СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока чтения в 5 классе по теме "И. А.Крылов "Щука и кот"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок знакомства с содержанием нового произведения. В ходе урока происходит формирование навыков определения поучительного смысла басни путём наблюдений за поступками и характерами героев; развитие навыков составления характеристики героев с опорой на рабочие материалы (таблицу). Предусмотрены коррекционно-развивающие задания и воспитательные моменты. Имеется наглядный и раздаточный материал.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока чтения в 5 классе по теме "И. А.Крылов "Щука и кот"»

Тема: И. А.Крылов «Щука и кот».

Цель: познакомить с содержанием произведения.

Задачи:

  1. формирование навыков определения поучительного смысла басни путём наблюдений за поступками и характерами героев;

  2. развитие навыков составления характеристики героев с опорой на рабочие материалы (таблицу),

  3. расширение словарного запаса обучающихся, развитие навыковвыразительного чтения;

  4. коррекциямышления через анализ художественного текста, внимания, памяти, развитие устной связной монологическойречи;

  5. воспитание интереса к русской литературе.

Оборудование: портретИ. А.Крылова, карточки с текстом басни, предметные картинки щуки и кота.

Ход урока.

I. Орг. момент.

Прозвенел уже звонок,

Значит, начался урок.

Сели все за парты дружно,

Нам теперь работать нужно.

II. Проверка домашнего задания.

1.- Какое произведение мы с вами изучали?

- Кто его автор?/ демонстрация портрета И. А.Крылова.

Сегодня мы будем продолжать знакомство с творчеством И.А.Крылова

Басни И.А.Крылова очень созвучны с народным творчеством. На какие народные произведения оно похожи?

Подумайте,  подходят ли эта пословица к изученной басне?

Не верь чужим речам, а верь своим глазам. 

Кому из персонажей подходит?

2.Выразительное чтениебасни И. А.Крылова«Ворона и Лисица» несколькими учащимися.

3.Вопросы по тексту произведения.

- В каких словах басни заключён её главный смысл? От чего они предостерегают?

- Что высмеивает и чему учит автор в этой басне?

Вывод.Автор осуждает лесть и высмеиваетчеловека недалекого ума, который ведётся на эту лесть и ценит её, учит не верить льстивым людям. 

III. Работа над новым произведением.

1.Подготовка к восприятию.

Полосатая злодейка. Съест любого малыша: Пескаря, плотву, уклейку, Не проглотит лишь ерша.  (Щука)

И мохнат, и усат. Хвост пушистый, полосатый. Днем на кресле тихо спит. Ночью мышек сторожит. (Кот)

(На доску вывешиваются изображения)

- Сегодня мы познакомимся с басней «Щука и Кот», разберёмся, чему учит басня, научимся читать её выразительно.

Словарная работа:

Пирожник –тот кто пёчёт пирожное.

Завистью лукавый мучил – испытывала чувство досады, раздражения вызванные превосходством, успехом, благополучием другого.

Амбар -деревянная постройка для хранения зерна, муки и других продуктов питания, а также каких-либо непродовольственных товаров.

Не осрамиться – не опозориться.

Лавливали - ловили

Натешиться - повеселиться, позабавиться вдоволь.

Ремесло – профессиональное занятие.Владеют ремеслом: сапожники, плотники, портные … (Приводят примеры.)

- А сможет ли сапожник хорошо выполнить работу плотника?

Почему? (Элементы рассуждения.)

2.Показательное чтение учителем басни «Щука и кот».

Дети слушают с закрытыми книгами (так лучше работает детское воображение и в дальнейшем не теряется интерес к работе над басней)

3.Первичное восприятие.

- Кто из героев вам понравился?Почему?

- Кто из героев басни решил поменять своё ремесло?

- Почему у неё ничего не вышло?


4.Повторное прочтение учащимися вслух по цепочке

Обратите внимание, как Кот отговаривал Щуку

5. Беседа по содержанию произведения.

Коррекция восприятия

- Какими словами начинается басня? Прочтите их. Объясните их.

Можно ли сказать, что они выражают смысл басни?

Вывод. Это мораль басни, или поучение, в ней заключён основной смысл произведения.

- Как проявляется характер Щуки?

- Как Кот отговаривал Щуку?

Какой Кот? А щука?

(Заполнение таблицы происходит по ходу беседы.

Если класс с низким уровнем учебной активности -характеризуем только кота и щуку, а характеризующие слова выносим под изображения расположенные ранее на доске)

- Найдите в басне пословицы (или только одну), которые он использовал.

Дело мастера боится.

Совсем не в силу труд.

Тебе наука: вперёд умнее быть.

- Объясните их значение. Учащиеся стараются объяснить значение каждой пословицы.

Герой

Что делает?

Характер


Как читать?

Щука

вздумала ловить мышей



хвастливая

глупая

хвастливо

уверенно

Кот


убеждает

поучает

мудрый


живо

поучая

Автор

высмеивает


мудрый

поучая

- Чему учит басня?

Физкультминутка.

А теперь ребята встали

Головою покачали

И немного потянулись,

А потом назад прогнулись.

Наклонились и присели,

Встали и за парты сели.

IV. Закрепление.

  1. - Сейчас мы будем учиться читать басню выразительно по ролям.

При чтении слов автора покажите, что он размышляет, удивляется; речь кота – живая, поучающая, а щуки – хвастливая.

Распределение ролей среди учащихся.

2.Чтение учащимися басни по ролям по индивидуальным карточкам с напечатанными разным шкифтом словами кота, щуки, автора.

Доп.задан. Выборочное чтение. (подписи к рисункам)

V. Подведение итогов.

1.- Как вы думаете эта история была по-настоящему?

- А докажите мне почему этой истории не было.

- Да, действительно, звери не умеют хитрить, врать, разговаривать. Так поступать могут только люди. На что похоже это произведение на сказку. Но это не сказка. Как этот жанр называется?

Мораль этой басни такова: каждый должен заниматься своим делом.

Вывод.Лучше делать хорошо то, что умеешь, чему научился. Тогда люди не будут над тобой смеяться, а будут тебя уважать.

- Нарисуйте картинку к этой басне. Расскажите, что вы хотите изобразить на ней?

2.Выставление и комментирование оценок.

3.Д.з.: выразительное чтение басниИ. А.Крылов «Щука и кот».

с.101-102, выразит. чтение, рисунок.

















































Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдет на лад.

_________________
Зубастой Щуке в мысль пришло
За кошачье приняться ремесло.
Не знаю: завистью ль ее лукавый мучил,
Иль, может быть, ей рыбный стол наскучил?
Но только вздумала Кота она просить,
Чтоб взял ее с собой он на охоту,
Мышей в амбаре половить.
«Да, полно, знаешь ли ты эту, свет, работу?»
Стал Щуке Васька говорить:
«Смотри, кума, чтобы не осрамиться:
Не даром говорится,
Что дело мастера боится».—

«И, полно, куманёк! Вот невидаль: мышей!
Мы лавливали и ершей».—
«Так в добрый час, пойдем!»Пошли, засели.
Натешился, наелся Кот
И кумушку проведать он идет;
А Щука, чуть жива, лежит, разинув рот,—
И крысы хвост у ней отъели.
Тут видя, что куме совсем не в силу труд,
Кум замертво стащил её обратно в пруд.
И дельно! Это, Щука,
Тебе наука:
Вперёд умнее быть
И за мышами не ходить.





вздумала ловить мышей






убеждает

поучает













высмеивает











хвастливая

глупая













мудрый









мудрый









поучая















живо

поучая









хвастливо

уверенно








Щука
















Кот















Автор