I. Организационный этап 1. Приветствие 2.Проверка готовности рабочего места 3. Мотивация к учебной деятельности | - Здесь девчонки и мальчишки Достают тетрадки, книжки, Трудятся старательно, Слушают внимательно. Каждый хочет получать Только лишь оценку «пять». -Все за парты тихо сели, на меня все посмотрели. Руки! На месте! Ноги! На месте! Локти! У края! Спинка прямая! - Ребята, перед Вами на доске вывешены карточки (слушать, играть, читать, узнавать новое, рассуждать, решать задачи, выделять орфограммы, рассказывать). Давайте выберем, какие нам сегодня понадобятся на уроке литературного чтения? - слушать; - играть; - читать; - рассуждать; - рассказывать; - узнавать новое; - закрепить изученное; - работать дружно. | Приветствуют учителя Проверяют готовность к уроку - слушать; - читать; - рассуждать; - рассказывать; - закрепить изученное; - работать дружно | |
II.Актуализация знаний Речевая разминка Проверка домашнего задания | Учитель раздаёт листы с напечатанным текстом. - По реке плывёт кораблик. Он плывёт издалека. На кораблике четыре Очень храбрых моряка. У них ушки на макушке, У них длинные хвосты, И страшны им только кошки, Только кошки да коты! -Прочитайте стихотворение медленно. -Начните читать медленно и ускоряйте темп. -Прочитайте весело (ещё: с удивлением, восхищением, грустью). - О ком говорится в стихотворение? - А кто их главные враги? - Только ли коты главные враги мышей или есть кто-то еще? - А какое произведение о сове мы знаем? - Кто боялся совы? - А что делали мыши на поле? - А для чего нужны были шмели? - А для чего шмели опыляли клевер? - А для чего нужен был клевер? - А для чего корова ела клевер? - А для чего мы можем использовать молоко? - А как его использовал старик? - А что значит белил? - А кто знает, где в тексте сказано как все взаимосвязано, прочитайте этот отрывок. | - О мышах - Коты - Нет, еще есть сова - Рассказ В.Бианки «Сова» - Мыши - Уничтожали шмелиные гнёзда - Чтобы опылять клевер - Чтобы он рос красивым и ароматным - Чтобы его ели животные, а в рассказе корова - Чтобы у неё было молоко - Пить его, добавлять в чай, кофе, какао, коктейли - Белил им чай - Делал его белым Читают отрывок | |
III. Постановка цели и задач урока | - Ребята кто был главным героем этого рассказа? - А какие герои еще есть в этом рассказе? - Кто они все? - Как называется раздел который мы изучаем? - А кто это такие? - А сейчас догадайтесь о каком рассказе я буду говорить: Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки ни одной. -Герой какого он рассказа? - Загадка начинается со слов, сердитый недотрога живёт в глуши лесной, а что произошло с нашим ёжиком? - Ребята, как поступили мальчики с ёжиком? - Ребята что важнее то что ребята накормили его или то что они его отпустили в лес? - А правильно ли поступили мальчики, может нужно было оставить ёжика себе, он же такой интересный, хорошенький? - А для чего его нужно было отпустить? - Сейчас есть такая мода держать дома разных диких животных, кому это хорошо? - А животным это хорошо? - О ком думает человек? - А о животных думает он? - Животным плохо это или хорошо? - А почему им плохо, их же кормят, одевают, гуляют с ними, купают, они спят в теплом месте? - Да, ребята, животным больше нравится находиться среди своих собратьев. Представьте, что вас поселят в вольер к волкам или ко львам, к собакам или даже к кошкам, вам будет там хорошо? - Хорошо, отгадайте название следующего рассказа, по словам: скрипка, ручей, щепка, музыка. - А кто был в этом рассказе музыкантом? - А как он играл? - Подтвердите свои слова, найдите это в тексте. - А почему охотник, который зарабатывает на жизнь себе охотой, не убил медведя? - Как вы оцениваете поступок охотника? - Какой вывод мы можем сделать? - А в каком еще рассказе говорится, что люди не всегда хорошо поступают с братьями нашими меньшими? - Кто написал этот рассказ? - А что сделали ребята? - А зачем они это сделали? - Да, для ребят это просто игра, развлечение, а для утят, для их мамы-утки? - О ком думали ребята? - А о ком не думали? - Теперь представьте, что испытала бы ваша мама, если бы какое-то огромное животное вас бы схватило и не отпускало? - О чем мы должны думать? | - Сова - Мыши, шмели, корова - Животные - О братьях наших меньших - Животные -Ёж - Страшный рассказ - Он пришёл в дом к ребятам - Накормили и отпустили его - То, что отпустили - Правильно - Потому что там его дом - Людям - Нет - О себе - Нет - Плохо - Потому что их дом в лесу - Нет - Музыкант - Медведь - На щепке от старого дерева - Потому что он тоже любил играть на скрипке - Он поступил правильно, животных убивать нельзя - Ребята и утята - Стали ловить шапками утят - Для игры, развлечения - Нет, мать и утята очень испугались - О себе - О животных, об утятах и утке - Очень испугалась - О том каково другим от нашего поступка | |
VI. Применение знаний и умений в новой ситуации | - Мы говорим о том, что мы должны относиться к животным заботливо, защищать их, помогать слабым, но бывают случаи, когда другие животные оказывают помощь животным и даже помогают вырастить, в каком произведение такое произошло? - Как вы думаете а почему кошка растила щенка? - Да кошка почувствовала, что котенку нужна помощь, тепло, ласка, а когда он вырос, он какой стал? - Могла она его теперь помыть? - Что её приходилось делать чтобы его помыть, прочитайте этот отрывок. - А каком еще произведение говорится, о помощи одного животного другим? - Как вы думаете почему Алёша стал помогать утятам? - Кем был Алёша утятам, найдите это в тексте и прочитайте. - Да, ребята животные тоже могут быть друзьями, а могут быть другом человек и животное? - А как они могут дружить, если животное не может разговаривать как человек, как проявляется их любовь? - Ребята, а вот следующее произведение наверно самое грустное, самое нечастное, видимо самое грустное и печальное животное, которое обидели, называют плачет киска в коридоре, вот я прочитала эту строку и подумала, наверно очень сильно обидели киску. Кто знает чем обидели её? - А каким получается это стихотворение? - Давайте прочитаем его так, чтобы стало весело. - Ребята все эти рассказы такие разные, но все они говорят об одном о нашей любви к братьям нашим меньшим и любовь которая проявляется не в том, чтобы сделать хорошо как мы думаем, а чтобы сделать хорошо как им на самом деле. И никакая самая лучшая мягкая подстилка, вкуснейшее молоко, свежейщая сметана не заменит дикому животному своего родного дома, а домашнему, оно и называется домашнее, потому что живет в доме, эти животные давным-давно живут с человеком, они нуждаются в нашей помощи и опеке, а дикого животного не нужно приносить домой, ему там будет плохо. - Все мы много раз слышали такое выражение: «Как мы относимся к природе, так и она к нам». Николай Сладков тоже так считает, откройте стр. 156. Выполним задание 12. - Прочитайте отрывок из книги Н. Сладкова. - Какими мыслями хочет поделиться с нами писатель? - Согласны ли вы с автором о том, что природу может спасти только любовь? - А почему? | - Кошкин щенок - Наверно он остался без родителей и кошка увидел его беззащитного, маленького и решила ему помочь и воспитать его - Огромный верзила - Нет - Читают - Храбрый утенок - Он был очень храбрым и не мог оставить друзей в беде - Другом - Да - Они дарят друг другу ласку, тепло, радость, человек заботится о своем животном, а животное платит ему тем же - Не дали украсть сосиску - Вселым, смешным Читают - Что нужно любить природу и относится к ней так, как хочешь чтобы она относилась к тебе - Да - Потому что если мы не будем любить природу, будем выбрасывать мусор, загрязнять окружающую среду, то природа погибнет | |