СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "История появления одежды"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "История появления одежды"»


Конспект урока

по учебному предмету «Мир истории» в 6 классе

«История появления одежды»


Цель: знакомство с историей возникновения одежды, этапами её развития с древних времен до наших дней.

Задачи:

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Французский философ, математик Рено Декарт сказал: «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять».  Желаю вам сегодня на уроке применить свои знания и показать умения. Удачи! (слайд)


2. Повторение изученного материала

Напомните, какой раздел мы изучаем? (История вещей). О чём этот раздел? (в этом разделе мы узнаём историю появления многих вещей: огня, воды, картошки, мебели, домов и т.д.) Согласитесь, что человек в своём развитии прошёл долгий путь. Он научился использовать силы природы, изобрёл много необходимых для жизни приспособлений, предметов и вещей. Но это произошло не сразу. Как интересно мы узнали историю появления огня, узнали, что он – источник жизни. Мы познакомились со значением воды в жизни человека и узнали многое другое. Давайте устроим небольшую разминку, а заодно вспомним, что мы узнали в этом разделе. Каждый из вас выберет карточку с вопросом и ответит на него (карточки с вопросами висят на доске, разноуровневые – красные - сложные, синие – лёгкие).

  1. Расскажите о древних способах добывания огня.

  2. Как называют мастера по изготовлению изделий из глины?

  3. Как называют мастера по ковке изделий из металла?

  4. Докажите, что вода – один из источников жизни на Земле.

  5. Как называется ручная мельница, где один тяжелый камень накладывается на другой, в отверстие засыпается зерно и растирается в муку?

  6. Назовите первое жилище человека.

  7. Какая страна считается родиной картофеля?

  8. Кто велел отправить в Россию мешок картофеля с наказом высадить его в разных местах «для развода»?

  9. Объясните смысл выражения «Хлеб – всему голова».


Молодцы, отлично ответили на все вопросы.


3.Актуализация знаний, сообщение темы урока

Давайте окунёмся в детство и посмотрим короткий видеофрагмент (фрагмент мультфильма «Человек рассеянный?»). Подумайте, о чем он? Что не умел делать Человек Рассеянный? А вы такие же рассеянные или хорошо разбираетесь в одежде? Всё ли вы о ней знаете?

Просигнальте рукой, знаете ли вы…

1.     Что такое одежда?

2.     Из чего делают одежду?

3.     Историю появления одежды?

4.     Изменялась ли одежда с течением времени?

5.     Как по одежде узнать, чем занимается человек?

Не на все вопросы вы ответили «да». Значит, не всё вы знаете об одежде. Сегодня на уроке мы попробуем во всём разобраться и ответить на эти вопросы. А главный из них – Какова же история появления одежды? Тема урока так и звучит «История появления одежды». (слайд).


4. Изучение новой темы

История одежды такая же интересная, как и история жизни человека с первобытных времён до наших дней.


Итак, начинаем рассказ об одежде.

Заглянем мы в разные времена.

Расскажем о той, что нужна была прежде.

И как изменилась сегодня она.

 

Посмотрите на слайд. Кто это и почему этот человек так странно одет? (это первобытные люди, они одеты в листья деревьев, в шкуры животных) (слайд).


 Давным–давно люди жили в пещерах и не было у них никакой одежды. Нечем было прикрыться от ветра и дождя. А вокруг росли деревья с большими и маленькими листьями, высокая трава, лопухи, цветы. В тех местах, где всегда тепло, одежда могла быть сделана из листьев деревьев. Человек обвязывал себя листьями вокруг талии (один из учащихся примеряет одежду из листьев, подготовленную учителем заранее).

В каменном веке (он длился почти 2 млн лет) одежда прикрывала и защищала человека, ведь его тело в отличие от животных и птиц было беззащитно перед холодом, жарой, дождём или снегом. В те времена одежду еще не научились шить, не было даже нитей для шитья. Первую одежду люди находили для себя в окружающей  природе.

Как вы думаете листья - надежная защита от непогоды? Почему? (ответы детей).

Стали люди думать, искать, чем прикрыться от непогоды. А рядом с людьми жили разные животные. Им не страшны ни дождь, ни ветер, ни холод. Раз животным так удобно в своих шкурах, значит, и людям будет хорошо. Так появилась одежда из шкур животных (один из обучающихся примеряет одежду из искусственной шкуры животного).


Первобытные люди сначала просто связывали и обматывали звериные шкуры вокруг тела, набрасывали их на плечи. Позже, около 40 тысяч лет назад, появились ножи, иглы из кости, они позволили обрезать шкуры по фигуре и росту человек. Такая одежда скреплялась тонкими жилами животных, волокнами растений, но была грубой и тяжёлой. Со временем шкуры научились очищать скребком, мять, растягивать кожу, чтобы она становилась мягче и тоньше. И до сих пор мех и кожу используют в одежде. Кроме шкур, материалом служила кора деревьев: ее вымачивали и отбивали до размягчения, пропитывали маслом и раскрашивали. Охотники и рыболовы использовали для изготовления рыбью кожу, птичьи шкурки Ребята, как вы думаете, такая одежда была удобной? Она была прочной? Она была красивой? (ответы детей) (слайд).

Некоторые племена, которые и сегодня живут в недоступных тропических лесах, также не знают одежды, им достаточно набедренных повязок из растений или мягких шкур небольших животных (слайд).


Шло время… Прошло много лет, прежде чем люди научились делать ткани. Первыми тканями были полотна, сплетённые из сухих стеблей травянистых растений. Путём экспериментов и проб пригодными материалами для изготовления тканей стали лён и хлопок. Люди научились скручивать шерсть животных в длинные нити и делать шерстяные ткани (слайд).

 Сколько на свете стало разных вещей из тканей! Выучившись в течение многих столетий плести ветки и волокна разных растений, люди перенесли это умение на выработку материи из льна, хлопка, шерсти. Человек освоил плетение, прядение и ткачество.

А сами ткани какие разные: гладкие и ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные, плотные и редкие... Но раз их называют одним именем - ткани, значит, все они, даже самые непохожие с виду, всё-таки чем-то похожи, верно?. Сейчас мы узнаем тайну  тканей! (слайд)

Возьмите образцы тканей, которые лежат у вас на партах. Рассмотрим их с помощью нашего помощника - лупы. Какой секрет у всех тканей? (обучающиеся выполняют практическую работу – рассматривают через увеличительное стекло образцы ткани). Формулируют выводы-наблюдения (ткани состоят из нитей, все нити у тканей крепко держатся друг за друга, они переплетены)

Ткань состоит их переплетённых нитей, это четко видно у мешковины и марли. Кто же их переплел? Правильно, специальный станок! А называется он ткацкий станок! (слайд)

Раньше, тысячи лет назад, ткач протаскивал поперечную нить между продольными палками с помощью заостренной палки. Отсюда и само слово «ткач»: ведь он тыкал палкой с нитью то в одну сторону, то в другую. Уберем из слова «тыкать» букву «ы»….И получится? (ткать)

-Ткань из нитей ткут, а сами нити откуда берут?

 

Возьмите кусочек ваты, намочите и скручивайте пальцами, а при этом  немножко растягивайте. Что получилось? Нить! Не очень ровная, правда, но настоящая нить. Волоконца ворсистые, и, когда мы сжали их пальцами, да ещё и скрутили, они сцепились своими ворсинками. В древние времена нити скручивали пальцами, потом изобрели веретено. Простейшим приспособлением для пряжи стала ручная прялка. Ею и сейчас пользуются в деревнях России, она почти не изменилась за многие тысячи лет (слайд)

И сейчас нити прядут, то есть скручивают из  волокон, но делают это огромные прядильные машины. Не только хлопчатобумажные нити, конечно, но и шерстяные, и льняные.

Прялка, веретено и ткацкий станок стали такими же важными изобретениями, как гончарный круг и водяное колесо, они появились за 5 тысяч лет до нашей эры.

Ребята, расскажите, а что вы знаете о первых тканях, из которых начали шить первую одежду? (рассказы детей).


Родина хлопка - Южная Азия. Одежда из хлопка легкая, долго носится, хорошо сохраняет тепло, защищает от солнечных лучей, хорошо впитывает влагу. Изделия из хлопка легко стираются и гладятся, поэтому и в наши дни эта ткань пользуется большим спросом.


На Руси ткани выделывали из льна. Одежда из льна особенно ценилась. Она была прочной, удобной, хорошо отбеливалась. Льняное полотно обладало целебными свойствами, им обвязывали раны воинов. Ткани и изделия из льна высоко ценятся и сегодня во многих странах мира.


Нарядную одежду шили из шёлка. Он появился в Китае более 4 тысяч лет назад. Шёлк значительно легче и красивее, чем лён или хлопок. Одежда из шёлка раньше считалась признаком богатства. Секрет выработки шёлковой ткани хранили в строгой тайне, эти ткани были крайне дорогими.


- Итак, из далёкой древности мы продвинулись вперёд. Человек из шкур переоделся в ткань!


Посмотрите на экран. Такую одежду носили, например, в Древней Греции. Ее делали из большого прямоугольного куска ткани, который оборачивали вокруг тела, а на одном или двух плечах закрепляли брошью. У простых людей одежда была короткая, чтобы не мешала работать, а у богатых – длинная. Они имели такие сложные названия: хитон, туника, гиматий. Посмотрите, какая одежда была в Древнем Риме, в Древнем Египте.

А сейчас посмотри, какая же одежда была в разные эпохи (на слайдах изображение разных видов одежды разных эпох).

В XII веке мужчины носили облегающие чулки, длинную рубаху, поверх надевали длинную верхнюю тунику, которая подпоясывалась на талии ремнём. Эта верхняя одежда плотно облегала верх и расширялась книзу. Женский гардероб состоял из платьев. Одежда была длиной до щиколотки. Женщины рабочего класса также носили длинные в пол платья и подвязывали их поясом. Знатные дамы носили неплотно прилегающее платье или облегающие туники поверх пышных сорочек с узкими рукавами. У такого наряда были узкие до локтя рукава, расширяющиеся к запястьям.

Шло время, одежда менялась. В XIX девочки и женщины стали наряжаться в пышные платья с очень широкими юбками. Одежду украшали бантами, цветами, кружевом, лентами, бусинами. Костюмы отличались большой выдумкой. Вместо головного убора у женщины могла быть прическа, украшенная цветами, драгоценностями, различными фигурами.

Мужчины носили кафтаны с большими отворотами на рукавах, короткие штаны, чулки и башмаки на высоких каблуках. На голове у них были огромные завитые парики. Прически у мужчин и женщин были посыпаны белой пудрой.


5.Физкультминутка.

Сейчас мы проверим, какие вы наблюдательные. Внимательно посмотрите на меня, на наших гостей, а теперь закройте глаза. Вспомните, во что одеты наши учителя? (учащиеся вспоминают, во что одеты педагоги, называют предметы одежды).


6.Продолжение изучения новой темы.

И вот мы добрались до нашего времени, до современности. Расскажите, в какой одежде мы ходим? (слайд)

Современная одежда очень разнообразна. Но всю её можно разделить на несколько групп или стилей. Сейчас вы будете работать в группах. На столах у вас разные виды одежды, попробуйте объединить их в группы. После выполнения задания вам нужно ответить на вопрос: На какие группы (или стили) делят современную одежду?

 

Отвечаем на поставленный вопрос - На какие группы (или стили) делят современную одежду? (Деловая, рабочая, спортивная, домашняя одежда). Для чего нужна каждая из этих одежд? (ответы детей).




Многие исторические памятники, летописи, древние книги рассказывают о том, как по одежде человека можно было узнать, кто он: землепащец, пастух, воин или богатый человек. Костюм, обувь, головной убор могли многое рассказать о стране, об особенностях культуры того или иного народа.

Как вы думаете, одежда людей из разных стран будет отличаться? Почему? (ответы детей).

Раньше по одежде можно было узнать, из какой страны человек. В каждом государстве складывались собственные традиции в одежде. Например, в Шотландии, король носил одежду семи цветов, его придворные - пяти, а бедняки – однотонную одежду. В Германии в одно время воротник на платье должен был быть таким, чтобы шея была не видна. В Вавилонском царстве достаток человека можно было определить по длине одежды: чем длиннее юбка, тем он богаче.

У каждого народа свои костюмы. По костюму можно определить, откуда, из какой страны человек. Такая  одежда называется национальная (на слайде примеры национальных костюмов разных стран).

Какая национальная одежда у русского народа? Попробуйте определить, где их национальные костюмы?  Предлагаю отправиться в виртуальный музей «Русский народный костюм» (экскурсоводами являются заранее подготовленные ученики). 

Зал женского костюма (слайд)

Женский русский народный костюм отличался восхитительной красотой, большей яркостью и эстетичностью, роскошью убранства, чем мужской. И это неудивительно, ведь женщина на Руси всегда была олицетворением изящества, нежности, была хранительницей домашнего очага, источником вдохновения и любования.

Основой женского народного костюма является длинная рубаха. Шилась она из льняной или хлопчатобумажной ткани. Все рубахи - традиционных белых и красных цветов, украшенные вышивкой. Поверх рубах женщины надевали юбку или сарафан. У знатных людей сарафаны были из дорогих тканей. Их украшали драгоценными камнями, расшивали золотой нитью, отделывали мехом. Девушки вокруг головы повязывали ленту, надевали ободок, а иногда носили кокошник, расшитый бусами, жемчугом. Зимой поверх многослойных нарядов положено надевать теплую, верхнюю одежду, шапки, опушенные мехом.

Зал мужского костюма (слайд)

Мужской костюм менее богат, чем женский. Основой народного костюма для мужчин является рубаха или сорочка, украшенная по подолу вышивкой. В старину их шили из хлопка, льна. Мужчины носили штаны, похожие на современные брюки, подпоясанные ремнями. Карманов в рубахе не было. Рубаху носили навыпуск. Рубахи бывали повседневные и праздничные. Поверх рубахи надевали зипун – он застегивался на пуговицы, доходил до колен, имел длинные узкие рукава, не имел воротника. А поверх зипуна надевали кафтан – одежду, расширявшуюся снизу. Они тоже закрывали колени. На ногах мужчины носили сапоги или валенки.

Отличительная черта русского национального костюма — его многослойность. Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения: праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20 предметов, а повседневный — всего семь. По поверьям, многослойная просторная одежда предохраняла хозяйку от сглаза.

Давайте приклеим в тетрадь русский народный костюм (практическая работа).


А теперь давайте познакомимся с интересными фактами об одежде и обуви.


В древние времена при крое кожаных сапог не учитывалась разница между правой и левой ногами, нужную форму они приобретали во время носки.

У императрицы Екатерины было тысячи нарядов, которые она меняла каждый день.

В средние века пуговицы на одежде стали настолько популярными, что по их количеству можно было судить о статусе человека. Например, на одном из нарядов французского короля Франциска I насчитывалось 13 600 пуговиц.

В XIV веке в Западной Европе знатность человека определялась длиной башмака. Длина обуви некоторых влиятельных людей доходила до 60 см.


7.Закрепление пройденного материала.


Ребята, помните, в начале урока мы выясняли, всё ли мы знаем об одежде. Не на все вопросы мы получили ответ «Да». Давайте вернемся к ним. Теперь знаем ли мы….

  • Что такое одежда?

  • Из чего делают одежду?

  • Историю появления одежды?

  • Изменялась ли одежда с течением времени?

  • Как по одежде узнать, чем занимается человек?


8.Подведение итогов урока, рефлексия

А наш урок давайте закончим пословицей «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Как вы её понимаете? (при встрече с незнакомым человеком, прежде всего, бросается в глаза его внешний вид, одежда, а после знакомства с ним отдают должное его уму, знаниям). Поэтому очень важно, чтобы ваша одежда всегда была чистой, красивой. Ведь всегда приятно дружить и общаться с аккуратным, опрятным человеком. И я Вам желаю быть именно такими. Спасибо за работу на уроке!


Заполните карточку «Мой итог урока» (слайд)

Ф.И._________________

1.Тебе было интересно на уроке? да нет

2.Встретились ли тебе во время урока трудности? да нет

3.Мне удобней было на уроке работать одному, в паре, в группе.

4.При выполнении заданий я обращалась(ся) за помощью часто, иногда, никогда.

5.Уровень моей комфортности на уроке – отлично, хорошо, плохо.