СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по самопознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект по самопознанию. «Доброта — это солнце, которое согревает душу человека»

Просмотр содержимого документа
«Конспект по самопознанию»

02.02.2018

Конспект занятия по самопознанию


Тема: «Доброта — это солнце, которое согревает душу человека»

Цель: воспитание добротычеловечности и внимательного отношения друг к другу.

Задачи:

Определение понятия добра в процессе общения.

Расширить знания детей о доброте, о её роли в жизни человека.

Вызвать эмоциональную реакцию детей, пробудить мир чувств каждого ребёнка, включая их в мыслительный процесс думанья.

Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей, навыки культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету, побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и осмыслению собственной внутренней позиции.

Воспитывать в детях дружеские взаимоотношения, чувства самоуважения и уважения к другим, умение и желание придти на помощь взрослым и сверстникам.

Ход занятия:

I. Круг радости

Педагог: - Давайте встанем вместе в круг и скажем:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю —

Всех я вас приветствую!

Я очень рада видеть всех вас, ведь каждый из вас как маленькое солнышкокоторое согревает всех своими лучами. А вы своими улыбками и добрыми делами согреваете мое сердце и сердца окружающих. Я очень надеюсь, что сегодняшнее занятие пройдет очень весело и хорошо.

- Сегодня ко мне в гости приходила Фея Добра и оставила цветоккоторый называется «Доброта»(на доске цветок с семью разноцветными лепестками).

- На каждом лепестке Фея написала задания. А чтобы выполнить эти задания потребуется ваша доброта, любовь, доверие, улыбки.

1. Лепесток первый. Прослушивание сказки и ответить на вопросы.

Сказка В. А. Сухомлинского «Как Белочка Дятла спасла». Название сказки не произносится.

КАК БЕЛОЧКА ДЯТЛА СПАСЛА

Среди зимы потеплело, пошёл дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на ёлках. Нечего есть Дятлу. Сколько ни стучит о лёд, до коры не достучится. Сколько не бьёт клювом шишку, зёрнышки не вылущиваются.

Сел Дятел на ель и плачет. Падают горючие слёзы на снег, замерзают. Увидела Белочка из гнезда – Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.

- Почему это ты, Дятел, плачешь?

- Нечего есть, Белочка…

Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку.

Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом.

А Белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.

В. А. Сухомлинский

Вопросы для анализа:

- Какое чувство у вас возникло к героям сказки?

- Почему радуются Белочка и бельчата?

- Какое дело совершила Белка?

-Могла ли героиня поступить иначе? Чем бы это обернулось? — А как вы оказываете помощь друзьям?

ВоспитательДоброта, милосердие и переживание за других создают основу человеческого счастья.

Минутка тишины

— Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие на прекрасный остров, который называется «Остров Доброты и Отзывчивости».

Представьте себе красивый, зеленый остров, вокруг которого плещутся волны теплого моря. На этом острове живут мальчики и девочки. Мальчики сильные и смелые, а девочки — нежные и ласковые. Они очень дружные и веселые ребята. Всем девочкам и мальчикам хорошо вместе. Они умеют дружить и никогда не ссорятся. Всем мальчикам и девочкам радостно и хорошо вместе. Они улыбаются солнышку и держат друг друга за руки. Они — настоящие друзья, потому что добрые и отзывчивые.

2. Лепесток второй. Цитата

«Доброта — это солнцекоторое согревает душу человека».

— Как вы понимаете слова известного русского писателя Михаила Пришвина?

— Злой человек может стать добрым?

— Опишите, как выглядит недобрый человек.

— Как вы думаете, что такое доброта? Давайте пофантазируем и представим себе доброту. Как, на ваш взгляд, она выглядит?

Какие пословицы о доброте вы знаете?

«Пословицы о добре»

За добро - добром платят.

Добрый человек - добру и учит.

Доброго держись, а худого сторонись.

Тому тяжело - кто не помнит добро.

Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, рассеять плохое настроение. В народе говорят«Слово лечит, слово – ранит». Какие «волшебные» слова вы знаете? (Ответы детей)

Молодцы, много волшебных слов вы знаете.

Я начну стихи читать,

Я начну, а вы кончайте,

Хором дружно отвечайте!

Растет даже ледяная глыба

От слова теплого…

Дети: Спасибо.

Зазеленеет даже пень,

Когда услышит…

Детидобрый день.

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы…

Дети: Спасибо.

Когда нас бранят за шалости,

Говорим мы…

Дети: простите, пожалуйста.

Воспитатель. Первые слова, которыми мы начинаем день, - это здравствуйте, доброе утро. Произнося их, мы желаем нашим близким и знакомым хорошего здоровья, чтобы весь день был у них светлым и радостным.

Стихотворение (А. Кондратьев)


- Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

- Здравствуй! – улыбнется он в ответ.

И, наверно не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Добрый день, тебе сказали.

Добрый день! – ответил ты.

Вас две ниточки связали

Теплоты и доброты.

(А. Кондратьев)

3. Лепесток третий «Подружимся с улыбкой»

Педагог: - Я думаю, вы согласитесь со мной: если к человеку отнестись с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с другим человеком, словно улыбкой, своей добротой. И к нам в гости пришла улыбка. Она такая добрая, ласковая, приветливая, поэтому я дружу с ней. И хочу, чтобы вы все подружились с улыбкой. Давайте встанем в круг. Один из участников передает мяч другому, называя его ласково по имени и улыбается. Например: Сереженька, Богданчик, Олечка и т. д. Второй игрок передает следующему. Последний игрок должен снова передать улыбку и мяч первому игроку.

Разминочка «День и ночь»

— А теперь отдохнем. Я приглашаю вас на разминочку, которая называется «День и ночь». Играть будем так: когда я говорю «День», вы должны изображать то, как вы делаете добрые дела. Какие добрые дела мы можем делать?

— А когда я скажу «Ночь», вы должны спать. Будьте внимательны.

4. Комплименты.

Педагог: - Ребята, давайте говорить друг другу комплименты.

Дети сидят, взявшись за руки. Каждый ребенок должен сказать что-то доброе и приятное своему соседу, сидящему рядом. Тот, кому предназначена похвала, говорит«Спасибо, мне очень приятно». И дальше он говорит комплимент следующему ребенку. Когда малыш затрудняется что-то сказать, взрослый должен ему помочь найти нужные слова.

5.Лепесток «Добрые сказки»

Педагог: - Ребята, вы все знаете много сказок. Сказок о добре и зле. Давайте, вспомним злых героев сказок. (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Соловей-разбойник)

- А теперь назовите добрых героев сказок. (Василиса Премудрая, Варвара-краса - длинная коса, Елена Прекрасная, Марья-искусница.)

Лепесток пятый. Педагог: - Молодцы. А теперь ребята прочитают нам стихи о доброте.

1. И если кому – то поможет,

Твоя доброта, улыбка твоя,

То день не напрасно был прожит,

Значит, живёшь ты не зря.

2. Прикоснись ко мне добротой,

И болезни смоет волной,

И печаль обойдёт стороной,

Озарится душа красотой…

3. Добрым быть совсем - совсем не просто

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета

Доброта не пряник, не конфета.

4. Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

5. Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

если доброта как солнце светит

радуются взрослые и дети.

6. Добрым быть совсем - совсем непросто

Не зависит доброта от роста

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

6. Творческая деятельность «Планета доброты»

— Выразите цветом ваше представление об этой планете на белых кругах.

Дети раскрашивают свои круги и прикрепляют их к большому ватману, помещенному на доске.

— Посмотрите, какая у нас получилась яркая, красивая планета!

— Как мы ее назовем?

— Что надо делать, чтобы каждый уголок нашей планете Земля, каждый город, село, улица, дом были наполнены добротой?

7. Обобщение

Каждый должен не забыть —

За добро добром платить.

Мой совет возьми с собой,

Окружи всех добротой,

Ведь отзывчивость всегда

Людям доброту несла!

(О. Соколова)

Педагог: - Если солнце большое - оно на небе. А есть маленькое солнце - оно светит в каждом из нас. Это наша добротаДобрый человек тот, кто любит детей и помогает имДобрый человек любит природу и бережёт её. А любовь и желание помочь - согревают нас самих, как солнцеДоброта - это стремление человека сделать счастливее других людей. Понять и исполнить желание другого - одно удовольствие, честное слово.

Круг «От сердца к сердцу» 

Мы самые добрые!

Мы знаем, что мы добрые!

Наши друзья знают, что мы добрые!

Весь мир узнает, что мы добрые!