, как называется эта буква?(прикрепить на солнышко)
-на что похожа эта буква?
Буква эр на лодке парус, вдаль плывёт небес касаясь.(Слайд)
Напечатаем букву эр на ладошке, на парте.
Работа в паре
(1-й ряд отмечает слова где звук «р» в начале слова, 2-й ряд - в середине слова,3-й ряд -в конце слова)
-ребята, назовите мне лесного обитателя из этих картинок.
Работа по учебнику
- рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр.64
-Рассмотрите картинку.
-К какой сказке эта картинка?
-Кто автор сказки?
-Кто изображен на картинке?
Дети составляют рассказ по картинке.
Чтение отрывка из сказки учителем.
- А что произошло дальше вы расскажете на следующем уроке, это и будет вашим домашним заданием.
Это отрывок одной из сказок великого русского поэта, с произведениями которого вы будете знакомиться на протяжении всей учебы в школе.
Чтение слогов.
Работа на стр.65
Чтение текста
– Что растет у Иры?
– Что сделала Ира?
– Что случилось?
– Расскажите о растениях, которые растут в вашем классе и дома.
– Как нужно ухаживать за комнатными растениями?
V этап.
Итог урока. РЕФЛЕКСИЯ.
Вот и закончилась наша прогулка по лесу…
– С какой буквой познакомились?
– Чему научились?
– Всем ли было легко?
– Понравился ли вам урок?
Рефлексия
В конце урока детям преподносятся дары от леса: лесные орешки в мешочках.
































