СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "А.С. Пушкин. "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "А.С. Пушкин. "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"»

ГУО «Молодечненская средняя школа № 1 имени Янки Купалы»





Конспект урока по русской литературе в V классе



"Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"



(игровая технология)









Подготовила

учитель русского языка

и литературы

Н.А. Вяжевич







Молодечненский район, 2018 г.

Цель: подвести учащихся к пониманию различия между добром и злом на примере сказки А.С.Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”.

Задачи:

Образовательные: учить различать положительных и отрицательных героев; учить давать краткую характеристику главным героям, оценку их поступкам; обучать умению работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст.

Развивающие: способствовать развитию познавательных возможностей учащихся, внимания, восприятия, памяти, развивать умение анализировать; обогащать словарный запас учащихся; отрабатывать навыки выразительного и беглого чтения; активизировать слова ломлива, своенравна, горделива, кротка; развивать творческие способности учащихся; при помощи музыки и эмоционально-экспрессивной окраски слов обогащать чувственный опыт учащихся через умение сопереживать и эмоционально выражать свое отношение к героям литературного произведения.

Воспитательные: способствовать формированию представлений о нравственных и безнравственных поступках; воспитывать интерес к литературному творчеству и урокам чтения.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина; книги сказок А.С. Пушкина; карточки-тесты, карточки с индивидуальными заданиями, опорные карточки, оценивающие жетоны.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент
Ну-ка ты проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку … (хором) десять!

II. Вступительная часть

1) Ребята, я надеюсь, что вы будете работать активно и заработаете только отличные отметки!

Цветные жетоны ждут ваших правильных ответов! Начинаем наш урок.

2) Ребята, многие люди в мире знают этого человека (показываю портрет). Давайте ещё раз назовём имя того, кто подарил миру столько замечательных произведений!

- Это великий русский поэт А.С. Пушкин.

- Правильно; жетон.

- А какие сказки А.С. Пушкина мы с вами знаем?

- Сказка о рыбаке и рыбке.

- Сказка о золотом петушке.

- Сказка о царе Салтане.

- Сказка о попе и работнике его Балде.

Дети получают жетоны.

- А какую сказку Пушкина мы с вами прочитали?

- Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях.

- Какое домашнее задание вы должны были подготовить?

- Выразительное чтение отрывка по ролям.

- Все открыли учебники на месте своего отрывка. (На месте отрывков в учебнике закладки.) Кто готов отвечать, поднимите руку.

- Итак, читаем. Пожалуйста, свой отрывок читают …. Все остальные внимательно слушают.

Дети читают, получают жетоны.

- Очень хорошо, с домашним заданием справились. Теперь перейдём к теме нашего урока, которая записана на доске.

На доске: Добро и зло в сказке А.С.Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”.

- Давайте вспомним значение слов “добро” и “зло”.

Дети объясняют своими словами, как они понимают значение слов, затем учитель подводит итог при помощи карточек (значение слов – по словарю С.И.Ожегова), которые вывешивает по одной при помощи магнитов на доску.

Учитель просит одного из учащихся прочитать карточку, а другого – повторить.

- Хорошо, ребята. Теперь разберёмся, кто у нас в сказке добрый, а кто злой.

- Давайте вспомним, какие герои в сказке главные, без которых не было бы всех описанных событий.

- Главные герои – царица и царевна.

Учитель просит давать полные ответы, а также просит высказывать свое мнение других учащихся.

- На карточках слова, значение которых мы сейчас повторим – они понадобятся нам для дальнейшей работы:

Нрав – характер, душевные качества.

Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.

Гордый – сознающий свое превосходство.

Ломлива – от слова “ломаться”, т.е. кривляться, воображать о себе слишком много.

Своенравный – упрямый, капризный, поступающий так, как вздумается.

Ревнива – здесь: мучительно желающая быть лучшей.

- Что же вы можете сказать о царевне? Подтвердите свои слова примерами из текста.

- Царевна молода, очень красива, скромна, добра, застенчива; она верна данному слову.

Учащиеся подтверждают сказанное примерами из текста.

- Замечательно! А что можно сказать о царице-мачехе?

- Царица-мачеха красивая, умная, ревнивая, упрямая, капризная; она поступает так, как хочется ей и совсем не думает о других; еще она хочет всегда оставаться самой красивой – от этого полностью зависит ее настроение и вся ее жизнь.

- Молодцы, правильно! Найдите в тексте подтверждение своим словам.

Учащиеся зачитывают отрывки из текста, подтверждающие сказанное о царице.

- Очень хорошо! А теперь подумайте, кто из наших героев положительный герой, а кто – отрицательный?

Царица – отрицательная героиня, а царевна – положительная.

- Правильно! Давайте при помощи сигнальных карточек повторим положительные (хорошие) черты характера, присущие положительному герою: доброта, любовь, верность, кротость, отзывчивость;

Отрицательные (нехорошие) черты характера, присущие отрицательному герою: зависть, злоба, ревность, эгоизм, предательство.

Учащиеся при помощи сигнальных карточек показывают, согласны они с мнением учителя или нет.

- Перед вами карточки белого цвета, на которых эти слова, и два фломастера – черный и красный. Подчеркните, пожалуйста,

- Итак, мы выяснили, что главные герои, вернее, героини, совершенно разные, противоположные по характеру, хотя обе очень красивы.

Одна из них и представляет добро, а другая зло.

В сказке все время идет борьба между добрыми и злыми героями, между добром и злом.

- Скажите, ребята, а как мы можем определить, злой человек или добрый?

- По его поступкам! Если человек совершает добрые поступки, от которых другим хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если поступки человека причиняют другим боль, страдания, то этот человек злой, недобрый.

- А почему царица злая, что же плохого она делает?

- Царица любыми способами хочет погубить царевну, чтобы та не мешала ей быть прекрасней всех на свете.

- Найдите в тексте отрывок, подтверждающий это.

Учащиеся находят нужный отрывок текста.

- Дорогие мои мальчики и девочки! На сказки А.С.Пушкина написано много музыкальных произведений (опера Римского-Корсакова “Золотой петушок”). Музыка многое может нам рассказать: например, какой человек – добрый или недобрый; какие чувства он испытывает: сердится, грустит, радуется, злится… Я предлагаю вам послушать отрывки музыкальных произведений и по характеру музыки определить, какую героиню “рисует” музыка: царицу-мачеху или царевну.

Учащиеся слушают 1-й отрывок и определяют, какой героине соответствует характер музыки (царица-мачеха).

- Слушаем второй отрывок. (Учащиеся слушают.) А эта музыка по характеру подходит царице-мачехе? Докажите!

Учитель просит высказать свое мнение нескольких учащихся. Учащиеся отмечают характер музыки: резкая, тревожная, злая, нежная, ласковая, добрая, приятная.

- Ребята, скажите, чем заканчивается наша сказка?

- Королевич Елисей нашёл свою невесту, царевна ожила, и они вместе едут домой. Царица злая умерла от злости, а царевна с Елисеем празднуют свадьбу.

- Найдите отрывок в тексте, рассказывающий, чем закончилась сказка.

Учащиеся читают отрывок.

- Что же победило в сказке – добро или зло?

В сказке победило добро.

К доске крепится карточка: Добро всегда побеждает зло.

- Какой конец у нашей сказки?

У сказки хороший, счастливый конец: добро победило зло.

- Послушайте два музыкальных отрывка и скажите, какой из них подходит к радостным событиям в конце сказки.

Учащиеся слушают, определяют и выбирают подходящую мелодию.

- Теперь немного отдохнем – проведем физкультминутку “Сказки Пушкина”:

Раз-два-три-четыре!
Петушок сидел на спице!
Раз-два-три-четыре!
Было чудо у царицы!
Раз-два-три-четыре!
Рыбка говорить могла!
Раз-два-три-четыре!
Наказал попа Балда!
Раз-два-три-четыре!
Сказки Пушкина мы любим,
Никогда их не забудем!

- Итак, ребята, что же мы с вами делали на уроке?

- Читали, отвечали на вопросы, слушали музыку.

- А что мы узнали на уроке?

- Что в сказке есть главные герои: царица и царевна; что герои бывают положительные (добрые) и отрицательные (недобрые); что в сказке добро борется со злом; что добро всегда побеждает.

- Какой же вывод мы сделаем с вами? Какова главная мысль сказки?

- Добро всегда побеждает.

Учитель может предложить варианты ответа, если учащиеся затрудняются ответить, например, “В сказках сталкиваются добро и зло. Что побеждает?”.

- Молодцы, правильно. Давайте ещё раз все вместе повторим:

Добро всегда побеждает зло.

- Оказывается, слова можно не только увидеть, услышать, их можно почувствовать: одни слова ласковые, теплые, другие – грубые, холодные. А еще слова можно раскрасить. Ребятушки, перед вами белые карточки со словами “добро” и “зло” и цветные карандаши (фломастеры). Раскрасьте, пожалуйста, эти слова так, как вы считаете нужным, как подсказывает вам ваша фантазия.

Учащиеся работают, учитель по ходу работы просит прокомментировать, какой цвет дети выбрали для оформления и почему.

- Очень хорошо, молодцы! Ребята, на доске записаны слова из сказки Пушкина “Сказка о золотом петушке”:

Сказка – ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.

Какой урок мы извлекли из “Сказки о мёртвой царевне”? Какими нельзя быть?

- Нельзя быть злыми, эгоистичными, жестокими.

III. Подведение итогов

- Ещё раз повторим: положительный герой – это …; отрицательный герой – это .... Ребята, давайте вспомним некоторые моменты сказки и постараемся правильно ответить на вопросы при помощи вариантов ответов, данных в карточках. Учащиеся отвечают, выбрав один из предложенных вариантов.

Выставление оценок.

- Молодцы! Сегодня все поработали на славу. Спасибо за работу!

Учитель озвучивает оценку и награждает учащихся “стихотворными” отметками.

IV. Домашнее задание

- Для вас пришли сегодня письма из Страны Сказок. Там – ваше домашнее задание. Оно состоит из отрывков сказки А.С.Пушкина. Сказку мы хорошо знаем, но нужно прочитать отрывок выразительно, отгадать, какому герою принадлежат слова, и выучить отрывок наизусть. У каждого – свое задание.

Учащиеся знакомятся с домашним заданием, если что-то непонятно, уточняют у учителя.

V. Рефлексия

- Каких же героев - положительных или отрицательных - больше в сказке? А какие люди окружают вас? Назовите их положительные черты.

- Ребята, давайте стремиться делать добрые дела и изменять мир к лучшему!



Приложение 1

Кому принадлежат эти слова:

«Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»


Кому принадлежат эти слова:

«Там, в лесу, стоит одна,-

Отвечает ей она.-

Крепко связаны ей локти;

Попадётся зверю в когти,

Меньше будет ей терпеть,

Легче будет умереть».


Кому принадлежат эти слова:

«Ты прекрасна, спору нет;

Но живёт без всякой славы,

Средь зелёныя дубравы,

У семи богатырей

Та, что всё ж тебя милей».


Кому принадлежат эти слова:

«Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного».


Кому принадлежат эти слова:

«Коли лгу, пусть бог велит

не сойти живой мне с места.

Как мне быть? Ведь я невеста.

Для меня вы все равны,

Все удалы, все умны,

Всех я вас люблю сердечно:

Но другому я навечно отдана».


Кому принадлежат эти слова:

Старший молвил: «Что за диво!

Всё так чисто и красиво.

Кто-то терем прибирал

Да хозяев поджидал.

Кто же? Выдь и покажися,

С нами честно подружися!»


Кому принадлежат эти слова:

Старушонка хлеб поймала:

«Благодарствую,- сказала,-

Бог тебя благослови;

Вот за то тебе, лови!»


Кому принадлежат эти слова:

«Свет наш солнышко! Ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с тёплою весной,

Всех нас видишь под собой.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видало ль где на свете

Ты царевны молодой?»






Приложение 2



Какой волшебный предмет был у царицы в

«Сказке о мёртвой царевне…»?

Кольцо; зеркало; венец.


Какой отравленный фрукт съела царевна?

Грушу; яблоко; сливу.


Как звали собаку семи богатырей?

Соколко; Сокол; Соколик.


Кто помог королевичу отыскать невесту?

Солнце; месяц; ветер.




Приложение 3


Какие из перечисленных предметов бывают в сказках волшебными?

Печка Зеркало

Метла Компьютер

Дать полный ответ.



Кто из названных героев не живёт в «Сказке о мёртвой царевне»?

Чернавка Королевич Елисей

Черномор Семь богатырей

Дать полный ответ.



Литературной называют сказку, автор которой

Известен

Неизвестен

Коллективный (народ)

Дать полный ответ.


Народной называют сказку, автор которой

Известен

Неизвестен

Коллективный (народ)

Дать полный ответ.


Отметить имя, не принадлежащее сказочному герою:

Красная шапочка Золотая рыбка

Королевич Елисей Чернавка

Дать полный ответ.


Какую из перечисленных сказок написал А.С. Пушкин?

Золотые руки

Сказка о золотом петушке

Золотое сердце

Дать полный ответ.


Кто из данных сказочных персонажей положительный (хороший) герой?

Баба Яга

Змей Горыныч

Иван-царевич

Кащей Бессмертный

Дать полный ответ.


Кто из перечисленных писателей является автором «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»?

Ф.М. Достоевский А.С. Пушкин

И.С. Тургенев П.П. Ершов

Дать полный ответ.



Кто из данных сказочных персонажей отрицательный (плохой) герой?

Иван-царевич

Василиса Прекрасная

Кащей Бессмертный

Дать полный ответ.