Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия "Дифференциация звуков Р и Л".
Цель: умение дифференцировать звуки [р] – [л].
Задачи:
Образовательные :
1. Уточнить и сравнить артикуляции звуков [р-л];
2. Закреплять правильное произношение звуков [р-л] в слогах и словах;
3. Совершенствовать навыки дифференциации звуков [р-л] и букв Р и Л в устной и письменной речи;
Развивающие:
1. Развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику;
2. Развивать навыки фонематического восприятия, анализа;
3. Развивать логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, память.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к занятиям;
2. Повышать уровень самоконтроля.
Оборудование: картинки к заданиям, мяч.
Структура занятия:
Вступительная часть.
Основная часть.
Заключительная часть.
Вступительная часть.
Приветствие. Дети рассаживаются на свои места и рассказывают о своём настроении. Настраиваются на работу. Воспитатель сообщает, чем дети будут заниматься.
Основная часть.
Воспитатель: -Сегодня у нас будет очень сложная работа, так как мы с вами будем учиться различать звуки [р] и [л].
(На доску вывешиваются буквы Р и Л)(Приложение 1)
Задание №1. "Собери урожай"
Описание задания: дети должны собрать урожай овощей и фруктов со звуком Р и Л в соответствие с буквой.(Приложение 2)
Воспитатель: Что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [л]?
Дети: Когда мы произносим звук [л], наши губы улыбаются, зубы слегка разомкнуты, кончик языка упирается в верхние зубы. Форма языка напоминает седло.
Воспитатель: А каково положение органов артикуляции при произнесении звука [р]?
Дети: При произнесении звука [р] наши губы улыбаются, зубы слегка разомкнуты, кончик языка касается бугорков за верхними зубами, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, форма языка напоминает ложечку.
Задание №2. Повторение звука «р и л», слогов, слов, чистоговорок.
Ра – ра – ра – высокая гора, Ар – ар – ар – кипит наш самовар,
Ро – ро – ро – новое ведро, Ор – ор – ор – подмету я двор,
Ру – ру – ру – скачет кенгуру, Ур – ур – ур – повесим абажур
Ры – ры – ры – Рома видит рыб. Ир – ир – ир – выпили кефир.
Ла – ла – ла – наша мила Мала Ал – ал – ал – наш малыш упал,
Ло – ло – ло – мы приехали в село, Ол – ол – ол – это я пришёл,
Лу – лу – лу – мы гуляли по селу Ул – ул – ул – наш малыш уснул,
Лы – лы – лы – мы расставили столы ыл – ыл – ыл – суп уже остыл.
Задание №3. "Покажи картинку правильно"
Описание задания: Воспитатель называет слово, дети показывают картинку.(Приложение 3)
Физминутка
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели. Вновь за дело.
Задание №4. "Что лишнее?"
Описание задания: Дети находят лишнее слово в соответствие с буквой.(Приложение 4)
Зрительная гимнастика. Упражнение «Бабочка»
Прилетела бабочка,
Села на указку.
Попытайтесь-ка за ней
Пробежаться глазками.(Приложение 5)
Задание №5. «Закончи слово».
Описание задания: Воспитатель бросая мяч ребенку начинает слово, а он должен закончить его добавив к нему звук Р или Л.
ша- вете-
сту- дяте-
кома- сы-
узе- пена-
топо- мото-
футбо- сто-
Воспитатель: ребята, вот и подошло к концу наше путешествие, вы все справились с заданиями, молодцы! Давайте вспомним, как гудит самолет, на котором мы путешествовали и заведем мотор.
Дети: гудят «л-л-л-л-л-л», завели мотор «р-р-р-р-р-р».
Заключительная часть.
Завершение занятия. Подведение итогов.
Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.


Приложение 4.



Приложение 5.
