СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "Повторение изученного о деепричастии"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект "Повторение изученного о деепричастии"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Доргелинская СОШ №1»









Конспект урока



Класс: 7



Предмет: русский язык







Тема: «Повторение изученного о деепричастии»





Образовательная технология: развивающая технология, здоровьесберегающиие технологии, игровые технологии.



Учитель: Батырмурзаева Сийли Магомедовна





Тема: «Повторение изученного о деепричастии»

Цели:

Образовательная:

закрепление навыков правильного написания деепричастий, расстановки знаков препинания при деепричастном обороте, общей орфографической и пунктуационной грамотности, закрепление умения отличать деепричастия от других частей речи.

Воспитательная: воспитание интереса к изучению русского языка, выработка личных качеств: организованности, самоконтроля и самооценки.

Развивающая: развитие у детей творческого воображения, логического мышления, внимания.

Оборудование: экран, компьютер, интерактивная доска, презентация, карточки.

Тип урока: систематизация изученного.



Ход урока:



Организационный момент.

Целеполагание.

На протяжении многих уроков мы изучали с вами особую форму глагола- деепричастие. Сегодня мы должны обобщить изученный нами материал.

Запишите число, тему урока: «Урок-закрепление по теме: «Деепричастие».

Цель нашего урока повторить теоретические сведения по изученной теме, орфограммы в деепричастиях, пунктуацию при деепричастном обороте.

Слайд №1

Словарный диктант

Нести улыбаясь, ухватившись крепко, выскочив с места, пойти пешком, взять напрокат, держа кувшин, оскорбить сгоряча, сидеть не шевелясь, глядя по сторонам, не замечая в темноте, закрыв двери, увидев друга, покидая гнезда, вырастив птенцов, встретившись с другом.



Проверка теоретических знаний учащихся.

Слайд №2

Что называется деепричастием?

Какие виды деепричастий вы знаете?

Какие суффиксы имеют деепричастия несовершенного вида?

Учащиеся отвечают и подтверждают примерами.

Какие суффиксы имеют деепричастия совершенного вида?

Учащиеся отвечают и подтверждают примерами.

Что называется деепричастным оборотом?

Учащиеся отвечают и подтверждают примерами.

Какие позиции занимает деепричастие в предложении?

Учащиеся отвечают и подтверждают примерами.

Чем отличается деепричастие от наречия?

Учащиеся отвечают.

Слайд №3

Это упражнение поможет узнать. Как дети усвоили теоретические сведения о деепричастии.

Задача учеников – определить, верное или ложное суждение содержится в вопросе, и доказать свою точку зрения.

Верите ли вы, что деепричастие изменяемая часть речи

Деепричастия своим внешним видом похожи на наречия?

Деепричастия не связаны с глаголом?

Деепричастие в предложении выполняет роль обстоятельства?

Деепричастия с НЕ всегда пишутся раздельно?

Слайды № 4-7

Анализ текста.

Слайд № 8

Ребята, обратите внимание на текст. (Спроецирован на доске, если нет возможности, раздаточный материал). Выразительное чтение учителем:

Прочитайте текст и выполните задания.

Упражнение 1

И точно — кругом огибая сосенку, словно взявшись за руки и водя хоровод вокруг нее, кружились маслята. Тот гриб наклонился на одну сторону, тот на другую, как в бесшабашной пляске, те низко присели, те, напротив, привскочили на цыпочки.

Маслята были вполовину чайного блюдца, желтые и светло-желтые, а не то чтобы темно-коричневые и с белой пленочкой с нижней стороны. Но, к нашему удивлению, все маслята оказались свежие, здоровые, совсем нетронутые червяком.

В. Солоухин

6) Найдите предложение с деепричастием, запишите его.

7) Определите, какого вида деепричастие и как оно образовано.

8) Сделайте морфемный разбор деепричастия.

Слайд № 9

Упражнение 2.

Замените, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями. Графически объясните знаки препинания. По вопросам определите вид деепричастия.

1. Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки.

2. Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом.

Упражнение 3.

От данных ниже глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида, обозначьте суффиксы:

Замирать, чувствовать, безмолвствовать, наслаждаться, расстилаться.

С 2–3 деепричастиями составить и записать предложения.

Упражнение 4.

От данных ниже глаголов образуйте форму прошедшего времени и деепричастия совершенного вида. Обозначьте графически суффиксы глаголов и деепричастий.

Построить, увидеть

Упражнение 5.

Выпишите в два столбика деепричастия совершенного и несовершенного вида.

.Это полезно знать.

Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям.

Анализируя поведение героев, попытайся дать ему свою оценку. Подумай, правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок.

Закрывая последнюю страницу книги, поразмышляй, чем она тебя обогатила, какой оставила след в твоей душе.

Тест по теме "Деепричастие"

1. Найти предложения, в которых есть глагольная форма, обозначающая добавочное к основному действие.

А) Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх.

Б) Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.

В) Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.

Г) Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.

2. Найти предложения, в которых есть деепричастие.

А) Мама сидела, откинувшись в кресле.

Б) Я открыл окно и залюбовался видом.

В) Разложив игры, дети сели в кружок.

Г) Уставшая, она не хотела идти домой.



3. В каком ряду все слова являются деепричастиями?

А) расправь, выпав, пройдя, разговаривая;

Б) бегая, присмотревшись, забыв, глядя;

В) стремглав, выполнив, радуясь, укрыв;

Г) навзничь, объевшись, белая, двигая.



4. Сколько деепричастий в предложении?

Капитан стоит, втянув голову в плечи, держась за поручни, не двигаясь с места, словно остолбенев перед грозою, а до меня ему как будто нет никакого дела.

А) 2;

Б) 3;

В) 4;

Г) 5.

5. В каком варианте грамматические признаки деепричастия определены неправильно?

А) увидев — деепричастие совершенного вида, невозвратное;

Б) наткнувшись — деепричастие совершенного вида, возвратное;

В) вспоминая — деепричастие несовершенного вида, невозвратное;

Г) расставаясь — деепричастие несовершенного вида, невозвратное.

 Рефлексия.

Что интересного мы узнали на уроке?

Понравился ли вам урок и чем же?

В каком месте вы затруднялись отвечать или выполнять задания?

Домашнее задание. упр.418, синт разбор двух предложений.