Тема урока: Пластика птиц
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: дать понятие «пластика», пластическая выразительность линии, пластическая выразительность пятна, понятие «пластический образ».
Планируемые результаты:
Личностные:
- формировать коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознать значения семьи в жизни человека и общества, принять ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развить эстетическое сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
Предметные:
- приобрести опыт создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр, кино);
- приобрести опыт работы различными художественными материалами и разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности;
Метапредметные:
- уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
План
1) Организационный момент (1 мин)
2) Актуализация знаний и умений обучающихся. Мотивация к учебной деятельности (5 мин)
3) Формирование новых знаний (5 мин)
4) Применение полученных знаний (30 мин)
5) Подведение итогов. Рефлексия (2 мин)
Ход урока
1) Организационный момент
- Здравствуйте! Моё имя Елизавета Игоревна и сегодня урок изобразительного искусства проведу у Вас я. Садитесь. Прежде чем начать урок изобразительного искусства, проверим всё ли у вас готово к уроку? У вас должно быть: карандаш, ластик, лист белой бумаги, и конечно же хорошее настроение.
- Вижу, что вы полностью готовы к уроку, предлагаю начать!
2) Актуализация знаний и умений обучающихся. Мотивация к учебной деятельности
- Ребята, скажите, с чем вы познакомились на прошлом уроке?
- На прошлом уроке мы познакомились с «пластикой змеи»
- Что же вы узнали о «пластике змеи» (ответы детей)
- Ребята, вспомните, что же такое линия?
- Линия – это одно из важнейших выразительных средств рисунка.
- Верно, что ещё вы узнали о линии?
- Мы узнали, что каждая линия имеет свой характер, о котором легко догадаться по её внешнему виду.
- Вспомните, какие бывают линии?
- Линии бывают: жёсткие и угловатые, плавные и текучие.
- Какие из этих линий мы можем назвать пластичными?
- Плавные и текучие линии мы можем назвать пластичными.
- Верно. Ребята, скажите, а как можно усилить выразительность линии, сделать её более живой?
- Чтобы нарисовать линию более живой, нужно нарисовать линию где-то с утолщением, а где-то нарисовать её совсем тонкой.
- Сегодня мы с вами тоже узнаем много нового и интересного, но для этого вам необходимо отгадать загадку:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв
И два крыла...
Прилетит - плохи дела!
А кого паук боится?
Угадали? Это... (птица)
3) Формирование новых знаний
- Верно. Скажите, что вы знаете о птицах? (ответы детей)
- А каких птиц вы рисовали в начальной школе? (ответы детей)
- Птицы являются неотъемлемой частью нашей природы. Они окружают людей, а поэтому будет интересно узнать факты о птицах. Кукушки, орлы, канарейки – каждая из этих птиц заманчива по-своему.
4) Применение полученных знаний
- Знаете ли вы сколько видов птиц, живущих на планете Земля известны людям?
- Нет, не знаем.
- На сегодняшний день людям известно 10 699 вида птиц, которые живут на Земле.
- А сейчас я вам прочитаю немало интересных фактов о птицах, некоторые вы наверное уже знаете, а с некоторыми познакомитесь впервые.
Перья есть только у птиц, ни у одного из других современных животных они не встречаются.
Морские птицы могут пить солёную морскую воду.
Некоторые птицы спят стоя, а фламинго, например, вообще могут спать, стоя на одной ноге.
Утки и гуси были бы способны выдержать холод до сотни градусов ниже нуля, если бы на Земле вообще бывали подобные морозы.
Единственная птица, способная к полёту «задом наперёд» — колибри.
Многие виды птиц умеют нырять, но единственная птица, умеющая плавать, но не умеющая летать — пингвин.
Первая птица, некогда одомашненная человеком — это гусь.
Воробьи любят купаться в песке. На самом деле они так очищают перья. Зимой они нередко купаются в снегу.
Больше всего белых аистов живёт на территории России.
Вопреки распространённому стереотипу, в случае обнаружения опасности страусы не прячут голову в песок. Они либо убегают, либо, будучи загнанными в угол, отбиваются своими мощными мускулистыми ногами. Удар страусиной ноги вполне может убить незадачливого хищника.
Лебеди, найдя свою пару, очень привязываются друг к другу. Птицы способны узнавать друг друга по внешнему облику и никогда не спутают своего партнера с другими особями. При этом все «тяготы» семейной жизни лебеди делят пополам: вместе добывают пищу, совершают перелеты, высиживают и выращивают птенцов, заботятся друг о друге.
Птицы тяжело переживают гибель своего партнера. Не все особи после смерти второй половинки могут создать новую пару. Зачастую одинокие лебеди навсегда покидают стаю и доживают свое время в страшной тоске и страданиях.
Способность лебедей сохранять верность своему партнеру на протяжении всей жизни, вызывает восхищение у людей. Не случайно, эти птицы стали символом настоящих и искренних чувств, чистой и взаимной любви. О лебединой верности написано немало трогательных стихотворений и песен.
- Как вы думаете чем мы с вами займёмся на уроке.
- Мы будем рисовать птиц.
- Верно, только мы будем рисовать не самих птиц, а их силуэт.
- Как нам надо расположить лист?
- Лист надо расположить горизонтально.
- Возьмите в руки карандаш, сейчас я буду рисовать на доске, а ваша задача рисовать тоже самое, только на своих листах.

(во время самостоятельной работы учитель ходит по классу и проводит индивидуальную работу с каждым обучающимся)
5) Подведение итогов. Рефлексия
- Мы закончили рисовать силуэт птиц, сейчас я попрошу выйти к доске мальчиков (потом девочек).
- О каких птицах можно вспомнить рисуя эти силуэты? (ответы детей)
- Что нового вы сегодня узнали на уроке? (ответы детей)
- Продолжите фразу: «Я не знал…,