Конспект открытого урока в 8 классе по теме «Обособленные члены предложения»
Ход урока
Учитель: Сегодня нам предстоит разобраться в том, что такое обособленные члены предложения. Ведь на письме обособленные члены предложения выделяются запятыми или тире, следовательно, это актуально. Найдите в учебнике определение этого понятия.
Дети: Я нашел! «Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными».
У.: Хорошо. Давайте проанализируем это определение. Какие существенные признаки обособленных членов предложения названы в этом определении?
Д.: Выделение по смыслу и по интонации.
Учитель фиксирует эти признаки на доске.
У.: Являются ли данные признаки для вас необходимыми и достаточными? Иными словами, сможете ли вы, опираясь на них, найти обособленные члены предложения, чтобы выделить их запятыми или тире на письме?
Д.: Нет! Я не очень понимаю, что значит "выделяемые по смыслу и интонационно». Например, я скажу: Эта книга мне особенно понравилась (выделяет голосом слово «особенно»), Разве я не выделил слово особенно - и по смыслу (на него падает логическое ударение), и интонацией? Но ведь это же не обособленный член, и никакие запятые там не нужны!
У.: Кто согласен с мнением Ивана? Можете ли вы привести другие примеры
предложений со словами, выделяемыми по смыслу и интонационно, не
являющимися обособленными членами предложения?
Учащиеся приводят подобные примеры.
У.: Какие будут предложения? В чем нам необходимо разобраться?
Д.: Мы должны выяснить для себя, что же имеется в виду в этом определении. Какие члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, надо обособлять?
Вопросы фиксируются на доске. Далее учитель организует самостоятельную работу учащихся по синтаксическому анализу целого ряда предложений, содержащих причастные и деепричастные обороты (Например: "Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе». (К. Паустовский) «У кромки воды растут, наклоняясь в сторону, травы». (В. Солоухин).
По результатам обсуждения этой работы учащиеся приходят к выводу, что все обособленные обороты имеют общее свойство - они обозначают дополнительную ситуацию, как бы содержат дополнительное высказывание о предмете. Этим они сближаются с предложением и могут быть перестроены в предикативную конструкцию, т.е. в отдельное предложение: "Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы. Они неподвижно висели в воздухе. У кромки воды растут травы. Они наклоняются в сторону».
Затем учитель предлагает учащимся самостоятельно проверить свой вывод на более широком материале. Теперь в заданиях, данных восьмиклассникам, есть не только обособленные причастные и деепричастные обороты, но и обособленные обороты, выраженные прилагательным с зависимыми словами, например: «Облака, подобные низкому дыму, быстро неслись со стороны моря». (К. Паустовский). Учащиеся легко убеждаются, что найденный ими способ работает и здесь: «Облака быстро неслись со стороны моря. Они были подобны низкому дыму».
У.: Итак, мы убедились, что найденное нами свойство присуще разным обособленным оборотам. Как его можно было бы назвать? Сформулируйте еще раз, в чем его суть.
Д.: Обособленные члены предложения как бы стремятся быть сказуемыми. Поэтому можно перестроить предложение так, чтобы, например, причастный оборот стал сказуемым с зависимыми словами. А смысл при этом остается тем же.
У.: Так как же вы предложили бы назвать такое свойство обособленных оборотов?
Д.: Может быть, сказуемость?
У.: Может быть, но все-таки обособленные члены не сказуемые, а только могли бы ими стать...
Д.: ...Тогда полусказуемость!
У.: Возможно... У ученых есть специальный термин, обозначающий данное свойство. Вы легко его угадаете, если вспомните другое, латинское название сказуемого.
Д.: Предикат! Предикативность!
Д.: Нет, полупредикативность!
У.: Именно так. Теперь вы можете сами себе объяснить, что такое обособленный член предложения? Каков его существенный признак?
Д.: Да., это то, что обладает полупредикативностью,
У.: А как проверить наличие этого признака?
Д.: Для этого надо попробовать перестроить предложение так, чтобы обособленный оборот стал отдельным предложением,
У.: Сформулируйте, пожалуйста, свое собственное определение обособленного члена предложения и запишите его у себя в тетради.
Учащиеся выполняют задание и затем обсуждают получившиеся формулировки.
У.: А теперь вернемся к определению в учебнике. Как вы думаете, почему в нем ничего нет о предикативности? Может быть, авторы учебника не знают о ней?
Д.: Конечно, знают. Ведь учебники пишут очень умные люди, ученые.
Д.: Я думаю, что они просто старались сформулировать это определение более простыми словами. Но мы не смогли сразу понять, что они подразумевают. Так часто бывает.
У.: А как вы теперь понимаете определение в учебнике? Что значит «члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно»?
Д.: Они потому и выделяются интонацией, что несут дополнительный смысл, могут стать отдельными предложениями. А предложение - это уже законченная мысль, оно должно быть как-то отделено от других мыслей, поэтому такие обороты и обособляются...
У.: Хорошо. Выходит, что мы не просто узнали, что такое обособленные члены предложения, но и попытались объяснить, почему они обособляются. Теперь осталось только потренироваться в их нахождении и правильном оформлении на письме.