| Цель урока: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к малой Родине, ее истории и культуре. Задачи урока: 1. Формировать знания о декоративно-прикладном искусстве и его применении; обеспечить в ходе урока усвоение новых знаний: об искусстве гжельского промысла и его особенностях. 2. Содействовать развитию предметных, учебно-познавательных компетенций: практических умений и навыков рисования с образца, специальных графических умений и навыков кистевой росписи, навыков работы с красками, составление узора по мотивам гжельской росписи. 3.Способствовать развитию компетенций самосовершенствования, саморазвития: навыков самостоятельного творческого мышления, усидчивости, внимания, аккуратности при работе с красками, умению работать коллективно в группах. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером. 4. Воспитывать любовь к народным традициям, народному творчеству, чувство ответственности, взаимопомощь, уважение к труду, развитие эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту. Тип урока: открытия новых знаний. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная. Средства обучения: Для учителя: Компьютер, проектор, образцы декоративно-прикладного искусства, таблицы, презентация, фонограмма мелодий и песен о Гжели. Для учащихся: модель для раскрашивания, гуашь, кисти, баночка для воды, лист бумаги, салфетка, простой карандаш, стирательная резинка. Методы: наглядно-иллюстративный, вербальный, наглядно-практический. План урока (45 мин): Организационный момент.-0,5мин. Определение темы урока. 3. Применение обучающей структуры Эй – Ар - Гайд 5 мин 4. Изучение нового материала Знакомство с историей гжельской росписи. Просмотр презентации «Синь России» 5. Физкультминутка 6. Применение обучающей структуры Модель Фреер 7. Разгадываем кроссворд. 8. Практическая работа. 9. Рефлексия. 10. Домашнее задание. |
| 2.Опираясь на домашнее задание , учитель предлагает предположить тему урока и задачи на урок. 3.Применение обучающей структуры Эй- Ар- Гайд ( ответы в столбце «до»)  4.Изучение нового материала. Знакомство с особенностью гжельской росписи (просмотр презентации «Синь России» Не далеко от Москвы средь лесов и полей стоит город, а чуть более 500 лет назад это была деревенька. Жили в той деревеньке люди мастеровые, которые нашли тут глину особенную, белую. Деревня в Подмосковье Прославилась теперь Известно всем в народе Ее названье Гжель. Город Гжель расположен недалеко от Москвы. Пришло это название из седой старины от слова «жечь,обжигать». Какой промысел стал развиваться в деревне? Работали гжельцы посуду самую разнообразную и игрушки презабавные. |
№ слайда 4 | Не потерялось народное искусство во глубине столетий, наоборот, только ярче стало, жизнерадостнее. Велика Россия наша, И талантлив наш народ. О Руси родной, умельцах На весь мир молва идет. В 1818 году по приказу Петра I была открыта фабрика по производству майоликовой посуды. Майолику изготавливают из белой глины, а рисунок наносится на сырое изделие, т.е. до обжига. |
5 | Изучение нового материала. Знакомство с особенностью гжельской росписи Мы -- на фабрике. Формочный цех.ро |
6 | Здесь фарфоровую массу (шликер) заливают в гипсовые формы. |
7 | Литейщица, вынув влажное изделие из формы, делает резной узор от руки. |
8 | Цех оправки Каждое изделие оправляют, подрезая литьевые швы и замывая губкой. |
9 | Цех художественной росписи |
10 | Цех художественной росписи Рабочее место мастера. |
11 | Каждое изделие мастер расписывает вручную. Гордятся в Гжели жители небесной синевой. Не встретите на свете вы красоты такой. Голубизну небесную, что сердцу так мила Кисть мастера на чашку легко перенесла. |
12 | Исполнитель росписи ставит свою подпись на каждом изделии. |
13 | Завершается процесс изготовления гжельской майолики обжигом. T= 1350 С. |
14 | Белый чайничек из Гжели вам запомнится навек. Неужели – неужели это сделал человек?! |
15 | Вазы |
16 | Кувшины На белом фарфоре , Как на заснеженном поле, Из под белого снежочка растут синие цветочки. |
17 | Кумганы похожи на птицу с округлым плоским туловам на лапках-подставках с выгнутой шеей-носиком. Квасники . Таких нигде больше не делали. В их круглом тулове -- круглое отверстие – для льда. |
18 | Маслёнки Чудо с синими цветами, голубыми лепестками, Синими листочками, Нежными виточками. |
19 | Супницы и салатницы |
20 | Набор для специй |
21 | У каждого художника есть свой узор любимый, И в каждом отражается сторонушка родимая. |
22 | Её трава шелковая, Её цветы весенние И мастерство волшебное Достойно восхищения. |
23 | Настольные лампы, подсвечники, часы |
24 | Животные и птицы Невиданной красы. |
25 | Основной цвет гжельской майолики – синий на белом фоне. Послушайте легеду о выборе синего цвета: Жили- были три девочки-подружки: Дымка, Хохлома и Гжелька. Были они красивые, веселые, озорные, хохотушки такие и мастерицы славные. Они несли людям радость, красоту и хотели, чтобы везде царила красота и люди были счастливыми. И вот стали они искать чудеса. У какой же подружки узор будет лучше? Поскакала Дымка и нашла себе узоры. Какие? (точки, мазки, круги и полоски). Дымка осталась довольной. А подружка Хохлома нашла себе чудо дивное, красоту невиданную. Рисовала травку солнечной окраской, а цветы – огоньки красной- красной от зари. А Гжелька долго искала: побегала, поискала, устала и упала на землю. Упала и увидела над головой синее небо с белыми облаками. А белые облака казались ей белыми лебедушками. Ей очень понравилось синее небо с лебедушками, и решила создавать сине- белые чудеса. Гжельский узор – растительный. В авторских работах видим картины нашей Родины, сказочные сюжеты. |
26 | Линии и точки. Бордюры |
27 | Капельки Этот мазок лежит в основе многих узоров. Название связано с внешним видом. Капелькой изображают листочки, лепестки. Очень красиво смотрится капельки, расположенные по стеблю. |
28 | Агашка – гжельская роза Самое трудное в гжельской росписи - это "мазок с тенями". Особенность заключается в том, что одним движением кисти достигается широкий диапазон перехода цвета от глубоких, темных тонов до очень светлых и легких. Синяя роза – один из главных мотивов росписи. |
29 | Памятка о соотношении частей и целого о форме предмета и элементах узора о симметрии об асимметричном равновесии |
30 | 5.Физкультминутка. 6.Применение заключительного этапа системы Эй-Ар-Гайд (ответы в столбце «после») |
31 | 7.Кроссворд 1.название промысла -- Гжель 2.основной цвет гжельской росписи --синий 3.элемент росписи –листок 4.инструмент художника – кисть 6.приём работы кистью – мазок 7.керамика, покрытая глазурью – майолика 5. Физкультминутка. 6 . Применение обучающей структуры Модель Фреер. Вписать в столбцы определение, характеристики, примеры, противоположные примеры.  8.Практическая работа. На белом подмалевке сделайте украшение в стиле гжельской росписи , следите за заполнением всей формы рисунком. Наносите рисунок мазками. Дети используют раздаточный материал (карточки с изображением фрагментов гжельской росписи) Учитель контролирует правильности выполнения приемов работы; оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; контроль объема и качества выполненной работы. 9.Рефлексия. Работа с табличками на доске. Какие работы вам больше понравились? Почему? – В какой из работ наиболее яркая гжельская роспись? – Кому, какой рисунок по душе? Почему? - Что больше всего понравилось изображать? Что оказалось сложным? А теперь оценим ваши работы. Учитель собирает листочки с заданиями , чтобы оценить уровень освоения знаний по теме урока и выявить определенные моменты для повторения. 10.Домашнее задание: Рассмотреть посуду: какая у нее форма, роспись, материал. Подумать, как дома используется посуда (повседневная, праздничная, сувенирная). |