Тема данного урока: «Метр и километр»
Тип урока – урок обобщения и систематизации изученных знаний.
Перед планированием урока я ставила следующие цели:
Образовательные: закрепить знания единиц измерения длины «метр» и «километр»; совершенствовать умения выполнять сложение и вычитание величин; формировать умения решать задачи с величинами; развивать умение анализировать и сравнивать; показать разнообразие применения математики в реальной жизни.
Развивающие: развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание, навыки самоконтроля.
Воспитательные: воспитывать трудолюбие, аккуратность при выполнении вычислений, прививать интерес к математике.
На уроке использовались следующие методы обучения: словесные, объяснительно – иллюстративный, метод обобщающего повторения, практические методы (устные и письменные упражнения), беседа.
Использовались следующие формы работы: групповая, фронтальная и индивидуальная.
В структуре урока можно выделить несколько этапов:
1) Организационный этап.
2) Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока.
4) Обобщение и систематизация знаний
5) Физкультминутка
6) Применение знаний и умений
7) Рефлексия (подведение итогов урока)
Ход урока:
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята!
Вот и дан звонок,
Начинается урок.
Друг на друга посмотрите,
Подмигните, обнимите.
Чтоб пятерки получать
Дайте вы друг другу пять.
Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их.
Тихо все за парты сели
На меня все посмотрели.
-Девизом урока я выбрала пословицу: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».
Мы с вами отправимся в путешествие на математических машинах, по дорогам математики. (Слайд 1)
А как вы думаете, сможете ли вы управлять такими машинами?
-Нас ждет много интересного. А если будут затруднения у одноклассников, то мы должны будем им помочь.
Итак, на доске изображен маршрутный лист со станциями, на которых нас ждут задания. У каждого их вас на парте лежит лист успешности, который нужно заполнить в конце урока. Так мы сможем увидеть, как плодотворно вы поработали и на какую оценку претендуете.
-У каждой команды будет своя машина, (Слайд 2) но чтобы выбрать её, мы должны справиться с заданиям. (по очереди к доске, оцениваем руками)
199 999 + 1 = 200 000 4200 · 10 = 42 000
500 000 – 1 = 499 999 4200 + 10 = 4 210
57 208 · 10 = 572 080 3100 : 100 = 31
350 – 150 : 5 =320 1020 · 100 =102 000
900 – 600 : 6 = 800 200 : ( 310 – 300 ) : 5 =
- Молодцы! (Слайд 3) Но ….команда была активнее и выбирает первой машину. Второй выбирает …команда и третьей выбирает…. команда. Прикрепите машины на доску к старту.
II.Актуализация.
2.1 Ребята, управлять машинами не просто. Что надо иметь, чтобы управлять машинами? (водительское удостоверение).
-Значит начинаем с получения водительского удостоверения. Для этого открываем первый конверт, достаем поле с заданиями «Математическое лото».
Слушаем правило: вы должны найти правильные ответы на 8 вопросов и зачеркнуть их. В поле останутся не зачеркнутые буквы из этих букв собираем слово. (Слайд 4)
Б 100 | Е 380 | К 8 | Н 45 |
Ч 189 | В 909 | И 209 | Ы 43 |
Г 68 | П 7 | Ж 36 | У 72 |
Л 275 | Я 10 | О 12 | И 67 |
Задание к математическому лото.
Незнайка шёл по тропинке 3 часа со скоростью 4 км/ч. Какой путь он прошёл? S=
Царевна-Несмеяна нашла у матери зеркало. Зеркало имеет форму квадрата. Вычислите периметр квадрата со стороной 17 см. P=…
Маша попросила Медведя сделать бассейн. Вычислите площадь прямоугольного бассейна, если его стороны равны 3 м и 12 м. S=…
Скольки миллиметрам равен 1 сантиметр? 1 см = мм
Скольки миллиметрам равен 1 дециметр? 1 дм = см
Ч
6
?
ему равно произведение, если первое слагаемое 6, а второе в два раза больше? = ? Вычисли частное. Делимое 72, делитель 9. _______________
Найди неизвестное. X*6=42 х=
Чтобы собрать слово, расставьте числа в порядке убывания. Какое слово получилось? («Величины»). (слайд 5)
- Молодцы! Получайте водительские удостоверения.
III. Постановка учащимися цели
урока как собственной учебной задачи
2.2. –Посмотрите на обычную доску. В каждой строчке найдите «лишнюю» величину.
23кг,23т,23км,23г
10ч,10мин,10с,10м
-Почему « лишние» именно эти величины? (Потому что кг , т, г– это величины массы; ч,мин,с- величины времени, а км, м – это величины длины)
Скажите тему урока «Метр и километр». Цель нашего урока? (измерить, сравнить, складывать, вычитать, переводить)
-А где мы пользуемся величинами длины. Для чего нам нужно их знать?
(измеряем рост, разные предметы, расстояние)
Давайте вместе установим соотношения между величинами длины и запишем их в тетрадь. Открываем тетради и записываем число и классная работа.
1 см – 10 мм
1 дм – 10 см – 100 мм
1 м –10 дм –100 см-1000мм
1км= 1000м-10000дм-100000см- 1000000мм
У нас на доске есть эти величины.(показать)
Слово кило метр состоит из 2 частей - кило и метр, а кто знает, что обозначает кило? (тысяча). (Работа со словарём и интернетом). Тогда все слово - тысяча метров. Где мы уже встречали слово кило? (килограмм)
Ребята! Машины выбраны, права получены, значит можно отправляться в путь!
- А кто знает, какие меры длины раньше использовали на Руси? (сажень (маховая, косая), верста, локоть, аршин, вершок)
- Вот сейчас Даши нам расскажут и покажут. (слайд 6)
На Руси ранее длину измерял сообразно размерам человеческого тела, на самом деле довольно разумный и удобный метод, который и сейчас может оставаться актуальным:
ладонь – от основания до края среднего пальца, около 10.1 сантиметров;
пядь – от края большого до края указательного пальца, которые приложили и растягивают по поверхности, около 17 сантиметров;
фут – длина ступни, около 30 сантиметров;
локоть – от локтя до края среднего пальца, около 45 сантиметров; слайд 7)
шаг – длина шага, около 70 сантиметров;
аршин – от края пальцев до плечевого сустава, то есть длина руки, около 70 сантиметров;
сажень – между краями ладоней двух рук, которые вытягивают ровно в противоположные стороны, около 210 сантиметров;
косая сажень – от края пальцев руки, которую подняли вверх по диагонали, до пальцев противоположной ноги, около 250 сантиметров;
верста – измерялась как 500 саженей и равнялась чуть более чем километру;
IV. Обобщение и систематизация знаний
Мы с вами долго-долго ехали и вдруг приехали к первой станции под названием «Перевод величин». Открываем второй конверт, достаем карточку и выполняем задание. (это задание написать на обычной доске). Вызывать одну команду, кто вперед справился. Оцениваем рук.
Задание 1. Вырази в метрах и километрах.
7000м= км м
13489м= км м
6500м= км м
200000м= км м
63007м= км м
На полях оцените свою работу. Если без ошибок рисуем зел.круг, если 1-2 ошибки, то желтый, если три и более, то красный круг.
Мы с вами отправляемся дальше. И следующая станция «Отдых».
V.Физкультминутка.
Я вам буду называть длину в метрах, а вы должны определить если можно это число выразить в километры, то вы подпрыгиваете, если нет, то приседаете. (995м,6778м, 2345м, 87м,865м, 7534м, 1234м.)
VI. Применение знаний и умений в новой ситуации
Отдохнули и снова в путь. Мы оказались на станции «Озёра». Открываем третий конверт, достаем карточку и выполняем задание.
Задание 2. Выпишите в тетрадь название озер и их глубины, у которых глубина больше километра?
(Опрос одной команды.) вычеркните не подходящие. Проверьте и оцените свою работу. (Слайд 8)
Байкал – 1620 м
Танганьика – 1470 м
Каспийское море – 1025 м
Едем дальше. Следующая остановка «Сравнение». Открываем четвертый конверт. Выполняем самостоятельно и по образцу.
(на обычной доске)
VI. Подведение итогов урока.
– Ребята, это было последнее задание.
- И мы приехали к финишу. (слайд 9)
- Сколько метров содержится в 1км? (1.000 м)
- А теперь перечислите мне все известные вам единицы длины в порядке убывания.
- Оцените работу на уроке свою и группы на листе успешности. Оцените себя на «Лесенке успеха».
- Молодцы! Вы хорошо усвоили тему.
- Оценки за урок по группам.
VI. Домашнее задание. (слайд 10)
На карточке №5 всем и на выбор либо
№6 либо№7 ( слайд 11)
Резерв
- Мы замечательно сегодня поработали, а итог урока подведём небольшим тестом. Возьмите листочки и карандаши, подчёркивайте верный ответ: