Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Раздольненский детский сад № 5 «Сказка»
Раздольненского района Республики Крым
Конспект открытой интегрированной НОД
«В поисках степной дыбки»
в подготовительной к школе группе № 11
«Затейники»
Разработала:
Пономарёва Т.В.,
воспитатель 1 кв. категории
от « 27» ноября 2020г
пгт. Раздольное, 2020г
Цель: Повышение экологической культуры детей, расширение представлений о взаимодействии человека с природой.
Образовательные задачи:
- Расширять и обогащать представления детей о Крыме, о его природе и фауне, о людях, об истории нашего края.
- Формировать экологическое мышление, культуру дошкольников, мотивировать детей к участию в природоохранных мероприятиях.
- Способствовать проявлению творческой активности детей в процессе решения задач разных видов деятельности, показ результатов оригинальными действиями.
- Побуждать детей к активному познанию окружающей действительности, окружающего мира живой природы, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей. развитию
Развивающие задачи:
- Развивать познавательную, творческую активность детей, любознательность, интерес к познавательной и исследовательской деятельности,
- Развивать социально-коммуникативные качества путем коллективного решения общих задач, умения детей согласовывать свои действия со сверстниками, работать в команде.
- Развивать логику, коммуникативные способности, мышление, воображение, разговорную речь, память дошкольников.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать чувство любви и гордости к родному краю, умение видеть его красоту и значимость для его жителей и себя лично, помочь детям понять и осознать свою моральную ответственность за судьбу своей родной земли.
- Воспитывать у детей такие нравственные качества как доброта. отзывчивость, забота о ближних, желание помочь!
- Формировать навыки коллективной творческой работы.
Форма проведения : Квест- игра
Методы и приемы, используемые при интеграции НОД:
· сюрпризный, игровой моменты,
· рассматривание, наблюдение, сравнение, обследование,
· сравнительный анализ, сопоставление, поиск.
· проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ;
· разнообразные речевые игры для активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Интеграция областей:
«Физическое развитие» - двигательная деятельность;
«Социально – коммуникативное развитие» - игровая деятельность;
«Познавательное развитие» -познавательно-исследовательская деятельность;
«Речевое развитие» - коммуникативная деятельность ;
«Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность.
Материалы, средства ТСО: ИКТ, проектор, мультимедийная доска, презентация, фото-иллюстрации трав и лекарственных растений, фотопортреты знаменитых людей Крыма , игрушки-кузнечик, паук, ребусы, кроссворды, природный материал, пластилин для творческих работ детей, ауди-записи «Звуки и голоса насекомых», песни «Маленький кузнечик», «Родина любимая».
В ходе занятия использованы авторские стихотворения Т.В.Пономарёвой.
Ход НОД:
1.Вводная часть:
Под песню «Мы любим играть» дети с воспитателем входят в группу:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие! А куда и зачем - вы догадаетесь сами! Прислушайтесь! Что вы слышите?
Звучит аудио запись «Звуки степи»
Ответы детей / пение птиц, шум ветра, пение кузнечика, и т.д./
Воспитатель: Вы правы, дети! Это песни нашей степи! А знаете, ребята….
По степи, по полям я вчера гуляла,
Что только там я не видала!
В поле жизнь течет своя- запах трав, и тишина!
Среди этой тишины многое увидишь ты:
В колоске сидит жучок, в паутинке - паучок,
А еще я там узнала, что среди тех трав, цветов
В степи проживал кузнечик, был он маленький, смешной!
Стрекотал порой весь вечер, прыгал очень далеко,
Жил в траве, забот не зная, путешествовать любил, Крым наш познавая!
Вдруг кузнечик наш пропал, все его искали!
Но где в Крыму его найти,- так и не узнали!
2.Основная часть:
Воспитатель:- Ой, ребята, что за шорох слышен тут? (спускается паучок)
Это к нам спешит паук, с веточки спускается- нам всем улыбается
Паук: Не пугайтесь вы меня, не обижу вас, друзья!
За друга Дыбку я переживаю, чтоб в степь вернулся он –мечтаю!
В степи осталось Дыбок очень мало,
Все из - за того, что там работа постоянно!
То люди травы собирают, то трактор землю пашет,
Комбайны урожаи собирают,
Вот из-за этого в степях и Дыбки исчезают…
Найти его поможете, ребята?
Дети: Да!
Паук: Что бы кузнечика найти, вам нужно выполнить много трудных, но интересных заданий !
Воспитатель: Наши ребята справятся со всеми трудностями!
Паук: За каждое правильно выполненное задание вы получите картинку-подсказку!
К концу игры, собрав все картинки – подсказки, вы узнаете, где находится наш друг кузнечик Дыбка ! Вы готовы? / дети – Да!/
Воспитатель: Итак, ребята, мы с вами отправляемся в увлекательное, и очень интересное путешествие по Крыму! В пути вам пригодятся знания и смекалка, внимание и находчивость, ловкость и аккуратность при выполнении заданий. Как и в любом путешествии вы должны помогать друг другу. Действуйте дружно, и тогда вам будет сопутствовать удача!
/разделить детей на 2 команды «Юные экологи» и «Друзья природы» /
- Итак, наша игра-путешествие по Крыму начинается с небольшой разминки!
Разминка - мозговой штурм /вопросы к детям/
1.Самая крупная птица России? - черный гриф
2. Самая быстрая птица Крыма? –Сокол Сапсан
3.Самое быстрое насекомое? – стрекоза
4.Самая длинная река Крыма? –Салгир
5.Самая высокая гора Крыма? – Роман-Кош
6.У какого насекомого два желудка?- пчела
7.Какое животное пьёт ногой? –лягушка
8.У какого насекомого нет желудка? -мотылек
9. Лекарственное растение, имеющее грозное название для животных?-зверобой
10.Какое насекомое долго может обходиться без пищи?-клещ
11.Какое растение определяют на ощупь даже слепые?- крапива
12.Насекомое,которое может поворачивать голову во все стороны?-богомол
13.Кто 4 раза в году переодевается?- Земля
14.Какое насекомое никогда не спит?- муравей
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот теперь мы можем отправляться на поиски степной Дыбки ! Во время путешествия у нас будет 6 остановок и шесть заданий.
1 остановка «Зелёная аптека»
Мы сейчас пойдем все в степь - нужно сапоги надеть
Будем воздухом дышать, за природой наблюдать,
Зорко под ноги смотрите-на гнездо не наступите,
По камушкам шагайте, травку вы не задевайте!
Мы в степи шуметь не будем - мы природу очень любим!!!
/дети идут змейкой друг за другом вокруг лекарственных растений по камушкам/
Приложение 1
Воспитатель: Задание для 1 команды: Найдите лекарственные растения , которые принимают люди при лечении болезней сердца, зубной боли, при ушибах, простудах, и пр.
адонис весенний, шалфей,
подорожник, ромашка, чабрец
Задание для 2 команды: Найдите лекарственные травы, которые принимают люди при отсутствии аппетита, при лечении болезней суставов, для поднятия настроения, бодрости:
полынь, ковыль, цикорий
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы все справились с первым заданием! И запомните пожалуйста:
Её мы обижаем, когда порой срываем,
Решаем, что трава –сорняк, не пригодится нам никак!
Такие наши нравы, но мы, друзья, не правы!
Спасибо скажем травам и цветам, за то, что всё прощают нам!
Воспитатель: Вот вам первая подсказка: /команды получают по одной картинке/
Следующая 2 остановка «Шифровальная»
Команды должны прочитать слова по схеме и разгадать ребусы.
Приложение 2
Воспитатель: Вот вам вторая подсказка: /команды получают по второй картинке/
Воспитатель: 3 остановка « Степная песенка» /аудиозапись/
/звучит фонограмма звуков, издаваемых насекомыми, дети слушают и называют насекомое/
Воспитатель: Молодцы, вы с этим заданием отлично справились! Получите следующую подсказку-3 картинку.
Мы с вами долго путешествуем. Предлагаю немного отдохнуть: Дети стали по кругу:
Сейчас тихонько в степь мы выйдем, и подойдем на цыпочках
Послушать как кузнечики пиликают на скрипочках..
Физ. минутка «Маленький кузнечик» /аудиозапись/
Воспитатель: 4 остановка « Крымский эрудит»
- На этом этапе нашего путешествия вы должны будете назвать знаменитых людей Крыма, показать их на фото, а так же собрать иллюстрации , отражающие деятельность этих людей, из пазлов. Приложение 3
А.Грин «Алые паруса»
А-Х.Султан –усадьба и самолет героя
И.К. Айвазовский « Девятый вал»
Л. Огурцова, «Я рисую радугу»
Воспитатель: Молодцы, вы с этим заданием отлично справились! Получите следующую подсказку- четвертую картинку. Отправляемся дальше…
5 остановка « Лесные/степные жители»
Ваша задача: показать мимикой, движением, жестами /без слов/ жителя леса или Крымских степей. /дети изображают жителей леса и степи/
Воспитатель: Ребята, вы замечательно изобразили своего героя, и за это я вручаю вам пятую подсказку! И вот последняя 6 остановка «Отгадай-ка!».
Задание следующее - вы должны разгадать ребусы и составить последнее слово-подсказку, т.е. в подсказке будет указана та часть Крыма, где может находиться степная Дыбка Приложение 4
Воспитатель: Вы справились с последним заданием и получаете последнюю подсказку, которая поможет вам найти в Крыму степную Дыбку. Внимательно посмотрите на картинки- на которых стоят цифры. Поставьте их в порядке возрастания, и по первым звукам в названии картинок прочтите слова
/ 1 команда-ПОЛЯНА, 2 команда СКАЗОК/
Воспитатель: Дети, так где же находится наш кузнечик? /на поляне сказок/ .
Появляется Паук
Паук: Молодцы, ребята, спасибо вам, я сейчас же отправляюсь за Дыбкой!
Воспитатель: Ребята! Вы – большие молодцы! Вы все очень старались, и показали, как вы хорошо знаете свой родной край - Крым, его знаменитых людей, его природу и фауну! Ваша любовь к своей Родине и ваши знания помогли найти и вернуть в наш степной Крым кузнечика- степную Дыбку.
Звучит песня «Кузнечик», дети танцуют с Дыбкой и Паучком.
Воспитатель: Как здорово, что всем так весело и хорошо танцевать, дружить, а главное – быть заботливыми по отношению к нашим меньшим братьям в природе! А что бы наш кузнечик больше не терялся- давайте сделаем для него поляну сказок своими руками из природного материала нашей Крымской степи –веточек, коряг, корешков, желудей и камней.
Практическая деятельность / изо. деятельность/
Дети выполняют творческие задания , украшают поделки, собирают Поляну сказок
3.Итог НОД:
Дыбка: Ребята! Спасибо вам большое! Я теперь никогда не покину свой родной дом –мою любимую степь! И буду дружить с вами!!!
Воспитатель: Дети! Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие! И что бы не исчезали степные Дыбки, и другие обитатели степей, мы встанем на их защиту! А что бы защитить их –нужно только одно- любить свою землю, слышать её, помогать и заботиться о ней, быть настоящими друзьями природы!
Занятие окончено.