Конспект занятия в 5 классе
на тему «Приёмы сжатия текста»
Цель: познакомить детей со способами сжатия текста, совершенствовать умение сокращать текст, выделяя главное и отсекая второстепенное.
Ход занятия:
Оргмомент, целеполагание
- Здравствуйте, ребята! Тема нашего сегодняшнего занятия «Приемы сжатия текста». Сформулируйте цели занятия, пожалуйста.
Изучение нового материала, сообщение теоретических сведений
- Как вы думаете, что это такое? Что значит сжать текст?
- Зачем нужно уметь сокращать текст? Умение сокращать текст — важное общенаучное умение, которым должен владеть каждый ученик. Это умение необходимо вам не только на уроках русского языка, но и на всех остальных занятиях (история, география, математика, литература и др.), когда вы работаете с параграфом учебника. Это умение необходимо и в повседневной жизни (чтение статей в журналах и газетах, работа с информацией в интернете и т.д.).
- Как это делать? Известны ли вам какие-нибудь способы сжатия текста? (исключение второстепенной информации и обобщение конкретных, единичных явлений).
- Попробуем сократить текст. Начнем с предложения, которое представлено для вас на карточке №1. Прочитайте предложение и попробуйте его сократить. Работаем в парах.
Государственная Третьяковская галерея, которую в обиходе называют также Третьяковка, создавалась с 1856 года русским купцом Павлом Михайловичем Третьяковым и его братом Сергеем.
(Из книги Михаила Кубеева «Сто великих музеев мира»)
Выслушиваются варианты.
- Пока не совсем получается, да? Ну что ж, значит, нужно сначала познакомиться с информацией о том, какие бывают приемы сжатия текста.
Если получится хорошо: Неплохо. А как вы сократили предложения?
Откройте карточку № 2.
Среди содержательных приёмов компрессии (сжатия) текста основными являются:
1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;
2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).
К основным языковым приемам компрессии исходного текста относятся:
1) Исключение:
- исключение повторов;
-исключение одного или нескольких из синонимов;
- исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
- исключение фрагмента предложения;
- исключение одного или нескольких предложений.
2) Обобщение:
- замена однородных членов обобщающим наименованием;
- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
3) Упрощение:
- слияние нескольких предложений в одно;
- замена предложения или его части указательным местоимением;
- замена сложного предложения простым;
- замена фрагмента предложения синонимичным выражением.
-Ребята, в течение 5 минут познакомьтесь с приемами сжатия текста.
Первичное закрепление изученного материала
- Проверим. Сколько приёмов сжатия существует? Вернемся к нашему предложению. Какая информация предложения важна? А какую можно опустить? Подчеркните важную информацию карандашом. Итак, что у нас получается?
Государственная Третьяковская галерея создавалась с 1856 года русским купцом Павлом Михайловичем Третьяковым и его братом Сергеем.
- Какой прием сжатия мы использовали? (исключение второстепенной, несущественной информации)
- А теперь еще раз внимательно прочитайте то, что у нас получилось, и подумайте, что еще можно сократить? Кем являлись друг другу Павел Михайлович и Сергей? (братьями), как мы можем сократить эту часть предложения и назвать их одним обобщающим словом? (братья Третьяковы). Прочитайте получившийся вариант. (Государственная Третьяковская галерея создавалась с 1856 года братьями Третьяковыми.)
- Хорошо. Какой способ сжатия текста вы использовали (обобщение).
- А сейчас я вам прочитаю текст, с которым мы будем работать далее. Сформулируйте задание для себя. (Внимательно послушать. Определить тему, идею, стиль текста.)
Чтение текста учителем
Согласно преданию, русский император Петр I однажды увидел на Васильевском острове странную кривую берёзу – её ствол врос в основание другого дерева. Этот природный «кунстштюк» его заинтересовал настолько, что он решил создать музей, в котором собирались бы разные природные отклонения. Сбор экспонатов для музея осуществлялся в течение 24 лет.
Собранную Петром I коллекцию редкостей в 1714 году перевезли из Москвы в новую столицу Петербург, она стала основой музея Кунсткамеры. Её разместили в Летнем дворце.
В 1717 году из немецкого города Готторп специально для музея привезли гигантский глобус, он же планетарий. Глобус представлял собой полую вращающуюся сферу диаметром свыше 3 метров. На его наружной стороне была отображена поверхность Земли, а на внутренней – карта звездного неба. Внутри глобуса находилась скамейка для 10-12 слушателей и стол для преподавателя. Вследствие пожара глобус сильно пострадал, но был восстановлен современными реставраторами. (Из книги Михаила Кубеева «Сто великих музеев мира»)
Работа по тексту
Как этот текст связан с предложением, которое мы разбирали?
Значение каких слов непонятно? (надо объяснять слова планетарий, реставратор, кунсткамера, кунстштюк)
Тема текста – экспонаты музея Кунсткамеры, созданного Петром I. Что вы знаете о Петре I? (последний царь всея Руси из династии Романовых и первый Император Всероссийский).
Идея текста (если не определят, вернуться к ней в конце работы с текстом).
Стиль текста – научно-популярный подстиль научного стиля.
Кунстка́мера — кабинет редкостей, в настоящее время — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, — первый музей России, учреждённый императором Петром Первым и находящийся в Санкт-Петербурге.
Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен по коллекции «уродцев» — анатомических редкостей и аномалий. Здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом российской академии наук.
Кунстштюк — это слово из немецкого языка: Kunst — искусство, редкое явление, Schtuch — штука, дивная вещь. Применялось и иногда применяется и сейчас как трюк, фокус, но редко используется в наше время. То есть можно дословно перевести как искусно выполненная редкая вещь.
Планетарий — Зрелищное и научно-просветительное учреждение, где при помощи такого устройства показывается искусственное звездное небо.
Реставратор – специалист по сохранению и восстановлению предметов исторического и культурного наследия.
Полый – пустой.
Обучение сжатию текста
Раздается текст.
- Сформулируйте себе задание. Что будем делать дальше? Прочитайте еще раз первый абзац. Посмотрите на первое предложение. Найдите второстепенную информацию. Что можно опустить? (на Васильевском острове странную кривую)
-Прочитаем, что получается.
(Согласно преданию, русский император Петр I однажды увидел берёзу, ствол которой врос в основание другого дерева.)
-Какие приёмы мы использовали? Посмотрите в карточку.
- Посмотрите на второе предложение. Как его сократить?
Если затрудняются, подсказки: Создать музей, в котором собирались бы разные природные отклонения. Очень длинно. Как попроще сказать?
(Этот природный «кунстштюк» его заинтересовал, и он решил создать музей природных отклонений.)
-Какие приёмы сжатия использовали? (упрощение)
- Посмотрите на третье предложение. Как его сократить? (Оставить полностью.)
-Переходим ко 2 абзацу. Прочитайте предложения второго абзаца, о чем идет речь? Какая информация является главной, а какая второстепенной? Подчеркните карандашом главную. Почему мы упустим словосочетание собранную Петром? (потому что нам известно с первого абзаца, что сбором занимался Петр Первый). Второе предложение будем сокращать? Нет, оставим полностью. Итак, что у нас получилось?
Коллекцию редкостей в 1714 году перевезли из Москвы в Петербург, где она стала основой музея Кунсткамеры.
(О том, что это новая столица будем добавлять? Нет, это несущественная информация)
- Как сократим второе предложение 2 абзаца? (оставим полностью)
Далее работа в парах. Если времени нет, можно продолжить на следующем занятии.
- А последний абзац попробуйте сократить в парах. Работу выполнить письменно. На обратной стороне листочка с текстом напишите сокращенный вариант текста и напишите, какие способы сжатия вы использовали. Не забудьте сначала выделить карандашом главную информацию. Всем понятно задание? Через 5 минут проверим.
- Проверим. Учащиеся зачитывают свои варианты.
В 1717 году из Германии (упрощение) специально для музея привезли гигантский глобус, он же планетарий. Глобус представлял собой полую вращающуюся сферу диаметром свыше 3 метров. На его наружной стороне изображена поверхность Земли, а на внутренней – карта звездного неба. Внутри глобуса находилась скамейка и стол для преподавателя. Вследствие пожара глобус сильно пострадал, но был восстановлен современными реставраторами. (Из книги Михаила Кубеева «Сто великих музеев мира»)
- Какие приемы сжатия текста вы использовали? (исключение, упрощение)
- Прочитаем полностью весь сокращенный текст.
Согласно преданию, русский император Петр I однажды увидел берёзу, ствол которой врос в основание другого дерева. Этот природный «кунстштюк» его заинтересовал, и он решил создать музей природных отклонений. Сбор экспонатов для музея осуществлялся в течение 24 лет.
Коллекцию редкостей в 1714 году перевезли из Москвы в Петербург, где она стала основой музея Кунсткамеры. Её разместили в Летнем дворце.
В 1717 году из Германии специально для музея привезли гигантский глобус, он же планетарий. Глобус представлял собой полую вращающуюся сферу диаметром свыше 3 метров. На его наружной стороне изображена поверхность Земли, а на внутренней – карта звездного неба. Внутри глобуса находилась скамейка и стол для преподавателя. Вследствие пожара глобус сильно пострадал, но был восстановлен современными реставраторами. (Из книги Михаила Кубеева «Сто великих музеев мира»)
После проработки текста необходимо вернуть к идее текста. Сокращение текста – это ещё один приём понимания прочитанного.
- Какова же идея текста, ребята? (береза с природным отклонением вдохновила Петра на создание музея)
- Что вам помогло определить идею? (сокращение текста). Таким образом, мы сделали вывод, что сокращение текста — это еще один прием понимания текста.
- Молодцы! Итак, ребята, чем мы сегодня занимались? Оцените свою работу по пятибалльной системе: покажите на пальцах на сколько вы оцениваете степень понятия нового материала. Если на «отлично», покажите 5 пальцев, если на «хорошо» – 4 пальца, если не очень хорошо поняли, то поднимите три пальца, а если совсем не поняли, то – 2 пальца. Достигли ли мы цели нашего занятия? Спасибо за работу, до свидания!