СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект по русскому языку»

Допущен. Учитель______________Ахметзянова Н. В.

Допущен. Методист _____________Иванова Т.С.


Конспект пробного урока студента3А группы
Петровой Екатерины Вячеславовны

Предмет: русский язык Класс: 2 «а» Учебник (УМК): «Школа России»

Тема урока: «Местоимение»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование: учебник 2 кл. 2ч. «Русский язык»,доска; демонстрационный материал, раздаточный материал.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:

В классе 31 учащихся. Дети знают что такое существительное, глагол, прилагательное, умеют находить эти части речи в предложении и отличать их друг от друга .


Цель урока: формировать представление о местоимении как части речи, его роли в предложении


Планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия.

Предметные

Умеют определять местоимение; отличать его от других частей речи, находить в тексте, употреблять в речи; осознанно выстраивать речевые высказывания в устной форме, умеют соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения, умеют применять правила правописания и пунктуации в письменной речи


Метапредметные


Познавательные УУД


умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; выстраивать логическую цепочку рассуждений; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой имеющийся жизненный опыт и информацию, полученную на предыдущих уроках.

Регулятивные УУД


умение формулировать цель урока  на основе соотнесения того, что уже известно с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать свои предположения.


Коммуникативные УУД


умение слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы, вступать в диалог, задавать вопросы одноклассникам, оформлять свои мысли в устной и письменной форме; следовать инструкциям, алгоритму,, высказывать и аргументировать свою точку зрения ; адекватно реагировать на замечания учителя и одноклассников


Личностные

  • умение ценить и принимать следующие базовые ценности: «совместный труд», «терпение», «уважение к мнению одноклассников»; проявлять интерес к изучению русского языка , понимать и принимать личностный смысл обучающихся к изучению темы, языка ; осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной учебной деятельности; формирование мотивации к обучению и познанию у младших школьников, ценностно-смысловых установок обучающихся, отражающих их индивидуально-личностные позиции

Этап урока,

время этапа

Задачи этапа

Методы и

приемы

обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД и предметные действия

1.Организационно-мотивационный этап.
8:00-8:07
Организац

ионный

момент.








Минутка чистописания




Повторение ранее изученной темы

Настроить на урок и на изучение новой темы.

Словесный:рассказ, беседа, объяснение









Ф


















С









- Добрый день, дорогие ребята! Меня зовут Екатерина Вячеславовна, и сегодня я буду вести ваш урок русского языка. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне и улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Я желаю вам хорошего настроения и успешной работы.

-Чтобы в наших тетрадях был порядок, я предлагаю наш урок начать с минутки чистописания. Чтобы узнать, какую букву будем сегодня прописывать, отгадайте загадку.

Эта буква – это слово,

В путь всегда оно готово.

О себе рассказ начнешь,

Вот ее и назовешь.

«Я»

Правильно

Запишите число и классная работа.

С новой строчки прописываем букву «я» до конца строки.

Ребята, буква «Я» что ещё обозначает? мы не зря записали букву «Я», запомните его, в конце урока мы к нему ещё вернёмся.

Теперь пропишите эти элементы с новой строки до конца строчки

Начинаем писать с новой строчки

Ребята обратите внимание, какие общие элементы вы видите во второй строчке? Какие отличия вы видите?

Какое соединение?

Ребята, что такое речь?




Какие части речи вы знаете?

Верно. Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим ваши знания. Посмотрите на доску, прочтите слова, как вы думаете, что вам необходимо сделать? На доске вывешены слова ( Работа, синий, писали, он)






















Я











Указывает на человека









Полуовал

Нижнее


Речь – это все то, что мы говорим, слышим, пишем.






Имя существительное, имя прилагательное, глагол.


Нужно распределить слова по частям речи.


К:- умеют слушать и вступать в диалог с учителем;

П:- осознают учебно-познавательную задачу по теме, слушая учителя или одноклассников, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить её;

-познакомятся с новой информацией.

2. Ориентировочный этап

Создание проблемной ситуации


Определение темы урока

Определение цели и задачи урока


























Поисково-исследовательский

Подготовка к восприятию темы



Заинтересовать детей для изучения новой темы

Определить тему урока совместно с детьми

Поставить цели и задачи урока совместно с детьми

Словесный:беседа










Наглядный: наглядности

Ф


Правильно. Работаем цепочкой. ( Работа, синий, писали, он,)

Давайте распределим слова на группы

Слово «работа» на какой вопрос отвечает? к какой части речи относится?

Правильно

Слово «синий» на какой вопрос отвечает ?

К какой части речи относится?

Слово «писали» на какой вопрос отвечает

К какой части речи относится это слово?

Правильно

А слово «он» к какой части речи отнесём?

Почему мы не знаем куда отнести это слово?



А эти слова , ребята, мы употребляем в речи?

Могли бы обойтись без них?

С чем мы сегодня познакомимся на уроке?

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи, которое называется «Местоимение» (вывешивается на доске)

Какие задачи мы поставим на наш урок?

Ч то мы должны сегодня сделать?

Ребята, какое сейчас время года?

 Вместе с весной к нам возвращаются из теплых стран наши пернатые друзья. Кто это?

К нам сегодня на урок тоже прилетела птичка. Посмотрите, вы узнали ее? Что это за птица?

 Наша птичка прилетела не одна, она принесла с собой послание. Поднимите руку, кто хочет узнать, что в этом послании.

«Ласточки - перелетные птицы. С приходом весны ласточки возвращаются из теплых стран. У ласточек скоро появятся птенцы.»

Прочитайте внимательно текст. Понравился вам текст? Почему?

А какое слово постоянно повторяется?

Можем мы заменить это слово?

Заменим ли в первом предложении слово?

Почему?


А во втором предложении заменим?

На какое слово. Правильно. Прочитайте это предложение. (появляется карточка на доске «они»)

Слово «они» называют предмет?

Они что делают? (указывают на предмет) (на доске появл. Карточка «Не называют предмет, а указывают на предмет»)

В третьем предложении заменим?

На какое слово?

Замените его, что у нас получилось?

Правильно. А теперь прочитайте весь текст с подставленными словами.




Слова какой части речи мы заменили в тексте? То есть что мы можем сказать? Вместо каких слов мы употребляем эти слова

Правильно (появл. Карточка)

Ребята, теперь попробуйте опираясь на нашу схему сказать что такое местоимение



Хорошо. Правильно ли мы предположили узнаем прочитав правило на стр. 101

(читают про себя, потом один ученик в слух)

Надо ли нам что-то добавить к нашей схеме?

Что именно? Кто скажет?

Правильно.

Ещё что? Правильно

А теперь давайте ещё раз скажем что такое местоимение опираясь на нашу схему ( учитель показывает рукой)









Что

Им. Сущ.



какой



прилагательное

что делали



глагол



не знаем


не проходили ещё




Да



Нет




Узнаем о новой части речи.

Узнаем о новой части речи

Узнаем вопросы, узнаем для чего служат



Весна





Птицы




Ласточка








Нет



Постоянно повторяется слово ласточки

Да

Нет

Потому что потом не поймёт о ком будет идти речь

Да

Они

С приходом весны они возвращаются их теплых стран.

нет


Указывают на предмет


Да


У них

У них скоро появятся птенцы










Имя существительное.

В место им. Сущ.





Местоимение не называет предмет а указывает на него, употребляется в место им. Сущ.







Да



Местоимение- это часть речи


Слова: ты, вы, мы, оно, она…



П:- осознают учебно-познавательную задачу по теме, слушая учителя или одноклассников, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить её;

-познакомятся с новой информацией.

Р:- формулируют тему и задачи урока при помощи учителя;


3. Поисково-исследовательский

А)чтение текста









Б)графическое оформление признаков изучаемого предмета на доске

В)сравнение признаков и определение существенных для изучаемой темы
2. Обобщение структурных и семантических признаков понятия

А)формулировка вывода из наблюдений


Анализировать формулировки правил, понятий










Оформить графический факты языка






Сравнение, классификация, выделение существенных признаков







































Практический: работа по тексту

Ф










Молодцы

Как вы считаете, почему местоимение получило такое название?

Потому что они употребляются вместо имени существительного.

Именно

 

Теперь давайте выполним упр. 171 на стр. 100

Что нужно сделать?

Прочтите текст

Прочти нам текст…

Из какой сказки это отрывок?

- Какие местоимения встретились в тексте?

Ребята, на что указывает слово он? Кто себя называет словом я? К кому обращаются с речью, употребляя слово ты? Вместо каких имён существительных употребляется слово они?

Как называется разговор двух или более людей?

Правильно! Можем ли мы сказать, что в этом отрывке идёт диалог?

Давайте спишем себе в тетрадь только диалог, вставляя пропущенные слова.

Если списываем только диалог. То значит с какого слова начинаем писать? Верно! Не забываем ставить тире, начинаем писать так же с большой буквы

Если у вас не влезает первые два предложения в одну строчку продолжайте писать на следующей строчке

Но тогда не забываем что вторую строчку из текста пишем с новой строки, с большой буквы так же перед началом предложения ставим тире

И какое последнее предложение мы запишем?

Подчеркните выделенные слова.


Давайте проверим, как вы выполнили упр. 171

(проверка)

Какие слова вы подставили? Хорошо, у вас так?

Молодцы!

А теперь попробуем разыграть сценку в парах, то есть будем читать выразительно по ролям. Сначала определите в своей паре кто какую роль будет читать, потом прочитайте про себя.

Давайте послушаем, как вы разыграйте нам сценку сказочных персонажей

Молодцы!

Теперь устно выполним упр. 172 на стр. 101

И так прочитайте что нужно сделать

Правильно, ответьте на вопрос что такое местоимение, опираясь на нашу схему. И придумайте какое-нибудь предложение с примером, где есть местоимение.

Кто хочет выразить свои мысли?

Молодцы! Хорошо!


Отдохнём и устроим физминутку.


Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.


Потому что они употребляются вместо имени существительного.















 На теремок

Я –мышка

Ты-спрашивает мышка

Они-мышка и лягушка


диалог


да






Со слова терем-теремок













- иди ко мне жить

Л:- осознают значение русского языка как инструмента для коммуникаций

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

К: - умеют слушать и вступать в диалог с учителем;

- умеют взаимодействовать в группе;

-умеют слушать новую информацию;

- умеют выражать свою мысль.

Р:- осознают учебно-познавательную задачу по теме, слушая учителя или одноклассников, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить её;


4. Практический этап


Выполнение упражнений

Применение теоретических знаний в условиях выполнения упражнений, формирование навыков.

Практический: выполнение упражнения


С










П

А теперь выполним упр. 173 стр. 101

Прочтите про себя

Кто хочет прочитать вслух и выразительно?

Спасибо

Понравилось стихотворение?

Чем именно понравилось?

Что хотел сказать автор этого стихотворения?

А вы как считаете, правильно пишет автор?

Что будет, если мы все начнем рвать цветы?

Правильно ли это?

То есть что мы должны делать?

Правильно, молодцы!

Какие местоимения встретились в этом упражнения?

Давайте запишем первое предложение в тетрадях.

Прочитайте в слух какое предложение запишем

Первое предложение заканчивается многоточием

Какой же знак поставим в конце первого предложения?

Правильно

Пишем в тетрадях с красной строки, с большой буквы.

Пишем так как показано в учебнике, то есть в стихотворной форме

Теперь давайте снизу подчеркнём все местоимения карандашом.

Так же подпишем сверху, пишется так: пишем с маленькой буквы слово местоимение но до конца не пишем, ставим точку (наглядный пример на доске)

Теперь вы знаете как подписывать местоимения, подпишите оставшиеся слова.

Если закончили выполнение, покажите свою готовность.

Молодцы!

А теперь проверим как вы умеете определять местоимения

Выполним упр. 174 на стр. 102

Прочитай нам задание….

Обратите внимание, как записано на образце.

Слово платок, ребята, это словарное слово, его нужно запомнить.

В каком месте в слове платок мы можем допустить ошибку?

Хорошо


Задание всем понятно?

Выполняем самостоятельно

Пишем с красной строки, с большой буквы. Спинки держим прямо

Выполнив упр. обменяйтесь тетрадями и проверьте товарища.

Оцените товарища по таким критериям:

Всё верно - !

Одна ошибка- +

Две ошибки - ?

Три ошибки - -

Проверьте себя по эталону на доске.


- Поднимите руки те, кто выполнил задание верно, с одной ошибкой.

- Кто сделал ошибки – не расстраивайтесь. Это первый урок по теме «Местоимение». На следующих уроках мы хорошо закрепим наши знания.









Что нельзя рвать цветы





Беречь природу не рвать цветы


Я ты мы









Многоточие
























Платок, можем записать как плОток

К:-умеют слушать новую информацию;

- умеют выражать свою мысль.

5.Рефлекси

вно-

оценочный

этап:

1.Рефлексия деятельности учащихся.

2.Итог урока по изученной теме.





Оценить свои достижения.










Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности, достижение поставленной цели. Закрепить полученные на уроке умения. Оценить достижения класса.

Словесный: беседа, объяснение

Ф

- Какую часть речи изучали?

-Что такое местоимение?

На какие вопросы отвечает местоимение?



У вас на столах лежат лесенки, в которых по 3 ступеньки. Нарисуйте кружочек на 1 если у вас на уроке ничего не получилось, на 2 если вы очень старались, и на самую высокую, 3 если у всё всё получось. У кого на 1,2,3? Почему?

Большое спасибо вам за урок. Я довольна вашей работой. Все встаём. Урок закончен, можете быть свободны.

Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их.

Местоимение отвечает на вопрос кто?

Р:-адекватно самостоятельно оценивать свою деятельность, своё эмоциональное состояние на уроке.

К:- умеют слушать и вступать в диалог с учителем;

- умеют выражать свою мысль.