СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературное чтение " А. Твардовский «Рассказ танкиста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: А. Твардовский «Рассказ танкиста».

Цели урока:

Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с жизнь и творчеством А.Твардовского.
  2. Расширить знания детей о Великой Отечественной войне.
  3. Расширить словарный запас.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию чуткости и наблюдательности к поэтическому слову.
  2. Совершенствовать умение размышлять над содержанием произведения, определять отношение автора к описываемым событиям, выражать свое отношение к прочитанному.

Воспитывающая:

  1. Создавать условия для развития чувства патриотизма, творческих способностей, эмоциональной отзывчивости на произведении А. Твардовского “Рассказ танкиста”.

Оборудование: учебник, портрет А. Твардовского, иллюстрации войны.

Ход урока

1.Орг.момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь.

2. Определение темы и целей урока.

-Ребята, какой праздник к нам приближается? (23 февраля).

-А что это за день 23 февраля? (день защитника Отечества).

-День защитника Отечества – это праздник, который объединяет поколения защитников Русской земли. В этот день мы отдаем дань уважения и благодарности тем, кто мужественно защищал нашу родную землю от захватчиков. Мы вспоминаем тех, кто в годы войны отдал свои жизни за то, чтобы жили мы.

3.Подготовка к восприятию нового материала.

-Ребята, произнесите тихонечко, медленно слово война.

(Дети произносят).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературное чтение " А. Твардовский «Рассказ танкиста"»

11.05.2018

Литературное чтение №128

Тема: А. Твардовский «Рассказ танкиста».

Цели урока:

Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с жизнь и творчеством А.Твардовского.

  2. Расширить знания детей о Великой Отечественной войне.

  3. Расширить словарный запас.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию чуткости и наблюдательности к поэтическому слову.

  2. Совершенствовать умение размышлять над содержанием произведения, определять отношение автора к описываемым событиям, выражать свое отношение к прочитанному.

Воспитывающая:

  1. Создавать условия для развития чувства патриотизма, творческих способностей, эмоциональной отзывчивости на произведении А. Твардовского “Рассказ танкиста”.

Оборудование: учебник, портрет А. Твардовского, иллюстрации войны.

Ход урока

1.Орг.момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь.

2. Определение темы и целей урока.

-Ребята, какой праздник к нам приближается? (23 февраля).

-А что это за день 23 февраля? (день защитника Отечества).

-День защитника Отечества – это праздник, который объединяет поколения защитников Русской земли. В этот день мы отдаем дань уважения и благодарности тем, кто мужественно защищал нашу родную землю от захватчиков. Мы вспоминаем тех, кто в годы войны отдал свои жизни за то, чтобы жили мы.

3.Подготовка к восприятию нового материала.

-Ребята, произнесите тихонечко, медленно слово война.

(Дети произносят).

-Какие чувства вызывает у вас слово война?

Тревожное, беспокойное, печальное, угрюмое, горькое).

-Подберите синонимы к этому слову.

 что вы знаете о Великой Отечественной Войне?

(ВОВ- это война против немецко -фашистских захватчиков. Она началась в 1941 году 22 июня. Войска Германии обрушили свой удар на нашу страну, нападение было внезапным. Весь народ поднялся на борьбу с врагом. Война была долгая и трудная. Длилась война 1418 дней и ночей и унесла с собой очень много человеческих жизней. 9 мая 1945 года война закончилась.

После войны 11 тысяч человек- были удостоены высокого звания Героев.)

- А неизвестных героев, ребята , к сожалению, было гораздо больше.

-О подвиге одного из них рассказал нам свидетелем ВОВ один великий поэт Александр Трифонович Твардовский.(на доске портрет).

-Сегодня на уроке мы познакомимся с его биографией и произведением.

4.Знакомство с биографией автора.

Александр Трифонович Твардовский (1910–1971)

8 (21) июня 1910 года в деревне Загорье Смоленской губернии родился Александр Трифонович Твардовский. Талант поэта проснулся в Александре Твардовском в раннем детстве. У него был очень начитанный отец, именно он привил любовь к книге своим детям. Как-то в дом приехал дальний родственник — гимназист, и представил своё стихотворение «Осень». 10-летний Саша решил, что такое дело и ему по плечу — через несколько дней уже была готова парочка стихов о лете. В 14 лет его заметки стали печатать в газетах. Так Твардовский, ёще учась в сельской школе, в 14 лет стал корреспондент смоленских газет, а в 1925 году там были опубликованы его стихи.

Корреспондент-

1.Тот кто находится в переписке с кем-либо.

2. Сотрудник газеты или журнала, радио и других органов информации, посылающий сообщения с места события.

А.Т. с отличием окончил Московский институт истории, философии и литературы. С 1939 года он служит в армии. Великую Отечественную войну прошел с первого до последнего дня. Вот почему, когда читаешь его стихи и поэмы о войне, с которыми вы будете знакомиться в старших классах, то особенно ярко представляешь себе картины боев, подвиги людей. -Что вы запомнили о А.Т.Твардовском?

  1. Работа над произведением.

а) первичное чтение. -Откройте учебник на странице 102. -Прочитайте название произведения. -Как вы думаете о чём это произведение? -Начнём чтение текста, я прочитаю, а вы внимательно послушаете.

– Какие чувства, мысли и настроение вызвало у вас стихотворение?

Чувство страха, гордости, интереса, опасности…).

Словарная работа. -Ребята, вам встретились непонятные слова? Давайте познакомимся с их значением.( слова на доске) Бедовый - шустрый, смелый. Спросонку - сквозь сон, в полусне. ( все нынче как спросонку – бой вспоминается, как страшный невероятный сон.) Примостился - расположиться, устроиться. Уличный бой - во вторую мировую войну, наши танки были самыми лучшими в мире, но уличный бой самый страшный для всех родов войск, особенно для танков. Они гораздо увереннее ведут бой на открытой местности. С расчётом – группа солдат, обслуживающих пушку. Чернозём - тип почвы. Хлопец - (в разговорной речи), мальчик. Катим вчетвером - командир, радист-пулеметчик, механик-водитель, мальчик. (Экипаж – три танкиста). Гвоздить - 1. Бить, колотить изо всех сил. 2. Упорно повторять одно и то же.

б) вторичное чтение с выборочным зачитыванием эпизодов.

-Прочитайте описание боевой обстановки, в которой действовали танкисты.

(Был трудный бой, шёл бой за улицу, огонь врага был страшен, а он гвоздит - не выглянуть из башен..).

-Как вы думаете, зачем автор в начале произведения описывает прифронтовых мальчишек городов и деревень?

(Твардовский хотел рассказать, что во время войны каждый ребенок хотел принести пользу, победу ковали не только взрослые, но и дети).

-О ком автор хочет рассказать отдельно?

(О мальчике).

-Правильно, в такой страшной обстановке внезапно появляется мальчик.

-Давайте представим мальчика.

-Какой это мальчик?

(Смелый, храбрый, бесстрашный, не теряющийся в трудные минуты жизни – мужественный)

-Как его описывает автор?(найти в тексте).

-Мальчика могли убить. Думал ли он об этом, помогая танкистам?

-Как мальчик говорит танкисту о том, что ему известно? Найдите диалог в тексте.

-Прочитайте взволновано эти строки. (несколько детей читают, кто-то командир, а кто-то мальчик, а затем поменяться ролями).

(быстро, взволновано, ему некогда рассказать всё).

-С каким чувством говорит танкист о мальчике?

(с добрым, тёплым , как товарищу пожал…)

- Какие качества характера мальчика раскрываются в стихотворении? Докажите словами из текста.

(Трудолюбивый, потому что не считает за труд носить воду ведрами).

– Приветливый – встречает как гостей

– Нежадный, щедрый – сливы сует

– Смелый, отважный, храбрый, бойкий, бесстрашный – разведал где пушка, подползал; стоит – мины, пули свищут…

– Скромный – показал и убежал…

- Как думаете, автор относится к своему герою? Зачитайте. С какой выразительностью нужно читать?(лет десяти-двенадцати…)

С уважением, гордостью, он ему нравится…)

(Кроме обычных качеств, присущих любому человеку, мальчику еще свойственно смелость, отвага, бесстрашие, храбрость. И тем самым он нравится автору).

-Что испытывал танкист во время боя? Докажите словами из текста. Какой будет интонация?

(Трудность – прорывались, удовлетворения – врага вмяли в чернозем, усталость – вытер пот, благодарность к мальчику, чувство вины перед мальчиком – не спросил как его зовут.)

- Какие чувства испытывал мальчик? Как нужно читать?

(Он испытывал чувства тревоги, переживания, волнения, нетерпения боялся, что враг может сменить свое место расположения).

- В чём танкист видит свою вину?

- Почему начало и конец автор повторил дважды?

(усиливает чувство сожаления боевого командира – танкиста, так и не узнавшего имени героя).

Обобщение:

-Кому рассказал танкист эту историю о мальчике? (поэту)

-И поэт Твардовский пронес её через годы и поведал нам.

-Для чего?

(Для того чтобы мы помнили безымянных героев Великой Отечественной войны).

Выразительное чтение стихотворения. (разночтение)

работа над языком:

-Какие литературные приемы использует Твардовский?

(Повтор. Повторение строфы в начале и в конце стихотворения).

-Какой прием использован, для того чтобы выразительней описать предметы?

(Прием сравнения).

-Найдите прием сравнения.

(Мальчика – с главарем, рубаху – с пузырем, пули – с гвоздями.)

5.Анализ текста.

-Понравилось вам стихотворение?

6.Домашнее задание.

- Выразительное чтение стихотворения.

-Выучить понравившийся отрывок.