Дата:16.10.2018г.
Класс:1.
Предмет: Литературное чтение.
Урок 13.
Тема: «Согласные звуки [р],[р'], буквы Р, р.»
Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [р], [р’], буквами Р, р, развития речи, памяти, логического мышления.
Тип урока: Получение нового знания.
Планируемые результаты.
Предметные: владеют навыками плавного слогового чтения с буквой Р, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; имеют представление о звонких и глухих согласных; определяют значение многозначных слов.
Личностные: Бережно относятся к окружающей природе, проявляют заботу о комнатных растениях.
Метапредметные.
Регулятивные: проговаривают последовательность своих действий на уроке.
Познавательные: общеучебные – отличают новое от уже известного с помощью учителя; логические – делают выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной форме.
Оборудование: Учебник «Азбука» часть 1 В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина.; предметные картинки; магнитная доска, буквы и слоги.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Формирование новых знаний, умений и навыков.
Постановка целей и задач урока.
Фонетическая зарядка.
– Как рычит собака? (Р-р-р…)
1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [р] и [р′].
а) Рассматриваются слова двор, дверь с опорой на предметные картинки и схемы в азбуке на с.65. Делается вывод о том, что звуки [р] и [р′] согласные, обращается внимание на особенности артикуляции этих звуков.
Чтение слогов-слияний. Выясняется, что в слогах ра, ро, ру, ры звук [р] твердый, а в слоге ри звук [р′] – мягкий. Звук и даёт мягкость предыдущего согласного звука.
Игра «Твердый – мягкий».
Слоги произносятся протяжно, определяется твердость – мягкость согласного звука [р]. Упражнения со звуками [р] и [р′]. Правильное произношение звуков в словах: арбуз, верба, шофер, портфель, календарь, крем, трамвай, коридор, инструмент.
Правильное произношение звуков в чистоговорках.
Ра-ра-ра – начинается игра.
Ры-ры-ры – у мальчиков шары.
Ро-ро-ро – у нас новое ведро.
Ру-ру-ру – продолжим мы игру.
- Звуки [р] и [р′] обозначаются буквой Р (эр).
Над доской прикреплена карточка с буквами Р р.
Физкультминутка «Конь меня в дорогу ждёт».
2. Сравнение. На что похожа буква Р?
Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь.
– На что похожа буква Р? (Ответы детей.)
3. Печатание буквы Р р в тетрадях.
Чтение столбиков слогов-слияний, осмысливание их структуры. Слова в столбиках предлагается прочитать преимущественно детям, у которых замедленно формируются навыки чтения. Сначала слова прочитываются по единицам чтения, затем целиком, с ударением.
Чтение текста «Кактус», с. 65.
Вопросы:
– Что растет у Иры?
– Что сделала Ира?
– Что случилось?
– Почему рассказ называется «Кактус»?
Физкультминутка «Вновь у нас физкультминутка»
Гимнастика для глаз по схеме у доски.
Составление предложений по картинке (с.64).
Вопросы:
– К какой сказке данная иллюстрация?
– Кто написал эту сказку?
– Кто изображен на иллюстрации?
– Что волшебного в этой сказке?
– Сколько желаний выполнила рыбка?
Чтение учителем отрывка из сказки.
Вопрос:
– Почему рыбка не выполнила последнее желание старухи?
4. Работа с ребусами. С.66.
Учащиеся рассматривают рисунок с изображением раков. Выясняют, что зашифровано словораки, но буква а зачеркнута, а вместо нее надо вставить букву у.
Проделав соответствующую работу, дети находят слово руки.
5. Чтение текста по отдельным предложениям, с. 66-67. Выясняется значение слова коса.
Вопросы:
– У кого коса?
– Какая коса у Тараса? А у Ларисы?
Беседа о декоративных садовых растениях. На магнитной доске дети читают слова, напечатанные на карточках: астра, ирис, лилия и соотносят их с предметными картинками.
Чтение слов и текста о девочках и цветах.
III. Итог урока.
– Что нового узнали для себя на уроке?
– Что особенно понравилось?
– Что вызвало затруднения? Почему?