-Прозвенел для нас звонок – Начинается урок. Мы пришли сюда учиться. Не лениться, а трудиться. Ни минуты не теряем. Всем удачи пожелаем. Начинаем урок окружающего мира. Сели ровненько, спину выпрямили, руки положили перед собой. На прошлом уроке мы говорили о том, когда учиться интересно. Давайте вспомним, а я вам помогу. Чтобы учиться было интересно, школа должна быть какая? Класс? Учитель? Ученики? А трудиться на уроке нужно как? Значит, интересно ли будет нам на уроке или нет, в основном, зависит от нас с вами. Будем внимательными, старательными и любознательными. Угадайте, кто такой же любознательный, как вы? Муравьишка- Вопросик. Однажды Муравьишка увидел в книге вот такое чудо-дерево -А у нас, ребята, вы встречали такие деревья? (нет). -А что растет на этом дереве? (шоколадки, изюм и баночки с мёдом) -Скажите, о чём сегодня пойдет речь на нашем уроке. (Будем говорить про шоколад, изюм и мёд) -Могут ли все эти продукты расти на деревьях? (нет/да) -Какой же вопрос возникает у вас? (Если эти продукты не растут на деревьях, то как же они получаются?) -Кто готов сформулировать тему нашего урока? (Откуда берутся шоколад, изюм и мёд?) -Прежде чем найти ответ на данный вопрос, давайте выделим три главных слова: шоколад, изюм, мёд -А вот вопросы Муравьишки. Как всегда, он приготовил их для Мудрой Черепахи . Но сегодня она не спешит сама на них отвечать, ей хочется, чтобы вы вместе с Муравьишкой поискали ответы на них сами.(кто производит? из чего производят? как производят? Для чего?). Эти вопросы и будут планом нашего урока. -Рассмотрите рисунок. Наша первая цель – ответить на вопрос: откуда берётся шоколад. Здесь мы видим шоколадное дерево, которое растет в далекой жаркой стране.. -Эти деревья так и называются – Шоколадные деревья или деревья какао. -Какие части дерева вы видите на этом рисунке? (ствол, листья, плоды) -У этого дерева простые, широкие листья и большие, похожие на яйцо, плоды. -Это дерево удивительно тем, что цветы распускаются прямо на стволе, а затем здесь же появляются плоды. -Плод очень крупный, на очень коротком черешке и прикреплен он прямо к стволу дерева. -Рассмотрите плод в разрезе. -Что находится внутри плода? (семена) -Какого они цвета? (белые) -Эти семена называют какао-бобы. Их высушивают, при этом они темнеют, затем, измельчают в порошок. -Как называется этот порошок? (какао) -Кто же собирает плоды, высушивает, измельчает их? (люди) -Что делают люди из какао-порошка? (шоколад, шоколадные конфеты) -Сейчас мы тоже попробуем сделать шоколад. Работаем в парах. Практическая работа -Возьмите порошок какао, он насыпан в мелкую посуду, из стаканчика добавьте немного воды. Хорошо размешайте до однородной массы. По цвету похож на шоколад? Попробуйте на вкус. Какой шоколад получился? (горький). - А теперь попробуйте кусочек шоколада. Он какой? (сладкий). -А почему у нас шоколад не получился сладкий? (для приготовления шоколада надо добавить сахар, молоко и другие добавки). На обертке шоколадки с обратной стороны написан состав. Прочитайте, что добавляют в какао- порошок, чтобы получился настоящий шоколад. Производство шоколада – это долгий и трудоёмкий процесс. На фабрике трудится большое количество человек, чтобы изготовить всеми нами любимые плитки шоколада. –Подумайте, на какой вопрос мы ещё не ответили? (для чего производят шоколад?) –Как, по вашему мнению, можно ответить на этот вопрос? (разные ответы). – Давайте послушаем про это сообщение. (рассказывает подготовленный ученик). Сообщение обучающегося. – Шоколад – это полезный продукт, который необходимо включить в свой рацион питания. Шоколад содержит массу полезных веществ. Танин регулирует работу пищеварительной системы. Калий и магний улучшают работу мышечной и нервной системы. Магний необходим для работы сердца. Глюкоза повышает работоспособность, улучшает деятельность мозга. Ценное свойство шоколада – это способность повышать настроение. Если одолевают грусть и печаль достаточно съесть дольки шоколада. -Но, как известно, всему надо знать меру. Как вы это объясните?(много сладкого есть нельзя) -Правильно шоколад полезен в небольших количествах. Вывод «Откуда берётся шоколад?» -А теперь сформулируйте полный содержательный ответ по намеченному нами плану, откуда берется шоколад. (Шоколад – это кондитерский продукт, производимый людьми из какао-бобов, сахара, молока и др. продуктов. Его производство трудоемко, т.к. в процессе изготовления участвует большое количество людей и техники. Делают шоколад на кондитерских фабриках. Шоколад полезен в малых количествах, т.к. это лакомство, а не еда) - А теперь, ребята, встали! Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело! -О чём мы будем узнавать дальше? (откуда берётся изюм) -Наша цель – ответить на вопросы плана, которые мы выделили, узнавая про изюм. -Вы видите три рисунка ВИШНЯ СМОРОДИНА ВИНОГРАД -Подумайте и выберите верный ответ, поставив знак «+» под тем словом, из чего, по вашему мнению, получается изюм (виноград) Загадка На шнурочке-стебелёчке Сладких ягод груда На большое блюдо.. -Что вы можете рассказать про производство винограда? (виноград высохнет и получаются маленькие сухие ягодки) -Послушаем сообщение об изюме. (рассказывает подготовленный ученик) Сообщение обучающегося. -Изюм – это высушенный на солнце виноград. -На земле не так много районов, где выращивают виноград и производят изюм. Потому что после созревания винограда необходим период жаркой погоды без дождей, чтобы была возможность его высушить. Виноград собирают с ветвей и укладывают на лотки рядами на 2-3 недели. Затем складывают в ящики и еще немного подсушивают. Из 1 кг. винограда получается примерно 1 стакан изюма. -Кто занимается изготовлением изюма? (люди) -Где люди используют изюм? (в кондитерских продуктах, варят компот, добавляют в мясные блюда, едят вместо сладостей) Вывод «Откуда берётся изюм?» -Сделайте вывод об изюме, используя вопросы. (Изюм – это высушенный на солнце виноград. Его изготовлением занимаются люди. Изюм очень полезен, т.к. его добавляют в продукты) -А сейчас отгадайте загадку: -Сладкий, а не сахар, лечит, а не лекарство. (мёд) -Расскажите по вопросам плана, что вы знаете о мёде? (Мёд делают пчёлы. Они его производят из нектара, который есть в цветах. Люди собирают мёд на пасеках. Таких людей называют пчеловодами.) Работа по учебнику –На станице 61 учебника прочитайте текст о мёде и рассмотрите рисунки. –Для чего нужен мёд? (лечить людей) –Послушайте ещё одно сообщение.(рассказывает подготовленный ученик) Сообщение обучающегося. –О пользе мёда известно ещё с тех времён, когда землю населяли первобытные люди. Однажды, случайно, обнаружив гнездо пчёл и попробовав золотистого нектара, они стали постоянно охотиться на гнёзда пчёл и собирать мёд. Мёд –это не только вкусный, но и ценный комплекс питательных элементов. Мёд оказывает успокаивающее действие, уменьшает кашель. Мёд помогает людям в поддержании здоровья. Работа в тетради - Закрепим наши знания, выполнив задания в тетради на странице 25. Прочитайте задание. Что нужно сделать? (соединить линиями что из чего получается) - Поработайте самостоятельно. - Что у вас получилось? (какао – бобы – с какао-порошком, виноград – с изюмом, медовые соты – с мёдом) -А теперь проверим, кто из вас был внимательным весь урок. Возьмите красный карандаш и подчеркните нужное слово красным цветом, ответив на вопросы теста. Тест «Откуда берутся шоколад, изюм и мёд» Какое насекомое даёт мёд? Оса, шмель, пчела Из какого вещества сделаны соты, в которых собирается мёд? Из глины, из воска, из дерева Высушенной ягодой какого растения является изюм? Абрикоса, сливы, винограда Выберите профессию человека, который делает шоколад. Повар, кондитер, кулинар Какой продукт врачи рекомендуют употреблять во время простуды? Мёд, изюм, шоколад - Проверьте, правильно ли вы выделили слова: 3-2-3-2-1 (учитель называет порядок подчёркнутых слов, дети проверяют) -Объясните пословицу «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». (Надо много трудиться, чтобы в жизни всё получалось. На уроке мы узнали, что люди много трудятся, чтобы у нас всегда были сладости.) Мы ответили на все вопросы Муравьишки . Мудрая Черепашка тоже осталась довольна вашей работой. Рефлексия Было ли вам на уроке интересно учиться? -Подведём итоги. Если вам на уроке сегодня всё понравилось, прикрепите в таблицу кружок, если затруднялись в чём-то – треугольник, если ничего не понятно – квадрат. (дети берут фигуры и прикрепляют в таблицу) -Молодцы, давайте похвалим себя за хорошую работу -Я-молодец! Я думал, я старался, я делал открытия. -Я очень рада, что у вас хорошее настроение. Спасибо за урок! |