СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы, коррекционная школа VIII вида. Тема: А.С.Пушкин"Осень". 10класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы, коррекционная школа VIII вида. Тема: А.С.Пушкин"Осень". 10класс»



Конспект урока литературы в коррекционной школе 8 вида. 10класс.

Тема: А.С. Пушкин «Осень»

Цель: Познакомить с содержанием стихотворения А.С. Пушкина «Осень»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

познакомить со стихотворением «Осень»

формировать умение осознанного чтения, техники чтения;

развивать навык пересказа текста по наводящим вопросам учителя;

Коррекционно-развивающие:

развивать устную речь через словарную работу, обогащать словарный запас;

развивать умение выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Коррекционно-воспитательные:

учить слушать учителя и друг друга, воспитывать умение работать в коллективе;

воспитывать любовь к чтению;

учить высказывать свои суждения (с помощью учителя), делать выводы (с помощью учителя);

воспитывать нравственнее качества личности.

Оборудование: портрет Пушкина, раздаточный материал.


Ход урока:

1. Орг. момент

2. Работа над пройденным материалом.

- Ребята, что мы проходили на прошлом уроке? (Сказка о рыбаке и рыбке Пушкина)

- О чем эта сказка? Кто главные герои сказки? Какой персонаж вам больше нравится. Почему? С чем в итоге они остались? (отв. уч-ся.)

Вход в тему

-Ребята, я буду вам загадывать загадки, а вы их отгадывать.

«Пустеют поля, мокнет земля, дождь поливает, - когда это бывает?» (Осенью)

Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет. (Ветер)

-Правильно, это все загадки про осень.

- А что вы еще знаете об осени?

- Что такое осень? (время года)

- Чем отличается от других это время года? (отв. уч-ся.)

3. Сообщение новой темы.

- Ребята, как вы думаете, почему я загадала про осень?

- Мы сегодня познакомимся со стихотворением А.С. Пушкина «Осень»

- Откройте тетради, запишите число и тему.

4. Знакомство с содержанием стихотворения.

- Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте. (чтение стихотворения)

- Про что это стихотворение? (про осень)

- О чем говорится в стихотворении? (отв. уч-ся.)



5. Словарная работа

Сможете ли вы объяснить значение слов:

очей очарованье -  очи - глаза; очаровать – произвести неотразимое впечатление на кого-то, подчинить своему обаянию.

Сень – покров чего-либо, кого-либо. (Под сенью деревьев)

Багрец – темно-красный оттенок.

6Аналитическое чтение.

Выделим из текста волшебные слова-краски, которые оживляют неживую природу и придают тексту выразительность.

«Унылая пора!»

Унылым может быть только человек. А поэт передает это свойство времени года. Почему? Чем схожи это состояние у человека и природы?

Унылая пора: солнце реже светит – мало света. Дождик, грязно, облетают листья с деревьев – жалко, птиц почти не слышно. Так же бывает и на душе человека пусто и грустно: он не слышит звуков – они его просто не привлекают, ему не хочется ничего делать в моменты грусти и печали.

Еще раз повторить первое предложение и прочитать сразу второе:

- Унылая пора!

Очей очарованье!

Очи - это глаза. «Очей очарованье!» - это значит приятно глазам, приятно взору.

Явная смена настроения! Почему?

Только осенью можно увидеть такое количество красок в природе. Каждый листочек осень окрашивает неповторимым образом и цветом! Это приятно для глаз. И автору стихотворения А.С. Пушкину нравится это.

- Он выражает свое отношение к осени в следующей строчке:

(читаю вторую строчку из стихотворения)

«Приятна мне твоя прощальная краса»

- Почему же поэт употребляет слово «прощальная»? На что он обращает внимание, используя это средство выразительности?

Красота осенней природы не вечна. Это мимолетное, кратковременное явление в жизни природы. Все буйство красок – на прощанье перед листопадом. И вся красота пропадет, исчезнет!

- И поэту нравится это кратковременное, но красивое явление в жизни природы.

Это чувство доказывает и следующая строчка из стихотворения (читаю следующую строчку).

«Люблю я пышное природы увяданье»

и сразу же после паузы следующую строчку

«В багрец и в золото одетые леса»

Что значит «в золото одетые леса»?

- Из золота делают монетки, сережки, цепочки, колечки.

- Зачем люди пользуются золотыми изделиями? (Золото – это признак богатства и украшение.)

- А в стихотворении это словосочетание употребляется с каким смыслом?

Осень украшает природу желтыми красками, по цвету схожими с золотом, чтобы показать ее богатство.




«В их сенях ветра шум и свежее дыханье»

«В их сенях», «в сенях», «сени» что это такое?

«В их сенях ветра шум и свежее дыханье»

- Разве ветра летом не бывает? Тогда почему автор обращает внимание на этот факт: чем отличается шум ветра в лесу летом и осенью?

- Осенью увеличивается скорость ветра, ветер дует чаще и сильнее. Кроме того, звук шелеста осенних листьев на деревьях звонче и заметнее, так как летние листочки мягкие, а осенние шершавые, огрубевшие от первых заморозков они-то и создают громкий шелест.

«В их сенях ветра шум и свежее дыханье»

- Объясните значение этого выражения: «свежее дыхание»

- Ощущение уже не теплого, знойного летнего воздуха, а более холодного морозного.

«В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса»

- О какой «волнистой мгле» идет речь в стихотворении?

Неровные края облаков на пасмурном осеннем небе создают узоры-волны. Мгла получается за счет серого цвета неба.

«И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы»

- Какие угрозы «седой зимы» имеет в виду автор?

- Молодцы, ребята!

7. Самостоятельное чтение стихотворения.

Ребята, прочитайте стихотворение про себя 

- Ребята, А.С. Пушкин очень любил осень, он восхищался ее красотой.

Кто любит осень?

Почему?

У природы нет плохой погоды.

8.  Итоги урока.

Вам понравился урок? Какое у вас настроение сейчас? Надеюсь, такое настроение у вас останется до конца дня.


Выставление оценок.