Как не ошибаться в безударных окончаниях имён прилагательных и имён существительных.
Цель:
- закреплять умение определять правильно безударные окончания имён прил. и им. сущ.
Ход урока.
- Я вам сейчас буду характеризовать животное, используя имена прилагательные, а вы запишите себе в тетрадь, что это за животное.
К доске Касаткин И
Серый, хищный, жадный…ВОЛК Рыжая, хитрая, ловкая…ЛИСА Косой, слабый, трусливый…ЗАЯЦ Большой, косолапый…МЕДВЕДЬ Зелёная, мокрая, болотная ЛЯГУШКА
– А теперь я вас попрошу поработать в парах. Составьте и запишите 1 предложение об одном из этих животных.
- Какие предложения у вас получились?
- Сейчас мы с вами прослушали небольшой рассказ о жизни животных.
- Какая тема урока русского языка была у нас вчера?
- Как не ошибаться в безударных окончаниях имён прилагательных.
- Что для этого нужно знать?
1. Найти командующее имя существительное, определить его род.
2. Задать от него вопрос к имени прилагательному.
3. По окончанию вопроса определить окончание имени прилагательного.
- А как определить без. окончание им. сущ?
Работа по карточкам.
-Спишите, определяя окончания и падеж у имён прилагательных и имён сущ.
Упр . 1 (К доске Салов В)
Могуч. ду(б,п) раскинул шатром свои ветви. Мы отправились в д.лек. дорогу. Стал накрапывать ре(д,т)к. дождик. Р.бята увидели высок.. дер.во. Дети вес.ло б.жали по л.сн.. тр.пинк..
Используя опорную запись, поставьте цели урока.
Повторять, как………
Упражняться……….
Повторять, как правильно определять ок-е в им. прил. и им. сущ. упражняться в правильном написании безударных падежных окончаний имён прилагательных и им. сущ.
Письмо под диктовку. Фронтальная проверка.
Упр. 2
- В этом задании – выделяем ок-я им. сущ. Что для этого нужно?
1 скл – рука 2 скл- рукав 3скл - любовь
Сидят на ветке (П. п), слетели с ветки (Р. п), ехали на трамвае (П.п), жил в деревне (П. п), уехал из деревни (Р. п), пошёл к двери (Д. п), увидел Васю (в.п), вышел за мамой (Т. п).
Работа в группах.
-Вставить нужные по смыслу имена прилагательные, выделяя их окончания, а над им. сущ – род.
1 группа
Я могу бесконечно любоваться рекой Волгой; она все время разная: то ________ в _______ бликах ___________ солнца, то _________, а зимой - неузнаваемо _________, покрытая снегом, скрывающим тайну.
Слова для справок: тихая, ярких, полуденного, суровая, пустынная.
2 группа
На опушке ____________ леса есть пруд. Из него бьёт ___________ ключ. Это в болотах и __________ трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в ________ путь. Наши поэты и художники прославляли красоту ___________ реки в _________________ сказках, песнях, картинах.
Слова для справок: молодого, подземный, вязких, пп, родной, удивительных
3 группа:
Муха – чистюха
Купалась она в воскресенье
В __________________,____________________ варенье.
В понедельник – в ___________________ наливке,
Во вторник в ______________ подливке.
Слова для справок: отличный, клубничный, вишнёвая, томатная.
4группа:
Было ___________утро. По _____________небу плыла ____________туча. С ____________поля поднялись ________________гуси.
Слова для справок: летний, синий, ближний, крикливый.
Выборочное письмо
Упр. 3
- Быстрый ручей звонко журчал в зарослях молодого березняка. Но вот он выбежал на пестрый луг. Заблестела на солнце серебристая вода.
- О чем он? (Этот текст о ручье.)
- Я сейчас буду диктовать вам предложения, вы найдете словосочетание прилагательное с существительным, к которому оно относится, и запишете самостоятельно в тетрадь. Выделите окончание, определите падеж.
Проверка каждого словосочетания. (Быстрый ручей – им. п., муж. р., окончание – ий; молодого березняка – р. п., муж. р., окончание – -ого; на пестрый луг – в. п., муж. р., окончание – ый; серебристая вода – им. п., жен. р., окончание – -ая.)
Подведение итогов:
- Как определить , какие буквы пишутся в без. ок-х им. сущ и им. прил?
Рефлексия:
-Мне понравилось…
- Мне удалось…
- Мне было трудно…
- Я понял (а), как …
- Я не понял(а), как
Д.з: Упр. 256
-Спишите, определяя окончания и падеж у имён прилагательных и имён существительных. Упр . 1 Мы отправились в д . лёк.. дорогу. Стал накрапывать ре(д,т)к.. дождик. Р . бята увидели высок.. дер . во. Дети вес . ло б . жали по л . сн.. тр.пинк.. | -Спишите, определяя окончания и падеж у имён прилагательных и имён существительных. Упр . 1 Мы отправились в д . лёк.. дорогу. Стал накрапывать ре(д,т)к.. дождик. Р . бята увидели высок.. дер . во. Дети вес . ло б . жали по л . сн.. тр.пинк.. |
-Спишите, определяя окончания и падеж у имён прилагательных и имён существительных. Упр . 1 Мы отправились в д . лёк.. дорогу. Стал накрапывать ре(д,т)к.. дождик. Р . бята увидели высок.. дер . во. Дети вес . ло б . жали по л . сн.. тр.пинк.. | -Спишите, определяя окончания и падеж у имён прилагательных и имён существительных. Упр . 1 Мы отправились в д . лёк.. дорогу. Стал накрапывать ре(д,т)к.. дождик. Р . бята увидели высок.. дер . во. Дети вес . ло б . жали по л . сн.. тр.пинк.. |
-Спишите, определяя окончания и падеж у имён прилагательных и имён существительных. Упр . 1 Мы отправились в д . лёк.. дорогу. Стал накрапывать ре(д,т)к.. дождик. Р . бята увидели высок.. дер . во. Дети вес . ло б . жали по л . сн.. тр.пинк.. | -Спишите, определяя окончания и падеж у имён прилагательных и имён существительных. Упр . 1 Мы отправились в д . лёк.. дорогу. Стал накрапывать ре(д,т)к.. дождик. Р . бята увидели высок.. дер . во. Дети вес . ло б . жали по л . сн.. тр.пинк.. |
-Спишите, определяя окончания и падеж у имён прилагательных и имён существительных. Упр . 1 Мы отправились в д . лёк.. дорогу. Стал накрапывать ре(д,т)к.. дождик. Р . бята увидели высок.. дер . во. Дети вес . ло б . жали по л . сн.. тр.пинк.. | -Спишите, определяя окончания и падеж у имён прилагательных и имён существительных. Упр . 1 Мы отправились в д . лёк.. дорогу. Стал накрапывать ре(д,т)к.. дождик. Р . бята увидели высок.. дер . во. Дети вес . ло б . жали по л . сн.. тр.пинк.. |
-Спишите, определяя окончания и падеж у имён прилагательных и имён существительных. Упр . 1 Мы отправились в д . лёк.. дорогу. Стал накрапывать ре(д,т)к.. дождик. Р . бята увидели высок.. дер . во. Дети вес . ло б . жали по л . сн.. тр.пинк.. | -Спишите, определяя окончания и падеж у имён прилагательных и имён существительных. Упр . 1 Мы отправились в д . лёк.. дорогу. Стал накрапывать ре(д,т)к.. дождик. Р . бята увидели высок.. дер . во. Дети вес . ло б . жали по л . сн.. тр.пинк.. |
-Спишите, определяя окончания и падеж у имён прилагательных и имён существительных. Упр . 1 Мы отправились в д . лёк.. дорогу. Стал накрапывать ре(д,т)к.. дождик. Р . бята увидели высок.. дер . во. Дети вес . ло б . жали по л . сн.. тр.пинк.. | -Спишите, определяя окончания и падеж у имён прилагательных и имён существительных. Упр . 1 Мы отправились в д . лёк.. дорогу. Стал накрапывать ре(д,т)к.. дождик. Р . бята увидели высок.. дер . во. Дети вес . ло б . жали по л . сн.. тр.пинк.. |
-Спишите, определяя окончания и падеж у имён прилагательных и имён существительных. Упр . 1 Мы отправились в д . лёк.. дорогу. Стал накрапывать ре(д,т)к.. дождик. Р . бята увидели высок.. дер . во. Дети вес . ло б . жали по л . сн.. тр.пинк.. | -Спишите, определяя окончания и падеж у имён прилагательных и имён существительных. Упр . 1 Мы отправились в д . лёк.. дорогу. Стал накрапывать ре(д,т)к.. дождик. Р . бята увидели высок.. дер . во. Дети вес . ло б . жали по л . сн.. тр.пинк.. |
-Спишите, определяя окончания и падеж у имён прилагательных и имён существительных. Упр . 1 Мы отправились в д . лёк.. дорогу. Стал накрапывать ре(д,т)к.. дождик. Р . бята увидели высок.. дер . во. Дети вес . ло б . жали по л . сн.. тр.пинк.. | -Спишите, определяя окончания и падеж у имён прилагательных и имён существительных. Упр . 1 Мы отправились в д . лёк.. дорогу. Стал накрапывать ре(д,т)к.. дождик. Р . бята увидели высок.. дер . во. Дети вес . ло б . жали по л . сн.. тр.пинк.. |
-Спишите, определяя окончания и падеж у имён прилагательных и имён существительных. Упр . 1 Мы отправились в д . лёк.. дорогу. Стал накрапывать ре(д,т)к.. дождик. Р . бята увидели высок.. дер . во. Дети вес . ло б . жали по л . сн.. тр.пинк.. | -Спишите, определяя окончания и падеж у имён прилагательных и имён существительных. Упр . 1 Мы отправились в д . лёк.. дорогу. Стал накрапывать ре(д,т)к.. дождик. Р . бята увидели высок.. дер . во. Дети вес . ло б . жали по л . сн.. тр.пинк.. |
1 группа
-Вставить нужные по смыслу имена прилагательные, выделяя их окончания, а над командующим именем существительным указать его род.
Я могу бесконечно любоваться рекой Волгой; она все время разная: то ___________ в __________ бликах _________________ солнца, то ______________, а зимой - неузнаваемо __________________, покрытая снегом, скрывающим тайну.
Слова для справок: тихая, ярких, полуденного, суровая, пустынная.
2 группа
-Вставить нужные по смыслу имена прилагательные, выделяя их окончания, а над командующим именем существительным указать его род.
На опушке _______________ леса есть пруд. Из него бьёт _________________ ключ. Это в болотах и ______________ трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в __________ путь. Наши поэты и художники прославляли красоту ________________ реки в _________________ сказках, песнях, картинах.
Слова для справок: молодого, подземный, вязких, родной, удивительных
3 группа:
-Вставить нужные по смыслу имена прилагательные, выделяя их окончания, а над командующим именем существительным указать его род.
Муха – чистюха
Купалась она в воскресенье
В __________________,____________________ варенье.
В понедельник – в ___________________ наливке,
Во вторник в ______________ подливке.
Слова для справок: отличный, клубничный, вишнёвая, томатная.
4группа:
-Вставить нужные по смыслу имена прилагательные, выделяя их окончания, а над командующим именем существительным указать его род.
Было ___________утро. По _____________небу плыла ____________туча. С ____________поля поднялись ________________гуси.
Слова для справок: летний, синий, ближний, крикливый.