СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока внеклассного чтения в 4 классе на тему: сказка Бавасана Доржиевича Абидуева"Храбрый козлёнок Бабана"(закрепление)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: расширить знания детей о творчестве бурятского детского писателя  Абидуева Бавасана в рамках празднования 355-летия города Улан-Удэ, понять необходимость чтения бурятских сказок.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока внеклассного чтения в 4 классе на тему: сказка Бавасана Доржиевича Абидуева"Храбрый козлёнок Бабана"(закрепление)»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02

ул. Школьная, 5 эл. адрес: nbskoshi@yandex.ru

КОНСПЕКТ УРОКА,

представленного на республиканский конкурс «Учитель года СКОУ - 2021» среди учителей специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений Республики Бурятия

ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

Учитель начальных классов: Москвитина Ольга Семёновна

Предмет: Чтение

Образовательная программа: АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основании:

1. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1),

2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ № 1599.

Программа ориентирована на учебник: «Чтение. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В. 2 ч. Ч / [авт.-сост. С.Ю. Ильина]. – 5 изд. – М.: Просвещение, 2019».

Класс: 4

Тема урока: Внеклассное чтение. Бавасан Доржиевич Абидуев «Храбрый козлёнок Бабана» (Закрепление).

Тип урока (по Е.В. Карсаловой): урок воплощения и реализации читательского опыта - урок, завершающий изучение сказки.

Цели урока: расширить знания детей о творчестве бурятского детского писателя Абидуева Бавасана в рамках празднования 355-летия города Улан-Удэ, понять необходимость чтения бурятских сказок.

Задачи урока:

1. Образовательные: продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, выразительностью; формировать читательские умения детей при работе с текстом,

2. Коррекционно-развивающие: развивать пространственные представления, поисковую познавательную деятельность, монологическую и диалогическую речь учащихся, выразительное чтение, коммуникативные способности; умения сравнивать, обобщать, анализировать.

3. Воспитательные: прививать любовь и уважение к столице нашей малой родины Республики Бурятия; воспитывать навыки культуры речи; формировать познавательную деятельность, эстетический вкус; воспитание нравственности через анализ поступков героев произведения, умение работать в группе, в паре и индивидуально.

Технологии, методы и приемы:

Приём «Логическая цепочка»

Числовые таблицы Шульте.

Индивидуальная работа с целью запоминания букв с помощью клавиатуры.

Проблемные ситуации.

Беседа.

План урока в виде стихотворных строчек чистоговорок.

Чтение чистоговорок.

Выбор правильного ответа в виде теста (викторина)

Индивидуальная работа на сайте.

Игра «Найдите слова храброго козлёнка».

Исследовательская деятельность.

Индивидуальная работа на Логопедическом тренажёре «Дэльфа-142.1».

Чтение трудных слов путём увеличения чтения по буквам и слогам.

Выделение разными цветами слова текста сказки для чтения по ролям.

Разрезные картинки.

Воплощение и реализация читательского опыта через участие в создании книги путем иллюстрирования сказки.

Заполнение итоговой таблицы.

Работа над смыслом пословиц.

Оборудование и дидактический материал:

Компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, тренажер «Дэльфа-142.1», сайт https://learningapps.org/, дорожка с кирпичами-словами, таблицы Шульта, магниты, разрезные картинки, детские рисунки сказочных героев, буклеты 355 лет Улан-Удэ, карточки - смайлики, выставка книг, листы с текстом отрывка сказки с выделенными разным цветом словами (для чтения по ролям):

Слова Автора – синим цветом.

Слова козлёнка – красным цветом.

Слова медведя – зеленым цветом.

Слова волка – чёрным цветом. 

Здоровьесберегающие технологии: развитие зрительно-моторной реакции посредством проведения динамической паузы в форме игры «Перейди улицу правильно!» (наступая на кирпичики с словами из сказки).

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Подготовительная работа:

Посещение детской библиотеки поселка. Знакомство с историей города Улан-Удэ в рамках празднования 355-летия столицы Бурятии. Формирование интереса к автору произведения и предстоящей работе над ним, уточнение и обогащение словаря, понятий и представлений учащихся о предметах, явлениях и событиях, описанных в произведении, уточнение и объяснение незнакомых слов и выражений.

Чтение сказки «Козленок Бабана» учителем – обеспечение целостного понимания произведения, оказание эмоционального воздействия произведения на учащихся, создание интереса и основы для дальнейшего анализа художественного текста, предъявление образца выразительного чтения.

Ориентировочная беседа – определение первоначальных впечатлений, полученных от произведения. Для этого предлагались такие вопросы: Понравилось вам произведение? Что вам больше всего понравилось (не понравилось)? Что вам запомнилось? Первоначальное впечатление школьников о произведении определяет дальнейшую работу над ним, создает особый настрой для последующего анализа текста.

Повторное чтение рассказа учащимися – упражнения учащихся в чтении, подготовка к анализу текста.

Анализ прочитанного – определение композиции художественного произведения, выяснение сюжета и конкретного содержания, проведение специальной работы над языковыми особенностями стихотворного произведения.

Словарная работа – определение значения и художественной роли лексики произведения, изобразительно-выразительных средств текста, введение их в активную речь детей.


Этап фраг- мента урока

Образова тельная задача этапа урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Дидактические средства, интерактив-ное оборудова-ние

Формы конт-

роля, взаимо-

конт

роля и самоконтроля

Планируемые результаты:

Личностные – Л,

Базовые: познавательные – П,

регулятивные –Р,

коммуникативные –К;

Предметные – Пр.




1. Этап мотивации к учеб- ной дея- тельности

Психологи чески наст- роить детей на урок, создать у школьников мотивацию к учебной деятельности.


Приём «Логическая цепочка» - осознание того, что успешность зависит от самого человека, от его внима- тельности и активности.

- Прозвенел звонок - начинается урок!

Улыбнитесь друг другу. Желаю вам хорошего настроения, и чтобы оно сохранилось у вас до конца урока. И главное – желаю всем вам успеха! Чтобы урок прошёл успешно, какими вам надо быть для этого?

- Работаем дружно все вместе.

Садятся правильно.











Ответы детей - Внимательными, активными, старательными…

1-2 слайды презентации на экране

Само-

контроль

К: взаимодействие с учителем и сверстниками.

Р: самоорганизация рабочего места.

Л: осознание себя как ученика, заинтересованного обучением чтением, занятиями.

2. Рече-вая разминка

Развитие:

- поля зрения и укрепления мышц глаз;

- поисковой познаватель-ной деятельности;

- пространст-венных представле

ний

с помощью слов

«слева», «справа», «над», «под», «в верхнем левом углу».

Числовые таблицы Шульте (таблицы у каждого ученика).











Индиви- дуальная работа с целью запомина- ния букв с помощью клавиатуры.





Проблемная ситуация.

Чтобы у нас всё получилось, мы продолжаем разминку. Смотрим на квадраты, которые у вас перед собой - таблицы с буквами. Помните: глаза смотрят в центр таблицы на серый квадрат, а видят всю её целиком.

У вас шесть заданий. По одному читаете задания, остальные отвечаете.



А Матвей идёт – печатает ваши ответы - буквы.

Развиваем боковое зрение для улучшения качеств чтения.











- КАКОЕ СЛОВО У НАС ПОЛУЧИЛОСЬ?

-Что это слово обозначает? Кто это?

Дети читают задания:

1. Найти букву, которая стоит в верхнем левом углу.

2. Найти букву, которая стоит под буквой Э.

3. Найти букву, которая стоит слева от буквы И.

4. Найти букву, которая стоит над буквой Х.

5. Найти букву, которая стоит справа от буквы С.

6. Найти букву, которая стоит в нижнем правом углу.

Выполняют задания по нахождению буквы.

- БАБАНА

- Это КЛИЧКА КОЗЛЁНКА

3-6 слайд презентации на экране.



Карточки с напечатан-

ными заданиями.



7 слайд презентации на экране в режиме печатания.











7 слайд презентации на экране.


Взаимо- конт-

роль,

контроль учителя

П: работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, таблицу, предъявленные на бумажных

носителях).



Р: принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе,

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и

действия одноклассников.

3. Постановка учебной цели и темы урока.


1. Системати зировать информацию, полученную на предыдущем уроке.

















Организация работы над совершен ствованием умения рассказывать на заданную тему по предвари-тельно подготовленному сообщению.

Беседа.























Предварительная индивидуа льная работа.

-Как называется сказка, с которой мы познакомились вчера? - Кто автор этой сказки?



- А почему мы читали именно эту сказку вчера на уроке внеклассного чтения? - Где жил и работал писатель?

- Что же отмечает в этом году столица нашей республики?

- Да. Посмотрите на выставку- 355 лет городу Улан-Удэ со дня его основания.

- Мы вчера познакомились с многими произведениями бурятских авторов.

Об этом городе Саша подготовил сообщение. Это было его домашнее задание.


- «Козлёнок Бабана»

- Бавасан Доржиевич Абидуев



Ответы обучающихся

- В Улан-Удэ.

- 355 лет городу.

Дети обращают внимание на выставку книг, посвящённую 355-летию города Улан-Удэ.



Выступает с подготовленным сообщением Саша.




8-9 слайды презентации на экране.






















П: делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.














Л: положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и ее эстетическому восприятию



2.

Организация работы над совершен ствованием навыков чтения через совершенствование его качеств:

- правильности -упражнение в повторе окончаний слов чистоговорок;

-выразитель

ности – чтение с интонационным выделением слов чистоговорок;

- сознательности – понимание запланирован ных действий.

План урока в виде стихотвор

ных строчек чистогово

рок.



Упражнение, направлен- ное на развитие речевого аппарата:

чтение чистогово

рок.

- А чтобы узнать, как мы будем продолжать работать над сказкой, прочитаем чистоговорки.

Читайте по одному «по цепочке», выделяя голосом слово, напечатанное жирным шрифтом.

Ать-ать-ать - будем на вопросы викторины отвечать.

Ать-ать-ать – будем сказку мы читать и слова искать.

Ая- ая- ая – развивать выразительность, по ролям читая.

Ять-ять-ять –

будем план картинный составлять.

Ра-ра-ра – получить урок добра.

Читают по одному «по цепочке», выделяя голосом слово, напечатанное жирным шрифтом.

10-14 слайды презентации на экране.


Взаимоконт

роль,

контроль учителя.

Р: соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

ПР: читать после анализа текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова) с соблюдением пауз и соответствующим тоном голоса и темпом речи);

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

4. Актуа-лизация знаний учащих

ся о произведении.

Определить границы знания и незнания, актуализировать знания сюжета сказки.

Организация работы над совершен ствованием навыков чтения через улучшение его качеств:

- правильности -упражнение в чтении вопросов;

-выразитель

ности – чтение с вопросительной

интонацией;

- сознательности – понимание выбора ответа.

Выбор правильного ответа в виде теста (викторина)





Индиви

дуальная работа на сайте.

- А как вы работали на вчерашнем уроке чтения, СЕЙЧАС узнаем! Ответите ли вы на вопросы викторины к сказке?

Викторина на сайте https://learningapps.org/

Вопросы викторины:

1в. Определи жанр этого произведения.

1. рассказ

2. басня

3. сказка

2в. Кто автор сказки "Храбрый козлёнок Бабана"?

1. Александр Сергеевич Пушкин

2.Корней Иванович Чуковский

3. Бавасан Доржиевич Абидуев

3в. Куда пошёл козлёнок?

1.В лес

2. В город

3. В гости

4в. Кого встретил первым в лесу козлёнок?

1. Волка

2. Старушку

3. Зайчонка

5в. Кто в сказке хотел проучить козленка Бабана?

1. волк и медведь

2. волк и лиса

3. медведь и лиса

6в. Какие слова повторял козлёнок?

1.Я от бабушки ушёл,

Я от дедушки ушёл.

2. Я рождён с врагами биться,

Я для подвигов рождён.

3. Спи, глазок.

Спи, другой.

-Хорошо! А можно назвать слова, которые вы прочитали в ответе последнего вопроса, девизом нашего храброго козлёнка?

Кирилл работает на сайте, отмечая правильные ответы и по стрелочке переходит к следующему вопросу.

Данил читает варианты ответов.

Остальные находят правильный ответ.

































- Да.

14 слайд

презентации на экране

Работа на странице учителя: https://learningapps.org/user/Москвитина О

(см. в приложе нии)

Взаимоконт

роль,

контроль программы сайта

П: выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

работать с информацией (понимать текст, предъявленный на электронных

носителях).

Р: принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе,

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и

действия одноклассников.


- читать про себя, выполняя задания;


5. Динамическая пауза в форме игры.






Организация работы над совершен ствованием навыков чтения через улучшение его качеств: - сознатель

ности – понимание выбора ответа.


Игра «Найдите слова храброго козлёнка».

Индиви

дуальная помощь

девочке, имеющей в анамнезе диагноз – ДЦП.

Проблемная ситуация.

- Представьте, что вы в городе Улан-Удэ, около библиотеки, которая носит имя нашего автора.

Перейдите улицу правильно, наступая на кирпичи с теми словами, которые повторял козлёнок. Помните – на нашей улице есть кирпичики и с ненужными словами.

Я рождён с врагами биться,

Я для подвигов рождён.



- Посмотрите, какое из этих слов состоит из четырёх слогов?

Дети по цепочке «переходят улицу», выбирая нужные кирпичи со словами.















- Никакое!

15 слайд



«Дорожка»:



(см. прило

жение)

16 слайд

презентации на экране


Оценка учителя.

П: выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.


6. Исследо ватель с кая работа




Побуждение к самостоятель ной исследователь ской деятельности для предвари-тельного послогового прочтения слов, имеющих сложный слоговой состав.











Организация работы над совершен ствованием правиль-

ности

чтения.

Исследова тельская деятель ность





Индиви-дуальная работа на Логопедичес ком тренажёре «Дэльфа-142.1»









Чтение трудных слов путём увеличения чтения по буквам и слогам.

Посмотрите – на двух страницах напечатан отрывок из сказки. Выполним ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ. Читая сказку про себя, найдите и подчеркните простым карандашом слова, состоящие из ЧЕТЫРЁХ СЛОГОВ.

- Матвей работает на Логопедическом тренажёре. Записывает на листочке слова.

Матвей прочитает слова, которые у него получились.

- Проверим. Прочитай слова, состоящие из четырёх слогов, Гоша.

- Прочитай слова, Саша, те, которые не нашёл Гоша.

Вы хорошие исследователи!!!

ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ целым словом,

соберём слово ПО СЛОГАМ, читая по цепочке. А получившееся слово прочитаем хором.

Дети простым карандашом подчёркивают слова на листах.





- упражнение «Мозаика» для совершенствования звукобуквенного анализа (нахождение слова о образцу)











Дети читают слов

победитель, путём наращивания по слогам.

17 слайд презентации на экране























18- 22 слайды

презентации на экране


Оценка учителя.

Р: соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов










7.

Чтение по ролям


Проверить смысловую осознанность текста через чтение по ролям

Выделение разными цветами слова текста сказки для чтения по ролям.





Индиви-дуальная работа на Логопедическом тренажёре «Дэльфа-142.1»


Вспомните, с какой интонацией мы вчера читали начало сказки. А как передали испуг в голосе, когда медведь и волк услышали храбрые слова козлёнка. И счастливый конец сказки так же надо передать голосом!

Итак, читаем по ролям. Кто хочет читать слова автора? На первой странице читает…, на второй - … И т.д.

- Матвей работает на Логопедическом тренажёре

Чьё чтение вам больше всего понравилось?

Матвей прочитает слова, которые у него получились.


- С той интонацией которая передаёт настроения сказочных героев







- упражнение «Прятки простые» для совершенствования звукобуквенного анализа (выделение первого, последнего звука, соотнесение между звуками и буквами)

Текст сказки на листах с выделенными разного цвета словами (для чтения по ролям) 23 слайд

Оценка учителя.

Л: Заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий; положительное отношение к языковой деятельности.

Пр: читать диалоги по ролям;




8.

Составление картинного плана.


1. Организовать самостоя

тельное выполнение учащимися задания, оценить уровень усвоения материала, определить затруднения

Разрезные картинки

- Мы читали отрывок?

Вспомним сюжет всей сказки.

У вас на партах иллюстрации к сказке, но не целые, а половинки. Найдите свои половинки и выйдите к доске. Расставим картинки в правильном порядке, в соответствии с сюжетом сказки, т.е. какая картинка за какой следует (учащиеся работают у доски).




Дети составляют из двух частей сюжетные картинки. Объясняют их порядок по сюжету.


П: выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.

Р: принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе,

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и

действия одноклассников.

Пр: пересказывать прочитанное по картинному плану;


2 Побуждение к самостоятельной творческой деятельности

Воплощение и реализация читательского опыта через участие в создании книги.

Накануне мы с вами проиллюстрировали нашу книгу, вы очень хорошо передали в рисунке настроение каждого героя произведения.

Рассматривание иллюстраций в уже готовой книге

Иллюстрирование сказки


Л: осознание себя как ученика, заинтересованного творчеством и обучением, занятиями.

9. Рефлек-

сия.


Организо-

вать рефлексию

Заполнение таблицы.









Работа над смыслом пословиц.

Итак, заполним таблицу:


- Как называется сказка?

Кто автор?

Определите главную мысль сказки – что хотел сказать автор.

-Чему учит сказка?

У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ.

Храбрость - сестра победы.

Волков бояться – в лес не ходить.



Ответы детей.





Если ты слабее — действуй неожиданно и тогда у тебя есть шанс победить любого противника.

Не надо отчаиваться – всегда найдётся выход

Ответы детей.

24-28 слайды

презентации на экране








29 слайд

Самооценка

П: работать с информацией (понимать таблицу, предъявленные на электронных и

других носителях).

Л: понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе

К: договариваться и изменять свое суждение с учетом мнений других участников

10. Итог урока


Установить соответствие между поставлен

ной целью и результатом урока,

побудить учащихся к самооценива

нию своей деятельности.


Приём «Логическая цепочка»

-То, что запланировали, выполнили?

Вернёмся к чистоговоркам!

- На вопросы викторины ответили?

- Сказку читали и слова искали?

- Читали по ролям, развивая выразительность?

- План картинный составили?

- Ответили на вопрос: «Чему учит сказка»?

Оцените своё состояние, поднимите смайлик….

Оцените себя… Читаем критерии оценивания.

- Благодарю вас всех за урок, за активное участие, прекрасные ответы.

Урок окончен! Всем спасибо!

Дети отвечают, оценивают свою работу по критериям:

Оценка «5» – я читал с интересом, полным словом, выразительно. Справился с вопросами самостоятельно.

Оценка «4» – у меня были запинки, я нуждался в помощи при ответе на вопросы.

Оценка «3» - я читал по слогам, на вопросы отвечал с помощью взрослых.


30-36 слайды

презентации на экране






Самооценка

Р: соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов


К: умение с достаточной полнотой и. точностью выражать свои мысли.