СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "Почему падают листья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном конспекте хочу показать детям, почему листья меняют цвет. Закрепить знания  о времени года. Привить детям любовь к природе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект "Почему падают листья"»

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад «Алёнка» города Кирсанова









Конспект

«Почему осенью листья опадают»







Воспитатель: Липунцова Г. В.

«Почему осенью листья опадают»

Программное содержание:

Формирование умения детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями; Расширение знаний детей о листьях, их значении для деревьев; Совершенствование диалогической речи: умения участвовать в беседе и отвечать на вопросы; Развитие внимания, мелкой моторики руки; Воспитание любознательности, интереса к природе.

Оборудование и материал:

Мультимедийная техника: ноутбук, проектор, экран

Лупы, мешочки из белой ткани

Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы

Предварительная работа:

На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев, сбор листьев разной формы и окраски, игры «Беги к дереву, которое я назову», «С чьей ветки детки», беседы об осени, рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы, наблюдение за деревьями на прогулке

Примерный ход НОД:

Сюрпризный момент

Звучит музыка

Слова Найдёновой. Музыка Евтодьевой «Листопадная»

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурится, если дождик льется,

Это время года как зовется?

(Дети: осень)

А какие осенние месяцы вы знаете?

Предполагаемые ответы детей (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Воспитатель: Ребята , а сейчас отгадаем загадки о временах года?

Воспитатель: Октябрь – середина золотой осени. В старину этот месяц называли «листопадником», потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья.

Раздаётся стук в дверь

Учёный: Здравствуйте, ребята! Я - учёный профессор биологических наук. Я занимаюсь изучением растительного и животного мира на земле.

Осень – одно из самых ярких и красочных времён года, потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные.

- А какие приметы осени вы знаете? (Дети: Птицы улетают в теплые края. Часто идут дожди, пасмурно, холодно. Люди одевают теплую одежду (сапоги, куртки, шапки). С деревьев опадают листья - начался листопад. Осенью в садах и огородах собирают урожай, день стал короче, а ночь-длиннее)

- А вы молодцы ребята много знаете примет осени. И вот я задумался, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они падают?

2. Опыт №1: Строение листа

Воспитатель: Ну что ж, ребята, чтобы ответить на вопросы профессора нам нужно провести опыты.

- А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья? (Дети: благодаря листьям дерево дышит)

- А вам интересно узнать, как устроен лист?

- Давайте рассмотрим. А для того, чтобы лучше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором — лупой.

Воспитатель: Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой.

3. Опыт № 2 «Почему лист зеленый?»

Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, почему листья бывают сначала зелеными, а потом желтыми, красными или оранжевыми? (Дети: Да)

Об этом вам расскажет профессор.

Показ мультфильма

Воспитатель: Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

-Ребята, перед вами лежат белые мешочки. Возьмите зеленый листочек и положите в свой мешочек и прокатите несколько раз по нему деревянной палочкой. Что вы видете? (Дети: На ткани появились зеленые пятна).

- Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет.

Вывод: Когда наступает осень, становится холоднее и меньше солнечного света. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …

-какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Дети: Оранжевые, красные, коричневые).

4. Физкульминутка «Мы листики осенние»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидели,

Ветер дунул - полетели,

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

(Плавное покачивание руками над головой)

(Руки в стороны, махательные плавные движения)

(Медленно присесть на корточки) 

(Встать, руки в стороны)

(Кружиться)

(Присесть)

5. Графическое упражнение «Как падают листья?»

Воспитатель: На прогулках мы с вами наблюдали, как с деревьев падают листья. Давайте вспомним, какой листик падал медленно и плавно раскачивался? (Кленовый)

А какой быстро падал и красиво кружился? (Березовый, рябиновый)

А почему они по-разному падают? (Потому, что кленовый лист большой, а березовый и рябиновый маленькие)

Вывод: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам зарисовать падение листьев.

Возьмите карандаши и проведите линии, изображающие путь листьев от дерева до земли. Сами листья можете раскрасить цветными карандашами.

Работа детей

6. Рефлексия

Воспитатель: Ну, что ж, пришло время сообщить наши результаты опытов профессору

(Общение через скайп)

-Из каких частей состоит лист? (у листьев есть черешок и прожилки)

-Почему листья зелёные? (в листе содержится зеленое вещество - хлорофилл)

-Как листья падают? (Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.)

Учёный: Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осеннем явлении «Листопад». Мне понравились ваши ответы, за это присваиваю Вам звания младших научных сотрудников лаборатории.

А Вам понравилось общаться со мной? Ребята, я предлагаю в следующий раз поговорить о других явлениях природы и узнать, например, почему идёт дождь, снег, откуда берётся радуга. До новых встреч!

Воспитатель: Ребята, а я вам предлагаю посмотреть мультфильм «Листопадничек»