Кто из вас подпишет на нашей интерактивной карте пояса освящённости? -Климат любой местности зависит прежде всего от количества солнечного тепла, поступающего на земную поверхность. Это количество определяется полуденной высотой Солнца над горизонтом – географической широтой. По шарообразной поверхности Земли тепло и свет распределяются неравномерно. Земная ось наклонена к плоскости орбиты под углом 66,5°. -Представим себе, что Земля движется вокруг Солнца так, что ее ось все время перпендикулярна плоскости орбиты. Как изменится температура на Земле? - Однако, Земля имеет неоднородную поверхность - на планете есть океаны и материки, а сама Земля наклонена к Солнцу под углом 23,5°. Это привело к тому, что нагревание поверхности происходит не совсем равномерно, сформировавшиеся климатические пояса имеют неровные границы, а на самой планете меняются времена года. Так из-за этого на планете помимо географического экватора возникает термический экватор - область планеты с максимальной температурой. Термический экватор перемещается в течение года то в северное, то в южное полушарие, а вслед за ним смещаются и все остальные температурные области. Задание: Пофантазируем, что перед вами пейзаж Антарктиды. Существует ли связь между климатическими особенностями Антарктиды и величиной угла падения солнечного угла? Какой вывод мы можем сделать? Задание: Пофантазируем, что перед вами пейзаж экваториального побережья Африки. Существует ли связь между климатическими особенностями Экваториальной Африки и величиной угла падения солнечного угла? Далее в тетрадях рисуем горизонтальную линию, отмечаем и подписываем точки: экватор, тропики, умеренные широты - 60° с. ш. и ю.ш., полюса северный и южный. Работа по алгоритму: - Как на этой территории нагревается поверхность Земли? - Как нагревается воздух, почва? - Воздух теплый или холодный? - Легкий или тяжелый? - Поднимается или опускается? - Если воздух опускается (поднимается) атмосферное давление низкое или высокое? Задание 1. Рассмотрите климатическую карту атласа, стр . Каким условным знаком обозначены осадки? Как они распределяются по поверхности Земли? Формулируется проблемный вопрос: почему в одних местах земного шара осадков выпадает много, в других мало? Задание 2. Выскажите предположение, почему практически не образуются облака в полярных и тропических областях, а в наших широтах (умеренных) и на экваторе образуются часто? Какое движение воздуха происходит в экваториальных широтах, тропических, умеренных и полярных и как с этим связано выпадение осадков? Организуется работа в малых группах (парах), каждой паре учащихся дается задание по одному из 4 вариантов: найти и прочитать материал в §7 о характере движения воздуха в районе а) экватора (1 вариант); б) в тропических широтах (2 вариант); в) умеренных широтах (3 вариант); г) полярных широтах (4вариант). Изобразить движение воздуха в виде схемы и объяснить связь движения воздуха с количеством осадков в данном районе. - При восходящих (нисходящих) потоках воздуха образуются осадки или нет? К концу объяснения получается схема | (один выходит к доске и подписывает, остальные выполняют в тетради) Если бы Земля была абсолютно ровным шаром с однородной поверхностью и не имела бы наклона оси, температура её поверхности равномерно бы уменьшалась от экватора к полюсам и была бы постоянной. ( высказывают свои предположения) Вывод: Чем больше угол падения солнечного луча, тем больше тепла получает земная поверхность. Вывод: Чем меньше угол падения солнечного луча, тем меньше тепла получает земная поверхность. отвечают Учащиеся определяют главную особенность распределения осадков - неравномерность, приводят примеры: за год на экваторе выпадает 2000-3000 мм и более, в тропических и полярных широтах 100 мм, в умеренных 500мм. Предполагаемые ответы: в полярных областях мало испаряется, в тропических мало самой влаги, на экваторе много тепла и влаги, поэтому и испаряется больше и т.д. |