СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока к учебнику под ред.а.А.Плешакова окружающий мир 4 класс 2ч.,тема "Страна городов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока к учебнику под ред.а.А.Плешакова окружающий мир 4 класс 2ч.,тема "Страна городов"»

Конспект урока окружающего мира в 4 классе


Учитель: Кристин Л.Н.

Предмет: Окружающий мир

УМК « Школа России» А.А. Плешакова, «Окружающий мир» 2 часть.

Класс: 4-б класс

Тип урока: урок открытия новых знаний

Технологическая карта урока


Тема

«Страна городов»

Цель урока

формирование универсальных учебных действий учащихся 4 класса в предметной области окружающий мир по теме «Страна городов» через включение учащихся в технологию проектной деятельности.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • формирование интереса к учебному материалу;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • формирование уважительного отношения к иной точке зрения, к иному мнению;

  • воспитание нравственных качеств личности: сопереживание, доброты, трудолюбия, целеустремлённости, терпения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи урока; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами урока;

  • формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать разные точки зрения и право каждого иметь свою;

  • развитие операций мышления: анализа, синтеза, сравнения для решения проблемных ситуаций;

  • формирование умений работать в парах, группах.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

выяснить, где и каким образом строились города в древней Руси; дать первоначальное представление об истории образования Киева и Новгорода;

  • развивать умение работать по карте, обобщать и делать выводы;

  • воспитывать любовь к истории.

  • развивать устную речь, мышление, расширять кругозор;

  • прививать интерес к истории Отечества.



Оборудование

электронная презентация (набор иллюстраций)

учебник, рабочая тетрадь, карточки с вопросами, карта, толковый словарь

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная, работа в группах.



Ход урока

Этапы урока. Цели.

Метод. Организация пространства

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


Формируемые УУД

I. Самоопределение к деятельности

Цель: Настроить на организованную и активную работу во время урока.

Метод: словесный, наглядный.

Организация пространства: фронтальная работа


Доброе утро дорогие ребята! 

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль порядке,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

- Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы скажите, каким образом мы сегодня будем работать?

Команда – это значит вместе,
Команда – все за одного.
Здесь всё по совести и чести,
Здесь не обидят никого.
Команда нас объединяет
Не испугаемся преград,
Здесь каждый свое дело знает,
Работает на результат.
А если возникают споры,
Они решаются тотчас,
И никакие разговоры
Не отвлекут от дела нас.
В своей команде нам уютно
Мы оказались в ней не вдруг,
Когда кому-то станет трудно,
Свое плечо подставит друг.

( работа в группах)

- Давайте вспомним правила работы в группах. (слайд 1)

- Сегодня на уроке мы совершим путешествие по городам Древней Руси.

- А что берет с собой путешественник, отправляясь в путешествие? (слайд 2)

- Верно карту, компас и дневник путешественника в которую заносит все свои наблюдения.



Приветствуют учителя



























Вспоминают правила работы в группах.

- Уважай своего товарища.

- Умей каждого выслушать.

- Не согласен – предлагай!


Личностные УУД – формирование положительного отношения к учебе и развитие мотивации к дальнейшему изучению предмета;

Коммуникативные УУД:

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД:

формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с приставленным материалом;


II. Актуализация знаний.

Цель: проверить усвоение детьми предыдущей темы.

Метод: словесный

Организация пространства: фронтальная работа


- Ребята! Для того, чтобы начать наше путешествие, мы должны проверить ваши знания по предыдущей теме.

- Как называется глава, которую мы изучаем? (Страница истории России)

- Какой город является столицей Древней Руси? (Киев)

- Какой князь сделал Киев столицей Древней Руси? (князь Олег)

- Что вы знаете о князе Олеге? (заключил мир между Русью и Византией)

- Что такое крещение? (обряд с помощью которого человека приобщают к христианской церкви.)

- Назовите Русского князя, который вошел в историю как креститель Руси. (Князь Владимир Красное Солнышко)

- В чем значение принятия Русью христианства? (с христианством на Руси стали распространять грамотность, просвещение, развивать искусство и ремесла)

- Почему во многих странах первыми приняли крещение правители? (потому что они были последователями христианства)


Отвечают на вопросы










Коммуникативные УУД:

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД:

формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с приставленным материалом;

Личностные УУД:

- формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

- формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

III. Постановка учебной задачи

Цель: Мотивация учебной деятельности обучающихся. Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Метод: словесный, наглядный.

Организация пространства: фронтальная работа


- Знаете ли вы, как западные соседи называли Русь?

-Они говорили, что Русь – это страна_________(городов)

-Я, вам прочитаю загадку, а вы, определить тему урока.

Загадка. (слайд 3)

-Сто домов и улиц двадцать, Пешеходы и такси. Что за чудо это, братцы? Кто же знает? Подскажи. (город)


-Скажите, какое слово определяет нашу тему урока?

Значит, какая тема нашего урока?

-Правильно мы будем говорить о городах, тема нашего урока «Страна городов» (слайд 4)

- Сейчас, я, предлагаю вам выполнить следующее задание, посмотрите у нас на доске –слайд 5.

Задание 1 (слайд 5)

1. Кто совершал набеги на Древнюю Русь. (Кочевники)

2. Имя русского богатыря. (Илья)

3. Герой русской народной сказки «По щучьему велению». (Емеля)

4. Как прозвали князя Олега. (Вещий)

-Выберите первые буквы слов, сложите их в одно целое, какое слово получилось?

-Прочитайте слово. (Киев)

Задание 2 (слайд 6)

1. Как назывались дороги, связывающие между собой жителей Древней Руси? (Водные)

2. Как стали называть добрых молодец, служивших на заставах? (Богатырь)

3. На что князь Олег повесил свой щит в городе Царьград? (Ворота)

4. Этот князь прославился своими военными подвигами. (Олег)

5. Советники князя. (Бояре)

6. Какое важное событие произошло в 988 году? (Крещение)

7. Здания для молитв, которые стали строить после Крещения Руси. (Собор)

8. При каком князе было принято христианство. (Владимир Красно Солнышко)

-Прочитайте слово, что получилось. (Новгород)

- Ребята, о каких городах мы будем говорить сегодня на уроке?

- Прочитай вопросы на доске, и сформулируйте задачи нашего урока? (слайд 7)

-  Где? Как? Когда? Кто? Что объединяет? Какие?

(Где, строились города? Как они образовались? Когда они возникли? Кто управлял в городах? Что объединяет?)

- Что мы будем сделать для достижения этих задач?

Затруднение


Разгадывают загадку

Формулировка темы урока





Отвечают на вопросы, разгадывают загадку.

















Работа со слайдом 5

Ответы детей.



















Работа со слайдом 6,7

Ответы ребят.


Формулируют учебные задачи.



Ответы детей.

Коммуникативные УУД:

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД:

формируем умение прогнозировать предстоящую работу;

формируем умение высказывать своё предположение.

Личностные УУД:

- формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности.

Познавательные УУД:

- формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации;


IV. Формирование новых знаний и умений.


Цель: Открытие нового знания, знакомство с новой лексикой.

Метод: проблемно–поисковый.

Организация пространства: фронтальная работа, работа в группах.


– На нашем уроке будут встречаться слова, значение которых нужно объяснить. 

- Какими информационные ресурсы мы будем пользоваться на уроке? (работа с толковыми словарями и учебником) Слова такие как: купец, ремесленник, варяги, князь, ладья, мозаика, собор, фреска,


Объясняют лексическое значение новых слов:

Купец – богатый торговец, успешно торгующий у себя в стране или за границей.

Ремесленник–человек, который владеет профессиональным ремеслом.

Варяги – так называли в Древней Руси наемных дружинников и купцов, пришедших из Скандинавии.

Князь– военный вождь славянских племен.

Ладья – большая лодка.

Мозаика– узор из скрепленных между собой разноцветных камешков, кусочков стекла, эмали.

Собор-главная церковь в городе, в монастыре.

Фреска – картина, написанная водяными красками, по свежей, сырой штукатурке.

Ров – широкая и глубокая канава.

Работа в группах со словарем.

Познавательные УУД:

- формируем умение извлекать информацию из дополнительных источников;

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД:

формируем умение слушать и понимать других;

Регулятивные УУД:

-формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом.

Личностные УУД:

-формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности.

V. Первичное закрепление.

Цель: привести детей к выводу, что города появились из огороженных поселков через работу со слайдом и текстом учебника.

Метод: словесный, наглядный.

Организация пространства: фронтальная и индивидуальная работа


- Чтобы начать разговор о городах, надо узнать, как они появились. Выскажите свое предположение?

- Проверьте свои предположения по учебнику стр. 30 абзац 1 и стр. 31 абзац 1.

- Кто оказался ближе к истине?

- Где строили города и почему?

(Таким местом обычно был высокий берег у крутого изгиба реки: если нагрянут враги их можно увидеть издалека. Кроме, того река с трёх сторон надёжно защищала крепость).

- Как образовалось слово город? (от слов «городить», «огораживать»)

- Как назывался центр древнерусского города? (Центр древнего русского города был обычно укреплен и назывался кремлём)

- Что, располагалось в кремле? (Внутри располагались княжеский дворец и дома знати. Возвышалась главная городская церковь.

- Кто жил за пределами кремля? (За пределами кремля жили ремесленники, купцы и другой городской люд.)

Найдите на карте города Киев и Новгород. Что вы можете о них рассказать? (Киев стоит на реке Днепр, расположен ближе к Черному морю, Новгород ближе к Балтийскому морю).

(работа с картой)

- А теперь рассмотрите схемы этих городов. Что вы сможете рассказать о этих городах? (слайд 8,9)

Выдвижение гипотез



Отвечают на поставленные вопросы














Работа с картой у доски


Познавательные УУД:

- формируем умение извлекать информацию из предложенных источников;

- формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД:

формируем умение слушать и понимать других;

Регулятивные УУД:

-формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом.

Личностные УУД:

-формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности.

Цель: Создание условий для психоэмоциональной разгрузки

учащихся,

через использование физкультминутки.

Физкультминутка (слайд 10)





VI. Открытие нового знания.


Цель: Осмысление новых знаний на основе решения проблемной ситуации. Выявление границ применимости нового знания.

Метод: проблемно–поисковый.

Организация пространства: работа в группах



- Сегодня каждая команда отправиться в свой город и постарается за время своего путешествия заполнить дневник путешественника и рассказать нам о своем приключении.

Вопросы для 1 команды: (Приложение 1) (слад 11)

- Как называли Киев?

- Как образовался город?

- В честь кого был назван город?

- Как город был защищен?

- Как можно было попасть в город?

- При каком князе Киев расцвел?

- Какие известные постройки были сооружены в Киеве?

- Почему Золотые ворота так назывались?

- Когда и где впервые упоминается о городе?


Вопросы для 2 команды: (Приложение 1)Слайд 11

- Почему город носит такое название?

- Где образовался город?

- Что делала река с городом?

- Как назывались стороны?

- Как можно было добраться до города?

- Кто управлял городом?

- Что такое Вече и что делали на Вече?

- Для чего им нужен был колокол?

- Какие известные постройки были сооружены в Новгороде?

- Когда и где впервые упоминается о городе?

- Ребята, скажите, чем отличалось управление Новгорода от Киева?

- А вы знаете, как мы узнаем о жизни жителей Древнего Новгорода?

-Кто занимается раскопками? (археологи)

-Правильно. Ребята, давайте узнаем о некоторых исторических фактах происшедших с маленьким мальчиком Онфимом, смотрим на стр.34 абзац4

- Большое спасибо за полезную информацию.


Оформление работ Выступления групп детей.

1 группа

Древний Киев

(Приложение 1)












2 группа

Древний Новгород

(Приложение 1)













Ответы детей




Ответы детей

Коммуникативные УУД:

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

- формируем умение участвовать в работе всего коллектива, распределять роли, договариваться друг с другом и приходить к общему решению в совместной деятельности(сотрудничество);

Регулятивные УУД:

- формируем умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать предложения и оценку своих одноклассников в процессе работы в паре и группе;

Познавательные УУД:

- формируем умение извлекать информацию из предложенных источников;

- формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.


VII. Включение в систему знаний и повторение.


Цель: Закрепить умение детей отвечать полным ответом, работать с картой, развивать мышление.

Метод: словесный, наглядный.

Организация пространства: фронтальная работа



- Сейчас мы проверим, какими били внимательными наши путешественники.

Вопросы для 1 команды:

- На какой реке стоит город Новгород? Кто сможет показать ее на карте? (На реке Волхов) 

- Соотнесите названия архитектурных построек в Новгороде с их изображением.

Вопросы для 2 команды

На какой реке стоит город Киев? Кто сможет показать ее на карте? (На Днепре) 

- Соотнесите названия архитектурных построек в Киеве с их изображением. 




Отвечают на поставленные вопросы. Работа с картой



Коммуникативные УУД:

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

-формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.


VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


Цель: повторить и закрепить полученные знания по данной теме

Метод: практический

Организация пространства: индивидуальная работа.


Выполнение задания в РТ №3 на стр. 18 (Проверка по эталону)


Индивидуальная работа в РТ. Взаимопроверка по эталону.


Познавательные УУД:

- формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД:

- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

VIII. Рефлексия деятельности.

Цель: Закрепить умение детей отвечать полным ответом, развивать мышление.

Метод: словесный

Организация пространства: фронтальная работа


- Где могут пригодиться в жизни новые знания?

- Какие трудности возникли в работе?

- Что показалось наиболее интересным?

- Кого можно поблагодарить за урок?

- Какую оценку вы могли бы себе поставить и почему?

-Ребята, вы сегодня научились работать с толковым словарем, работать с источниками информации, поэтому для вас будет такое домашнее задание.

-Подготовить сообщение о возникновении городов таких как Владимир, Суздаль, Муром, Смоленск, Рязань.

-Домашняя работа: читать стр. 29-34.

(Учитель озвучивает итоги и оценки ребят за урок.)






Приложение 1

Вопросы для команд 1и 2 на уроке

1 команда

2 команда

Вопросы для 1 команды: 

- Как называли Киев?

- Как образовался город?

- В честь кого был назван город?

- Как город был защищен?

- Как можно было попасть в город?

- При каком князе Киев расцвел?

- Какие известные постройки были сооружены в Киеве?

- Почему Золотые ворота так назывались?

- Когда и где впервые упоминается о городе?

-Для чего им нужен был колокол?


Вопросы для 2 команды

- Почему город носит такое название?

- Где образовался город?

- Что делала река с городом?

- Как назывались стороны?

- Как можно было добраться до города?

- Кто управлял городом?

- Что такое Вече и что делали на Вече?

- Для чего им нужен был колокол?

- Какие известные постройки были сооружены в Новгороде?

- Когда и где впервые упоминается о городе?