СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Христианин и природа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по ОРКСЭ (Модуль "Православие") "Христианин и природа"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Христианин и природа"»

Тема урока : Христианин и природа

Цели урока:1. Воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому

2.Дать понятие ответственности перед самим собой, перед Богом, перед людьми, пред теми, кто слабее за сохранение всего живого.

3.Приблизить к пониманию, что родной дом – это семья, дом и наша Земля.

4. Подвести к пониманию того, что человек разумный, что делает его выше природы, а значит и спрос с него больше.

Ход урока.

Слайд 1. Название урока.


Слайд. 2 Организационный момент.



Предварительная беседа


Слайд 3. Ответственность.

Как вы понимаете, что такое ответственность? (дети отвечают)

Давайте попробуем понять значение слова «ответственность», разобрав его.

Какое другое слово вы можете здесь выделить? (дети отвечают)

(щелчок) Слово «ответ» изначально означало «виновность». (щелчок)

Т.е. человек, давая ответ, отчитывался, отвергал свою вину, оправдывался. (щелчок)

А «отвечать» означало «говорить в защиту, защищать, защищаться». И до сих пор обвиняемого на гражданском суде называют ответчиком.

Как вы считаете, перед кем человек должен давать ответ? (дети отвечают)

(щелчок) Перед Богом, перед людьми и перед самим собой, перед своей совестью.

Когда человек понимает и помнит, что ему нужно отвечать за свое поведение и поступки, то человек становится ответственным. (щелчок)

Готовность отвечать за что-то или за кого-то и называется ответственностью.


Слайд 4. Ответственность.

Ответственность можно нести не только за свои поступки, но и за других. Например, в жизни нам встречаются слабые животные, которые не могут ответить за себя, не могут защититься от невзгод и плохих людей. (щелчок)

И тогда человек с доброй и любящей душой берет на себя ответственность за слабых и немощных.

Катя

Всех не обогреешь, не прокормишь…

Не спасешь и не укроешь от беды…

Что ж, логично… только на секунду

Вдруг представь, что эта кроха – ты…

(из интернета)


Как вы думаете, за кого и за что нужно человеку нести ответственность, защищать? И от кого? (дети отвечают)

Ближних, животных, растения, природу и т.п. В первую очередь от самих себя – не разрушать.


Слайд 5. Родной дом.

Дом, где вы живете с родителями – ваш дом.

Но можете ли вы начать все дома переделывать, ломать или выбрасывать? (дети отвечают)

Нет. Потому что, хотя это и ваш родной дом, вы там не главные распорядители. (щелчок) Сделали этот дом ваши родители. Они главные хозяева. И в этом доме живут другие ваши близкие. И если вы как-то повредите дом, то должны будете дать ответ. Да и вам самим жить в разрушенном доме будет неуютно.


Слайд 6. Родной дом.

Т.е., вы несете ответственность за сохранение родного дома, так же, как и вся семья. Свой дом вы любите, бережете и защищаете.


Слайд 7. Земля – наш дом.

Вот также и Земля – наш дом. Этот дом сотворил для человека Бог. Поэтому, хотя люди и хозяева на Земле, но должны нести за нее ответственность перед Богом. И перед другими людьми.


Слайд 8. Всюду Бог.


Андрей

Всюду Бог

Виктор Афанасьев

В этой чуткой тишине,

В этой шири полевой,

В этой синей вышине

У меня над головой,

В серебре текущих вод,

В ветре, тихом, словно вздох,

Чую сердцем, что живёт

Всюду всё создавший Бог!


Слайд 9. Душа и тело.

Почему еще человек должен беречь и приукрашать окружающий мир? (дети отвечают)

(щелчок) Потому что задача человека не только самому достичь блаженства в соединении с Богом, но и через себя привести к Богу весь мир в вечную жизнь.


Слайд 10. Рай?

Но вместо этого человек уничтожает окружающий его мир.


Работа в тетрадях. Задание 1


Самостоятельное чтение

Слайд 11. Фон. Мальчик с земным шаром.

Христиане верят в то, что у мира есть Творец. Бог вложил Свою любовь и мудрость в мир. Поэтому познавая мир, христианин в определенной степени постигает и замысел его Творца.

Великий русский ученый Михаил Ломоносов говорил, что Бог дал людям две книги: книгу природы и Библию. В книгу природы Бог вложил природные законы, в Библию – заповеди.

Поэтому Ломоносов считал, что христианин, изучающий законы природы, исполняет великое и именно христианское служение.

Развитие науки и познание мира – это доброе дело для христианина.

Но мир надо не только познавать. В мире надо трудиться. На одном из наших первых уроков мы говорили о том, что культура – это такой труд, в котором человек изменяет мир, делая его более безопасным и удобным.

К сожалению, в последние столетия человек слишком увлекся перестройкой окружающего его мира. Многие люди решили, что главная цель их труда состоит в том, чтобы побыстрее получить побольше выгод и удобств для себя, а не для всех. Они перестали видеть в природе самый прекрасный Божий храм.

Несколько поколений людей вели хозяйство столь жадно и бездумно, что по сути отравляли нашу планету. Воздух, вода, почва потеряли свою чистоту. Многие виды животных исчезли с лица Земли.

Христианин полагает, что Бог вручил нам мир в надежде, что мы сохраним и преумножим его красоту. Истинный Хозяин (Владыка) на земле - Бог, а не человек, который «ходит под Богом».

Бог выше человека, а человек выше природы: христианство не считает людей ровней с животными.

Человек выше природы потому, что у океанов и вулканов нет разума, а у человека – есть. У человека есть совесть, а у звезд ее нет. У человека есть свобода и ответственность, а у облаков и водопадов – нет. У человека есть «образ Божий», т.е. разум и свобода. И именно поэтому на человеке лежит ответственность за мир. Кому больше дано – с того больше спросится. Волк и заяц – это просто части лесной жизни. Никто из них не отвечает за сохранение всего леса.

Поэтому перед Творцом, который создал и человека, и лес, и океаны, человек отвечает за то, убил ли он эту жизнь и эту красоту или преобразил.

Сегодня многие люди уже поняли свою ответственность. Поэтому современная наука не просто изучает природу, но и ищет способы защитить ее от нас. Экология – это наука, которая изучает отношения человека и природы для того, чтобы и в будущем природа радовала людей.

Для христианина вся природа – это его родной дом и Божий храм. Поэтому нельзя бездумно сорить и оставлять за собой грязь. Бесцельное обламывание живых веток кустов и деревьев – тоже грех. Такое поведение вредит не только природе. Оно еще и в душе такого хулигана создает привычку к злобе и разрушению.

Христианское милосердие может распространяться не только на людей, но и на животных. Из Библии в русскую речь вошла поговорка – «блажен, иже и скоты милует» (Притч.12, 10. церк-слав.перевод).

Милосердное отношение к ним проявляет себя, в частности, в том, что человек заботится о домашних животных, не выбрасывает их на улицу как ненужную вещь, если они состарились или стали доставлять неудобства и хлопоты. И, конечно, пресекает всякие издевательства над животными (как домашними, так и дикими) и жестокое отношение к ним.

Анализ текста. Работа в тетрадях . Задание 2

Слайд 12. Бог - Творец.

↓3. О каких книгах Ломоносов говорил, что они написаны Богом?

Слайд 13. Библия и книга природы.

↓2. Что Бог вложил в Библию, а что в «книгу природы»?

Слайд 14. Экологический кризис.

↓5. Вам знакомо слово «экологический кризис»?

«Эко» – это греческое слово, означающее дом, жилище, местопребывание.

«Кризис» – это тоже греческое слово и в переводе оно означает "суд". (заметка 1***) И человек и окружающий мир – это Божье творение. Следовательно, экологический кризис – это суд Божий. Бог так говорит человеку, что человек нарушает и заповеди и законы природы.


Слушаем текст

Слайд 15. Всемирный потоп.

Врезка

Библейская история

Однажды мир уже пострадал из-за человека. Все человечество стало настолько бессердечным, что Бог решил наказать людей потопом и спасти только одну семью – праведника Ноя. Несколько лет Ной строил корабль-ковчег. Он звал людей, но никто не верил в то, что потоп может захлестнуть мир. (щелчок) Как пошутит потом святой Амвросий Оптинский – «Ной звал людей, а пришли одни скоты». И в самом деле, Ной заполнил свой ковчег только животными, которым угрожал потоп. Чтобы они смогли продолжить свой род, Ной брал их по двое. Отсюда пошла поговорка «каждой твари по паре». (щелчок) Сорок дней сильнейшего дождя смыли все остальное человечество с лица земли… Конечно, при этом погибло и множество животных. (щелчок) Причиной же этой катастрофы были именно бездумные человеческие поступки.

(щелчок) (С той поры слово ковчег имеет еще и смысл прибежища)

Анализ текста

Слайд 16. Экономия.

↓Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?

(щелчок) Как вы считаете, экономное потребление вещей с вашей стороны будет ли считаться бережным отношением к окружающему миру? (дети отвечают)

(щелчок) Экономия – это бережливость, благоустроенность хозяйства.


Слайд 17. Сохранение природы.

Что еще вы можете делать для сохранения окружающего мира? (дети отвечают)


Слайд 18- 20. Физминутка


Учитель.

↓4.Ребята, как вы думаете, чувствуют ли животные доброе сердце человека? Встречались ли вам такие случаи?

Человек, который любит Бога, любим всеми Божьими созданиями.



Например, святой Сергий Радонежский накормил голодного медведя последним кусочком хлеба, который у него оставался.

Святой Герасим Иорданский приручил взрослого дикого льва.

Святой Нектарий Оптинский, с которым жил кот необычайных размеров, шутил: «Отец Герасим велик, у него лев, мы же малы, у нас кот».



Сейчас мы услышим о жизни Святых и об отношении их к братьям нашим меньшим.

Андрей и Данила

Андрей


Слайд 21. Животные.


Вместе с людьми давно живут коровы и козы, кролики и гуси, лошади и собаки. Мы любим их, заботимся о них — и они в ответ дают нам много хорошего. Мы называем их домашними животными

— Но как жалко, — скажете вы, — что нельзя подружиться с диким зверем! Вот бы прогуляться по улице со львом или тигром! Почему дикие звери не ладят с человеком? Да, сейчас не ладят, но так было не всегда. Когда-то давно Господь создал первых людей — Адама и Еву, они жили в райском саду среди великолепных деревьев и трав. Рядом с ними жили звери. Люди и звери жили дружно, понимали язык друг друга. Но люди ослушались Бога, и этот порядок нарушился. Не стало в душе человека мира — и животные перестали любить и слушаться его. Разбежались они от человека. Сильные звери враждуют с ним, а слабые — убегают и прячутся. Только домашние животные по-прежнему повинуются человеку.


Данила

— А в цирке? . Ведь в цирке дикие звери слушаются дрессировщика! Медведь пляшет и лев прыгает через кольцо!

Андрей

Да, это так. Но все это звери делают не по своей воле. Их долго этому обучали, поэтому выглядят они усталыми. С радостью разбежались бы звери по своим норам и берлогам и никогда не вернулись бы в цирк.

Данила

— Но неужели не было людей, к которым дикие звери приходили бы сами, по своей воле и жили бы с ними мирно, как домашние животные?


Слайд 22. Святые и животные.

Андрей

Такие люди были. Это были Святые люди, христиане, жившие много веков назад. Они излучали любовь и доброту — поэтому к ним тянулись не только люди, но и звери, даже самые свирепые. И от этой божественной любви и благодати дикие животные становились мирными и кроткими. Вот об этом мы и расскажем вам сегодня.


Слайд 23. Святой Власий

Рафаэль, Настя

Рафаэль

В древней Руси покровителем домашних животных считался святой Власий. Ему молились, если вдруг заболеет лошадь или заблудится теленок.

Настя

В IV веке Св. Власий поселился на горе Аргеос, спасаясь от преследователей христианской веры. Дикие звери часто приходили к пещере святого. Они терпеливо ждали, когда он закончит молиться. Старец выходил из пещеры и благословлял зверей, а они начинали радостно бегать, ползать, прыгать… лизали святому руки и ласкались к нему. Больных зверей Власий исцелял, возлагая на них руки.

Настя

Однажды слуги императора охотились у горы Аргеос и увидели множество играющих животных. Причем львы не обижали оленей, а медведи не трогали косуль. Святой Власий заметил охотников издалека. Он благословил зверей и тихо сказал им:

Рафаэль

— Убегайте скорее, а то охотники убьют вас!

Настя

Когда охотники подошли ближе, они увидели, что зверей и след простыл, а перед ними стоит седой старец.

— Ты колдун! — сказали охотники. — Как ты очаровал зверей, что они слушаются тебя?

Рафаэль

— Я не колдун, я — христианин с молодых лет. Мне лучше жить с дикими зверями, чем со злыми людьми, врагами Христа…

Настя

Много лет прожил в изгнании святой Власий. Все эти годы он молился за людей — и за своих обидчиков тоже. И все эти годы к нему приходили дикие звери за добротой, лаской и любовью.



Слайд 24.Святой Неофит

Арина, Егор

Арина

Это было в IV веке. Святой Неофит посвятил свою жизнь Господу. Он простился с родителями и пошел в горы. В горах он нашел пещеру, где и решил поселиться. А в той пещере жил лев, и он вышел навстречу юноше, сердито рыча. Тогда Неофит ласково и спокойно сказал зверю:

Егор

Господь привел меня сюда и повелел жить в этой пещере. Пожалуйста, найди себе другое жилище!

Арина

И лев покорно ушел. А святой поселился в пещере, и ангел приносил ему пищу…

Но язычники, враги веры Христовой, узнали, где живет святой Неофит. Они схватили его и решили бросить на растерзание диким зверям. С ревом бросились звери к святому, но вдруг словно какая-то сила остановила их.

Медведи наклонили головы к ногам мученика — и тихо отошли.

Тогда мучители выпустили из клетки льва.

Злобно рыча, лев прыгнул к святому, но вдруг остановился и замер. Это был тот самый лев, который уступил святому пещеру!

Егор

Здравствуй, друг! — Ты узнал меня! А теперь иди в нашу пещеру и живи в ней — я больше не вернусь туда. — Иди, иди! И не причиняй вреда этим людям. — Святой поднял свои добрые глаза на мучителей.

Лев, рыча, метался по арене, но, повинуясь святому мученику, никого не тронул. Разъяренные мучители бросились на святого Неофита и пронзили его копьем. Они так и не поняли, отчего стали кроткими свирепые хищники и какая сила преобразила их звериный нрав.


Слайд 25. Святой Акакий

Шахноза

Очень много в житиях святых примеров, как слово, сказанное с верой, понимают даже дикие звери и птицы. Однажды святой Акакий говорил проповедь в храме. А под потолком храма хлопотали ласточки — строили себе гнезда. Они громко щебетали и сновали над святителем, мешая людям слушать его проповедь. Тогда святой Акакий обратился к птицам:

— Милые ласточки! Именем Творца, прошу вас, не мешайте мне проповедовать!

И, к великому изумлению всех, бывших в храме, тотчас воцарилась тишина. Послушные ласточки улетели из храма. Вернулись они в гнезда лишь тогда, когда святой закончил проповедь.



Слайд 26. Сергий Радонежский

Катя

В XIV веке жил на Руси преподобный Сергий Радонежский — святой подвижник. Долгое время его уединенным жилищем была маленькая келья в лесу. Звери и птицы полюбили святого и часто навещали его. То волк забежит на огород, где работает старец, то семейство кабанов пожалует…

А однажды прямо перед хижиной святой Сергий встретил большого медведя. Медведь был голоден. Сергий сжалился над зверем и вынес ему свой обед — кусок хлеба. С тех пор медведь привязался к преподобному. Каждый день он приходил к келье и угощался хлебом, который старец оставлял для него на пеньке. Преподобный делился со зверем даже тогда, когда хлеба было совсем мало. Если святой Сергий молился, медведь терпеливо ждал, когда он закончит и угостит друга.


Слайд 27.Серафим Саровский

Даша

Другой русский святой, Серафим Саровский, тоже долго жил в лесу.

Чудотворец Серафим дарил свою любовь каждому живому существу, будь то человек или животное. «Радость моя», — так обращался он ко всякому, кто приходил к нему.

Часто в лесную «пустыньку» святого наведывался медведь. Он приходил, принимал угощение, подставляя огромную голову для ласки и, довольный, ложился у ног старца, как верный пес.

— Вот послал мне Господь зверя в утешение, — говорил святой Серафим, поглаживая медведя по лохматой шкуре.

Учитель

Есть ли у вас домашние питомцы и какие у вас обязанности перед ними? (Ответы детей)

Слайд 29. Домашние животные.

Тысячу раз прав Антуан Де Сент-Экзюпери автор сказки «Маленький принц», где звучит замечательная фраза «Мы в ответе за тех, кого приручили».


Мы в ответе не только перед теми, кого приручили. Мы в ответе и перед Тем, Кого нельзя приручить; и перед Его голосом в нашей душе; и перед множеством людей, большинство из которых мы не знаем по имени.


Слайд 30. Рефлексия.

  • Сегодня на уроке я узнал …

  • На этом уроке я похвалил бы себя за…

  • После урока мне захотелось …

  • Сегодня я сумел …

Итог урока: (Давайте подведём итог урока)

Как нужно относиться к нашему общему дому под названием Земля?


Слайд 31-33. Песня «Чудесный дом».


Чудесный дом

Исполняют Л. и С. Ершовы


Вот какой чудесный дом,

Много есть соседей в нём.

Только кто его построил?

Кто порядок в нём устроил?

Так старательно, умело

Кто людей, зверюшек сделал?

Кто посеял в нём цветочки?

Кто деревьям дал листочки?

Кто всё так устроить мог?

Ну, конечно, только Бог!


Вот какой чудесный дом,

Много есть соседей в нём.

Только кто его построил?

Кто порядок в нём устроил?

В реки кто воды налил?

Кто в них рыбок поселил?

За весной послал к нам лето?

Кто же, кто придумал это?

Кто всё так устроить мог?

Ну, конечно, только Бог!