Конспект подгруппового занятия «Временные представления. Год. Месяц»
Цель: закреплять знания детей о временах года, их признаках; систематизировать представления детей о цикличности времен года и месяцах.
Задачи:
Коррекционно - образовательные
1. Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе.
2. Закреплять названия месяцев.
3. Закреплять навыки счета (прямой и обратный счет), цифровой ряд до 10.
Коррекционно-развивающие
1. Развивать мышление: составлять целое из частей, учить отгадывать загадки.
2. Развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие.
3. Развивать речь детей: развивать умение отвечать на вопрос полным предложением, развивать координацию речи с движением.
Коррекционно - воспитательные:
1.Создание положительного эмоционального фона, доброжелательности, умение видеть красоту природы.
2.Развивать коммуникативные навыки - желание совместно выполнять задания и получать результат.
3. Воспитывать заботливое отношение к природе и её обитателям.
Материал: часы «Времена года», разрезная картинка «Снеговик», «Кочки» (овалы с цифрами 1-10), игра «Четвертый лишний», игра-сортёр «Времена года».
Организационный момент
- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие, но путешествие у нас будет необычное. Мы будем путешествовать по временам года. А помогут нам в этом волшебные часы.
Рисунок-схема ВРЕМЕНА ГОДА"(круг поделен на четыре части, в каждой четверти круга располагается символ времени года и каждая часть разделена на три сектора - месяцы):
- Дети, посмотрите на эти часы. Они показывают все времена года и их месяцы.
- Сколько всего времён года? (Четыре)
- У каждого времени года по три месяца, а всего месяцев 12.
Месяцев двенадцать ровно
Составляют целый год.
И у всех них свой черед.
Только лишь один уходит,
Сразу же другой приходит.
Основная часть
1. Путешествие к зиме.
- Отгадайте загадку, и вы узнаете, в какое время года мы отправимся.
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
(Зимой)
- Правильно. Зима год начинает и год заканчивает.
Игра "Выложи снеговика" (Дети собирают снеговиков из деталей)
Упражнение “Снеговик” (речь с движением)
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок.
(Дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок).
Он превратится в снежный ком
(Останавливаются, “рисуют” двумя руками ком).
И станет ком снеговиком.
(“Рисуют” снеговика из трех кругов разного размера).
Его улыбка так светла,
(Показывают руками на лице улыбку).
Два глаза, шляпа, нос, метла.
(Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу).
Но солнце припечет слегка,
(Медленно приседают).
Увы, и нет снеговика.
(Пожимают плечами, разводят руками).
2. Путешествие к весне.
- В гостях у какого времени года мы побывали? (у зимы). А теперь перенесёмся в следующее время года.
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает -
Когда это бывает? (Весной)
- Ребята назовите весенние месяцы (Март, апрель, май)
Игра «Весенние приметы» (Хлопать в ладоши, когда услышишь весеннюю примету).
- Кружатся осенние листья.
- Тают сосульки.
- Дети купаются в речке.
- Прилетели грачи.
- Падает пушистый снег.
- Появляются подснежники.
- Птицы улетели в теплые края.
- Ярче светит солнце.
- На деревьях появляются листья.
- Река затянулась льдом.
- Дни стали длиннее.
3. Путешествие к лету.
Всё вокруг теплом согрето, Нас зовёт купаться… (Лето)
- Какие летние месяца вы знаете? (Июнь, июль, август)
Игра «Кочки»
Перепрыгивая, дети вслух называют номер "кочки".
Затем дети возвращаются обратно по кочкам, называя цифры в обратном порядке.
4. Путешествие к осени
"Пусты поля, мокнет земля,
Лес облетает, когда это бывает"
(Осенью.)
- Ребята назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Игра «Посчитай листочки»
Игра «Четвертый лишний. Осень»
Подведение итогов. Игра – сортер «Времена года»
- Вот и закончилась наша экскурсия по временам года. В каких временах года мы с вами побывали?
- Сколько всего времён года? Назовите их.
- А сколько месяцев в году?