СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "Понятие формы. Свет и тень".

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект о многообразии форм окружающего нас мира .

Просмотр содержимого документа
«Конспект "Понятие формы. Свет и тень".»

ПОНЯТИЕ ФОРМЫ. СВЕТ И ТЕНЬ.

Цели: познакомить учащихся с многообразием форм в мире; объяснить понятия формы, линейных, плоскостных и объемных форм; учить видеть плоские геометрические тела в основе различ­ных предметов окружающего мира; познакомить с градациями светотени; развивать пространственные представления; воспи­тывать наблюдательность; способствовать углублению межпред­метных связей (математика, черчение, изобразительная деятель­ность).

Оборудование: геометрические тела (параллелепипед, ко­нус, шар, куб); натурная постановка; методические таблицы; работы учащихся из методфонда; презентация; образец педагогического рисунка; словарь; бумага; карандаши; ластик.

Ход урока

  1. Организационный момент.

1. Приветствие.

Учитель. Предлагаю вам послушать стихотворение:

- Художник, смотрите, художник!

Пришел и сидит на пеньке.

При нем голенастый треножник

И кисточка в правой руке.

За ним - гаражи и помойки.

А прямо - огромный закат,

Два стройных жирафа на стройке,

Как черные тени стоят.

-Художник! Смотрите, художник!

Сидит посреди пустыря...

Зачем-то сорвал подорожник,

Задумался - видно не зря!

М. Бородицкая

- О чем это стихотворение? (Ответы учащихся.)

Кто-то сказал, что оно о помойках и гаражах, о подъемных кра­нах. Пожалуй, с этим нельзя не согласиться. Но мне больше всего поправился ответ: «Там красивый закат». Значит, есть свое уни­кальное мировосприятие.

Сегодня мы продолжаем наше путешествие в страну знаний, мы продолжим наши рассуждения об умении видеть красоту окружающей нас действительности, об умении видеть прекрасное в обыденном, о многообразии форм окружающего нас мира

2.Пр о в е р к а готовности учащихся к уроку.

  1. Сообщение темы урока.

Учитель. Как разнообразен мир вокруг, какое множество явлений и предметов! Как научиться рисовать все это?

Все творения окружающей нас природы и весь предметный мир можно построить на основе простых геометрических тел. Художники всех эпох именно так решали задачи понимания формы.

Всякий окружающий нас предмет определяется тремя измерениями - длиной, шириной, высотой и формой. Вокруг себя вы видите огромное многообразие форм: и сложных и про­стых. Зачем нам необходимо знание формы, вы узнаете сегодня на уроке.

  1. Изучение нового материала.

Сообщение теоретических сведений.

1) Общее понятие о форме.

Учитель. Художник пытается реализовать замысел, насколь­ко это позволил ему талант, при помощи всякого рода необходи­мых для этого приемов и материалов. Но идея, не обретшая конкретную форму, так и останется понятным только автору. Очевидно, как важно знание формы рисующему.

Форма - это способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением (единство формы и содержа­ния)'^ внешнее очертание, наружный вид предмета (Земля имеет форму шара. Квадратная форма. Предмет изогнутой формы).

Нас будет интересовать это понятие в значении, данном в эн­циклопедической литературе: форма (латинское forma - форма, вид, образ - очертания, внешний вид, контуры предмета).

2) Беседа о многообразии форм в окружающем мире.

Учитель. При работе над каким-либо объектом художник всегда старается все части натуры привести к простейшим и харак­терным формам, то есть обобщить их. Наблюдая любые изобра­женные предметы, вы можете убедиться, что, упрощая, обобщая их формы, можно прийти к самым простым геометрическим телам: кубу, призме, пирамиде, цилиндру, конусу, шару.

Приведите примеры различных окружающих нас предметов и объектов, имеющих те или иные формы. Соотнесите их с формами геометрических тел. (Ответы учащихся.)

Какую форму имеют ящики, книги?

Ученики. Форму параллелепипеда.

Учитель. Вспомните из математики, что такое параллелепипед.

Ученики. Параллелепипед в математике - призма, основани­ем которой служит параллелограмм - четырехугольник, у которого стороны попарно параллельны.

Учитель. Посуда встречается нам в форме цилиндров, усе­ченных конусов или в сочетаниях этих последних с шаром (напри­мер, в кувшине). Охарактеризуйте цилиндрическую форму.

Ученики. Цилиндр - геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон. Колонно­видный предмет.

Учитель. Что представляет собою конус?

Ученики. Конус - геометрическое тело, образованное вра­щением прямоугольного треугольника вокруг одного из его кате­тов. Предмет такой формы - конусный.

Учитель. Уже при рисовании простейших тел необходимо развивать в себе это чувство формы. Рисуя, например, куб, нельзя изображать только видимые его стороны, без учета сторон, скры­тых от глаз. Не представляя их, невозможно ни построить, ни нари­совать данный куб. Без ощущения всей формы в целом изображае­мые предметы будут казаться нам односторонними. Рисующему рекомендуется изучить форму предмета с различных точек.

Освоив главные правила рисования на простейших предметах, например, геометрических телах, в дальнейшем можно будет и пе­рейти к более сложным конструкциям.

Под «конструкцией» или строением предмета подразумевают взаимное расположение и связь его частей. Понятие «конструкция» приложимо ко всем существующим предметам, созданным приро­дой или человеком.

Геометрическая основа, или конструкция, предметов сделанных человеком, очевидна. Гораздо сложнее рассмотреть ее в живых формах, но и там мы увидим соотношения простых геометрических тел.


3.) Передача формы предмета.

Учитель. « Рисовать вовсе не значит просто делать контуры; рисунок не состоит только из линий. Рисунок - это еще и выразительность, внутренняя форма, план, моделировка». Моделировка объемной формы осуществляется тоном, нанесенным штриховкой. Тон передает свойственные натуре светотеневые градации, выявляющие объемность формы, рельеф ее поверхностей, их движение в пространстве, освещенность, светлоту.

На плоском листе художник создает изображение, в котором зритель видит формы, объекты, про­странство. Чтобы ри­сующему это удавалось, он должен научиться воспринимать все види­мое пространственно и объемно - рисуя пред­мет с одной стороны, как бы видишь его со всех сторон.

Видимые нами объемные формы выявляются для нас падаю­щим на них светом - светотенью, то есть характером распределе­ния освещенности по форме в зависимости от положения ее раз­личных поверхностей по отношению к источнику света.

Светотень распадается на несколько фаз, получивших у худож­ников определенные наименования.

Рассмотрите градации светотени на рисунке.

На наиболее освещенной поверх­ности располагается свет (2), а самая яркая точка называется бликом (2). На поверхности, освещенной скользящим светом, располагается полутон (3), а на самой затененной поверхности - собственная тень (4). Последняя все­гда в той или иной степени подсвечена светом, отраженным от других пред­метов. Такая подсветка называется рефлексом (5). Наконец, предмет от­брасывает от себя на соседние предме­ты падающую тень (6), которая обыч­но бывает темнее собственной тени.

Задача рисующего - найти правильное соотношение этих светлотных фаз, уложить каждый тон точно на место. Только в этом случае зритель будет ощущать весь объем тела в целом.

Светотень - сочетание светлого и темного, распределение различных по яркости цветов или оттенков цвета для выявления объемности изображаемого предмета. Градации светотени - свет, тень, полутень, рефлекс, блик, падающая тень.

Светотень классифицируется:

  • по цветовому тону: золотистая и др.;

  • по назначению: контрастная, моделирующая и др.;

  • по образности художественного языка: мягкая, резкая, прозрачная, энергичная и др.

Художник передает объемность форм изображения предметов в основном с помощью светотени. (В. В. Алексеев.)

Важное значение при выявлении объема тоном имеет направление штрихов, которыми передается светотень. Правильно положенные штрихи движутся по форме (или, как говорят художники, « лепят форму»), поэтому они усиливают впечатление компактности и замкнутости объемной формы. Случайно положенные штрихи как бы затрудняют движение формы и мешают показу его объемности.


Физкультминутка



  1. Актуализация знаний.

Учитель. Художнику необходимо уметь находить законо­мерность в строении предметов.

Эта способность развивается постепенно. Изучение геометри­ческих тел и предметов, близких к ним по форме, поможет вам вы­являть характер конструкции изображаемой натуры, будь то крын­ка или же человеческое тело.

Сегодня на уроке вы будете выполнять рисунок с натуры кувшина с боковым освещением. Работая с натуры, помните, что в процессе создания изображения нельзя изменять положение источника света. В первоначальном композиционном наброске найдите расположение теней, правильно выдерживая соотношения между различными по освещенности поверхностями.


Практическая работа


Задание. Выполните рисунок с натуры кувшина с боковым освещением (работа карандашом).

Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы и соблюдения правил безопасности; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим за­труднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.

  1. Итог урока.

  1. Выставка работ.

  2. Заключительное слово.

Учитель. Художник постоянно учится видеть и чувствовать в окружающем мире объемные формы, подчиняя им все способы и приемы выполнения рисунка. Сегодня вы сделали первые шаги в этом направлении. Посмотрите, какие оригинальные рисунки получились у вас!

Выполняя рисунки, вы могли сегодня убедиться в том, что правильная передача светлотных фаз позволяет выявить на рисунке объемную форму предмета.

В лучших ваших рисунках передано распределение освещенности на различных частях поверхности предмета. В этом и состоит творческое конструктивное видение художником много­образного формообразующего начала в изобразительном искусст­ве. Похвально, что вам удалось в ваших работах, показать свою индивидуальность.


Домашнее задание: подобрать информацию по рассмотренной теме; проанализировать использование тех или иных форм на при­мерах различных репродукций художников по своему выбору.