СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Путешествие капельки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое круговорот? Как объяснить это детям старшей группы, чтобы проснулся исследовательский интерес? И показать опыт -доказательство? Мы сделали это так...

Просмотр содержимого документа
«Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Путешествие капельки"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 61 г. Новочеркасска















Конспект совместной познавательной деятельности «Путешествие капельки»





Старшая группа

«Золотой колосок»







Подготовила и провела:

Воспитатель О. В. Чубенко













г Новочеркасск

2025 г.



Конспект совместной познавательной деятельности «Путешествие капельки»



Форма деятельности: Интегрированная.

Тип: Развивающий, обобщающий.

Основная образовательная область: Познавательное развитие.

Интеграция с образовательными областями: речевое, социально-коммуникативное развитие, физическое и художественно-эстетическое развитие. Предполагаемая продолжительность 30 минут.


ТЕМА: «Путешествие капельки»

Цель: Способствовать расширению представлений детей о круговороте воды в природе

ЗАДАЧИ:


Образовательные

- Создание условий для систематизации знаний детей о круговороте воды в природе.

- Продолжить обучать детей строить высказывания типа рассуждений.

Развивающие

  • Формирование умений детей видеть то, что происходит с водой в природе.

  • Развитие устойчивых представлений о воде и ее роли в жизни всего живого.

  • Развитие речи, мышления, умения строить причинно-следственные связи.


Воспитательные

- Воспитание бережного отношения к воде

- Воспитание дружеских отношений между собой.

  • ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ

  • Наглядные (рассматривание, показ способов действия)

  • Словесные (диалог с постановкой проблемы, объяснение, пояснение, рассуждение, поиск верного решения проблемных ситуаций)

  • Игровые: игровая ситуация, игра на развитие внимания.

  • Практические (самостоятельные действия, выполнение заданий,)

  • Организация детей подгруппой, индивидуальная работа, в группе.

  • Активизация словаря: круговорот, нагревание, испарение, охлаждение, пар.

  • Активизация умственной активности детей (проблемные вопросы, побуждающие познавательную и речевую активность, постановка проблемной ситуации)

  • Обучения (словесный образец педагога, обогащение и активизация словарного запаса, смена деятельности детей, оптимальное использование наглядного и демонстрационного материала)

  • Исследовательская деятельность в ходе постановки опыта.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

  • Иллюстрации с земного шара из космоса, рек, морей

  • Презентация круговорота воды в природе

  • Для опыта: стеклянный стакан с водой, пищевая пленка.

  • ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  • Обсуждение «Что я знаю о воде»

  • Просмотр мультфильма «Веселое путешествие»

  • Чтение художественной литературы

НОД.

Содержание

Решаемые задачи

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Сегодня День круговорота воды. Что такое круговорот? (Ответы детей)

Слово «круговорот» состоит из двух слов «Круг» и «Поворот», значит вода как – то крутится? Давайте разбираться!

Посмотрите на фото нашей планеты Земля из космоса (её сделали космонавты) Какого она цвета? (голубого). Как вы думаете, почему? (ответы детей)

Капелька устремляется ввысь

Космонавты говорят, что из космоса наша Земля похожа на огромный голубой шар. Это из-за водной оболочки, которая укрывает Землю. Она состоит из огромного количества капелек воды, которые сливаясь, образуют океаны, моря, реки, озера, ледники, болота, подземные и грунтовые воды.

- Что согревает Землю? (ответы детей)

Солнечные лучи греют не только землю и всех её обитателей, но и воду. А вода обладает таким свойством, что от нагревания она испаряется. Это значит, что от тепла водяные капельки превращаются в невидимый пар и поднимаются наверх.

Капелька в небе

Капельки в виде пара поднимаются высоко в небо, и чем выше они летят, тем становятся холоднее. От холода пар снова превращается в воду. Капельки замерзают, жмутся друг к другу и превращаются в острые иголочки – кристаллики льда. Собираясь вместе, они становятся облаками.

Ребята, какие вы видели облака? (Ответы детей)

Облака бывают разных цветов и формы. Мы часто видим, как по синему небу плывут облака, похожие на кучи, их так и называют кучевыми. А бывает так, что по всему небосводу разбросаны белоснежные легкие перышки-облака. А если облако серого цвета, то его называют тучей. Чем темнее туча, тем больше в ней собралось капелек, готовых вернуться на Землю.

Возвращение на Землю.

Капельки покидают тучу и проливаются дождем, если в этой местности тепло, или снегом, если там мороз. Так капельки, совершив полный круг, снова возвращаются на нашу планету. Это явление называют круговоротом воды в природе, без него невозможна жизнь. Ведь вода питает все живое на Земле.

Демонстрация опыта.

Чтобы наглядно представить круговорот воды, проведем опыт. Сейчас, когда на улице жаркий день, стакан с водой плотно накроем пищевой пленкой и поставим на подоконник. Сейчас мы выйдем на прогулку, а когда вернемся, посмотрим, что произойдет.

Прошло время, давайте посмотрим на наш стакан с водой. Смотрите, на пленке образовались капельки воды! Откуда взялась на пленке вода? (предположения детей). - Под действием тепла часть воды превратилась в невидимый пар. Он очень легкий, поэтому поднялся вверх, и осел на пленке, которая холоднее, чем вода в стакане. Пар снова становится капельками воды. Наливаясь все больше водой, капли отрываются от пленки и падают обратно в стакан. Мы видим маленький дождь! Вот так происходит и в природе! Мы наблюдаем на опыте круговорот воды!










Определение темы занятия. Создание проблемной ситуации.








Развитие внимания.

Активизация словаря

Развитие внимания




Развитие диалогической речи

Обращение к личному опыту







Развитие внимания.

Развитие умения строить причинно-следственные связи

Развитие внимания, активизация познавательной активности


Вызвать эмоциональный отклик на сделанную работу, мотивация к дальнейшей деятельности.