Дата: 06.11.2018 Класс: 7
Тема №4 «ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ» (6 часов)
Тема урока №17: «Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные, общая характеристика»
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Образовательные: расширить знания об особенностях строения членистоногих; выявить характерные черты строения и жизнедеятельности ракообразных ; познакомиться с их многообразием;
Развивающие: продолжить развивать умения сравнивать, обосновывать особенности свой ответ, работать с дополнительной литературой;
Воспитательные: воспитывать чувства бережного отношения к природе.
Оборудование: коллекция членистоногих; влажные препараты; таблицы с изображением членистоногих разных классов; рисунки, видеофильм, презентация.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
1.Просмотр учебного видеофильма «Тип Членистоногие»
2.Беседа по содержанию видеофильма.
3.Формулирование целей урока и темы.
Ш.Изучение нового материала
А). Основные признаки организации членистоногих (рассказ учителя)
Считается, что предки членистоногих были похожи на кольчатых червей. Тело и тех и других состоит из сегментов. Каждый сегмент несет пару конечностей, а внутри него имеется нервный узел. Нервная система у членистоногих, как и кольчатых червей, состоит из окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки.
Членистоногих отличаются от кольчатых наличием твердой кутикулы. Кутикула содержит твердый хитин, придающий ей прочность. Она не растяжима, и рост их сопровождается линьками. Кутикула несет защитную функцию и служит наружным скелетом – к ней крепятся мышцы. У членистоногих нет кожно – мускульного мешка; конечности приводятся в движение отдельными пучками мышц. Сегменты сливаются, образуя отделы тела. Конечности переднего отдела (голова) несут чувствительную функцию и участвуют в захвате и пережевывание пищи. Вторичная полость отсутствует. Кровеносная система незамкнутая. Почти все членистоногие раздельнополые и неспособны к вегетативному размножению.
Б). Происхождение членистоногих от древних свободноживущих многощетинковых червей.
В). Ракообразные – наиболее древние из членистоногих – имеют ряд характерных особенностей.
Работа в группах по заданию:
Используя материал учебника,(пар.44), выписать особенности класса Ракообразные.
Запись в тетрадь:
1. 25 000 видов.
2. Моря и пресноводные водоемы.
3. Сегментированные вторичнополостные (целомические) трехслойные животные.
4. Двусторонне – симметричные.
5. Сегменты тела подразделяются на головогрудь и брюшко.
6. Наружный хитиновый покров.
7. 2 пары усиков на голове.
8. Жаберное дыхание.
9. Развитие из яиц.
10. Яйца вынашиваются на теле.
11. Личинка – науплиус.
Г). Речной рак – типичный представитель высших десятиногих ракообразных. Усложнение строения его систем органов в ходе эволюции по сравнению с кольчатыми червями.
Д). Многообразие экологических групп ракообразных. Значение их в биоценозах, в жизни человека (сообщения учащихся).
1У. Закрепление:
1. Какие общие черты строения имеются у кольчатых червей и ракообразных?
2. По каким признакам животные объединяются в тип Членистоногие?
3. Назовите причины, ведущие к сокращению численности ракообразных. Каковы последствия этого явления?
4. Какие особенности строения и поведения раков позволяет отнести их к типу Членистоногие?
5. Почему клещей относят к тому же классу, что и пауков?
7. Как происходит размножение и развитие Членистоногих?
V. Д/З: параграф №44 – выучить, (творческое задание: подготовить сообщение о ракообразных, их значении в природе, жизни человека).
V1. Итог урока.
Кто сегодня получил отметку «5»?
Кто получил «4»?
Кто своей отметкой не очень доволен? Что нужно сделать, чтобы улучшить отметку?
Дайте эмоциональную оценку урока.
Всегда полезно оценить самого себя, определить затруднения и найти пути их преодоления. Формулируют вывод о степени достижения цели урока
Осуществляют самоанализ деятельности на уроке и самооценку



До встречи на следующем уроке.