СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого занятия "Космическое путешествие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это открытое занятие "Космическое путешествие" я провела с детьми старшей группы в 2016 году.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия "Космическое путешествие"»

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Космическое путешествие».

Программное содержание:

Задачи:
Образовательные:
1. Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
2. Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей;
3. Развитие лексико-грамматической основы речи, посредствам подбора различных дидактических игр.
Словарные:
1. Повторение и закрепление звука Р;
2. Закрепление правильного звукопроизношения в словах, загадках и стихах;
3. Развитие диалогической речи;
4. Развитие лексико-грамматического строя речи при словообразовании и словоизменении.
Воспитательные:
1. Формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь, чувство коллективизма;
2. Воспитание патриотизма, культуры речевого общения;
3. Воспитание внимания к собственной речи; интереса к занятиям по развитию речи.

Предварительная работа:
1. Знакомство со звуком «Р» на занятии по развитию речи;
2. Беседа с детьми на тему: «Космос» /кто был первым космонавтом, космические планеты/
3. Разучивание с детьми стихов;
4.Проведение занятий по рисованию, аппликации на тему «космос», оригами «ракета»;
5. Рассматривание картинок из серии Л.Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса»
Материал: 
картинки с изображением планет, 
игрушки: Лунтик, аудиозапись космической музыки,
цветомузыка «полусфера» для создания эффекта звездного неба,
цветные звездочки большие для созвездий и маленькие в качестве поощрения. 
Используемая литература:  Л.Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса».

Ход образовательной деятельности.

- Ребята, давайте с вами сегодня отправимся в космическое путешествие! 
- А на чем мы полетим в космос? /дети: — На ракете!/ Показ картинки – ракета.
- Какой первый звук в слове РАКЕТА? 
- А что мы с вами обязательно наденем? /дети: - скафандр!/. Показ картинки – скафандр.
- А есть звук «Р» в слове СКАФАНДР? 
- Где он находится: в начале, в середине или в конце слова?

- А вы знаете, кто был первым космонавтом? (Юрий Гагарин)

Сейчас Ксюша нам расскажет, почему для нас Юрий Гагарин настоящий герой.

КСЮША: 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» Ю.А.Гагарин совершил полет в космос. С тех пор каждый год 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики…

- Ребята, послушайте замечательное стихотворение о первом космонавте, которое нам сейчас расскажет Илья.

ИЛЬЯ: «Юрий Гагарин»

В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель. (В .Степанов)


- Ребята, отправляемся в полет! Впереди нас ждет встреча с другими удивительными планетами.

ИЛЬМАС - Наш экипаж к полету готов
Внимание! Внимание!
Отправляемся в полет!

Нас космос в путь зовёт!

(Показ видеозаписи запуска ракеты.)
Показываю картинки

- Посмотрите, ребята, как много звезд вокруг! Мир звезд разнообразен. В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на солнце.
- Вокруг нашего солнца вращаются девять планет. (Показ картинки.)
- Послушайте внимательно стихотворение о планетах.

КИРА:

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон. (Аркадий Хайт)

- Первая планета Меркурий. Летим на самую маленькую планету солнечной системы! (подлетаем к планете Меркурий).
Эта планета находится ближе всех к солнцу, она самая маленькая. Смотрите, ребята, на этой планете нас ждёт задание!

Задание: Произнести –«Меркурий» и запомнить его. Отгадайте загадки.
АЛИНА:. Что за птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звезд? (ракета)

ПОЛИНА: Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя … (астроном) 

ЕГОР: Не месяц, не луна, не планета, не звезда, 
по небу летает, самолеты обгоняет. (спутник)


/Дети перелетают на другую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку, в это время мой помощник направляет лазерные фонарики на потолок и создается эффект «звездного неба»/.

- Вторая планета, на которую мы прилетели называется Венера. (показываю изображение планеты). Здесь очень жарко. Здесь нам тоже оставили задания!

Задание: Произнести название планеты - ВЕНЕРА и запомнить его. Где находится звук «Р»? Поиграть в игру «Скажи наоборот»:
День -…ночь
Ярко — …темно
Солнце -…луна
Улетать — …прилетать
Прилуниться - …приземлиться
- Ну, что ж, ребята, вы выполнили задание, пора отправляться дальше. 
/Дети перелетают на следующую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку/.
- Посмотрите в иллюминаторы, мы приближаемся к планете под названием Марс. Планета марс выглядит красной и видна на небе, как красноватая звезда. Здесь нас тоже ждут задания:

Задание: Произнести название планеты - МАРС и запомнить его. Где находится звук «Р»? Показать космическую физкультминутку:
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.
(Потянуться – руки вверх).
А внизу леса, поля –
(Наклониться).
Расстилается земля.
(Руки развести в стороны). 
- А еще нас просят рассказать скороговорку про Марс, которую мы с вами уже знаем.

Скороговорка: А на Марсе марсоход Марсианина везёт

Марсианин марсоход нас по Марсу прокатнёт

(автор Селезнёва Ю.В.)


/Дети перелетают на другую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку, в это время мой помощник направляет лазерные фонарики на потолок и создается эффект «звездного неба»/.
Мы приближаемся к планете Юпитер. Показываю изображение планеты. Задание: произнести название планеты - ЮПИТЕР и запомнить его. Где находится звук «Р»? Поиграть в игру «Летает – не летает»

Игра «Летает – не летает»
Если я называю слово, что летает - вы подымаете руки. Что не летает – руки вы не подымаете. Но будьте очень внимательны, так как я вас буду путать.
- Самолет летает? … Летает. 
- Луноход летает? … Не летает
- Космонавт летает? … Летает. 
- Спутник летает? … Летает. 
- Звезда летает? … Не летает. 
- Вертолет летает? … Летает.
- Ракета летает? … Летает.


/Дети перелетают на другую планету под космическую музыку/.

- Посмотрите в иллюминаторы – мы приближаемся к планете Сатурн. (показываю изображение планеты). Обратите внимание — эту планету окружают кольца. Задание: произнести название планеты - САТУРН и запомнить его. Где находится звук «Р»? Поиграйте в игру «Один-много»:
комета – …кометы; 
планета-…планеты; 
космонавт-…космонавты,
созвездие-… созвездия;

ракета-…ракеты.
/Дети перелетают на другую планету под космическую музыку/.
- Летим на планету Уран. Это седьмая планета по удаленности от солнца. На ней ребята очень холодно и сухо. Задание: произнести название планеты - УРАН и запомнить его. Где находится звук «Р»? Ребята на планете Уран нам надо сделать новые ракеты, чтобы герои-космонавты могли летать на них к другим планетам.

Игра «Собери ракету» 
/Дети делятся на команды и собирают из пазлов ракеты./

-Айдар нам хочет рассказать что-то о ракетах. Давайте его послушаем.

АЙДАР: Звездный дом

Стартуют в космос корабли –
Вслед за мечтою дерзновенной!
Как здорово, что мы смогли
В просторы вырваться Вселенной!

Приятно всё же сознавать
Себя жильцами в Звёздном Доме,
В Миры как в комнаты шагать –
Через порог на космодроме. В. Астеров

- Ребята, нам осталось долететь еще до двух планет солнечной системы – это Нептун и Плутон. Эти планеты, так же как и Уран находятся далеко от солнца и поэтому на них очень холодно. Чтобы нам не замерзнуть и не заболеть нужно выполнить еще одно задание.
Задание: произнести название планет – НЕПТУН, ПЛУТОН и запомнить их. Есть звук «Р» в этих словах? Поиграйте в игру «Назови ласково»:

звезда -…звездочка;
облако-…облачко;
солнце -…солнышко;
небо -…небушко;
самолет -…самолетик;
вертолет -…вертолетик.
- Молодцы ребята, с заданием справились. Летим на следующую планету!


- Отгадайте, на какую планету мы прилетели?
МИЛАНА:

Эта планета – любимый наш дом,
На ней мы с рожденья до смерти живем.
Планета прекрасна: моря, океаны.
Цветы и деревья там, разные страны,
И солнце сияет с зари до заката, что за планета, скажите, ребята! (Показ картинки)
- Посмотрите в иллюминаторы, мы подлетаем к самой чудесной, к самой красивой и любимой планете Земля. О красоте нашей планеты сейчас расскажет стихотворение Полина И.

Полина:

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,




Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо...


Береги свою планету -

Ведь другой, похожей, нету! Яков Аким


- Ребята у планеты Земля есть свой спутник. Как называется спутник Земли? /Дети: «Спутник Земли - Луна»/
- Ребята, к нам в гости с Луны пришел «Лунтик». Вот оказывается кто оставлял нам задания на планетах! Вот и сейчас он хочет поиграть свами в викторину «Угадай-ка»

Игра-викторина «Угадай-ка». 
- Самая большая и горячая звезда во вселенной (Солнце).
- Человек, который летает в космос (космонавт).
- Как называется, летательный аппарат, в котором летят в космос? (Космический корабль).
- Как называется и животное, и созвездие? (Медведица).
- Почему на земле есть день и ночь? (Планета вращается вокруг себя) 
- Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Юрий Гагарин).
- Кто еще побывал в космосе кроме людей? (Собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, кролики и даже шимпанзе).
- Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой первый полет?

(«Восток») 
- Какой праздник наша страна празднует каждый год 12 апреля? (День космонавтики). 

- Ребята, послушайте стихотворения, которые выучили наши ребята в честь этого замечательного праздника – Дня космонавтики!

ЗЛАТА:

Летит в космической дали 
Стальной корабль
Вокруг Земли.
И хоть малы его окошки,
Всё видно в них


Как на ладошке:
Степной простор, 
Морской прибой,
А может быть
и нас с тобой!
(автор стихотворения - В.Орлов) 

ВЛАДА:

Есть в небе звездочка одна,

Какая — не скажу,

Но каждый вечер из окна

Я на нее гляжу.

 

Она мерцает ярко так!

А в море где-нибудь

Сейчас, наверное, моряк

По ней сверяет путь. ( Г. Кружков)

РУСТАМ: В космосе так здорово!

В космосе так здорово!
Звёзды и планеты
В чёрной невесомости
Медленно плывут!

В космосе так здорово!
Острые ракеты
На огромной скорости
Мчатся там и тут!

ВАНЯ:

Так чудесно в космосе!
Так волшебно в космосе!
В настоящем космосе
Побывал однажды!

В настоящем космосе!
В том, который видел сквозь,
В том, который видел сквозь
Телескоп бумажный! О. Ахметова

- Ребята! Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествовать по планетам? Что вам больше всего запомнилось?
Рефлексия: - Сейчас Лунтик раздаст всем вам ребята звездочки – красные и желтые. Если вам понравилось наше путешествие, то вы покажите мне красные звёздочки, а если вам было скучно, то покажете мне желтые звездочки. (Потом дети уносят звёзды на память о нашем путешествии.)





МОУ Тимирязевская СШ – филиал детский сад «Берёзка»










Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе

«Космическое

путешествие»

































Воспитатель: Селезнёва Ю.В.

















Апрель 2016г.