Конспект урока литературы в коррекционной школе 8 вида. 10класс.
Тема: А.С. Пушкин «Осень»
Цель: Познакомить с содержанием стихотворения А.С. Пушкина «Осень»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
познакомить со стихотворением «Осень»
формировать умение осознанного чтения, техники чтения;
развивать навык пересказа текста по наводящим вопросам учителя;
Коррекционно-развивающие:
развивать устную речь через словарную работу, обогащать словарный запас;
развивать умение выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Коррекционно-воспитательные:
учить слушать учителя и друг друга, воспитывать умение работать в коллективе;
воспитывать любовь к чтению;
учить высказывать свои суждения (с помощью учителя), делать выводы (с помощью учителя);
воспитывать нравственнее качества личности.
Оборудование: портрет Пушкина, раздаточный материал.
Ход урока:
1. Орг. момент
2. Работа над пройденным материалом.
- Ребята, что мы проходили на прошлом уроке? (Сказка о рыбаке и рыбке Пушкина)
- О чем эта сказка? Кто главные герои сказки? Какой персонаж вам больше нравится. Почему? С чем в итоге они остались? (отв. уч-ся.)
Вход в тему
-Ребята, я буду вам загадывать загадки, а вы их отгадывать.
«Пустеют поля, мокнет земля, дождь поливает, - когда это бывает?» (Осенью)
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет. (Ветер)
-Правильно, это все загадки про осень.
- А что вы еще знаете об осени?
- Что такое осень? (время года)
- Чем отличается от других это время года? (отв. уч-ся.)
3. Сообщение новой темы.
- Ребята, как вы думаете, почему я загадала про осень?
- Мы сегодня познакомимся со стихотворением А.С. Пушкина «Осень»
- Откройте тетради, запишите число и тему.
4. Знакомство с содержанием стихотворения.
- Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте. (чтение стихотворения)
- Про что это стихотворение? (про осень)
- О чем говорится в стихотворении? (отв. уч-ся.)
5. Словарная работа
Сможете ли вы объяснить значение слов:
очей очарованье - очи - глаза; очаровать – произвести неотразимое впечатление на кого-то, подчинить своему обаянию.
Сень – покров чего-либо, кого-либо. (Под сенью деревьев)
Багрец – темно-красный оттенок.
6. Аналитическое чтение.
Выделим из текста волшебные слова-краски, которые оживляют неживую природу и придают тексту выразительность.
«Унылая пора!»
Унылым может быть только человек. А поэт передает это свойство времени года. Почему? Чем схожи это состояние у человека и природы?
Унылая пора: солнце реже светит – мало света. Дождик, грязно, облетают листья с деревьев – жалко, птиц почти не слышно. Так же бывает и на душе человека пусто и грустно: он не слышит звуков – они его просто не привлекают, ему не хочется ничего делать в моменты грусти и печали.
Еще раз повторить первое предложение и прочитать сразу второе:
- Унылая пора!
Очей очарованье!
Очи - это глаза. «Очей очарованье!» - это значит приятно глазам, приятно взору.
Явная смена настроения! Почему?
Только осенью можно увидеть такое количество красок в природе. Каждый листочек осень окрашивает неповторимым образом и цветом! Это приятно для глаз. И автору стихотворения А.С. Пушкину нравится это.
- Он выражает свое отношение к осени в следующей строчке:
(читаю вторую строчку из стихотворения)
«Приятна мне твоя прощальная краса»
- Почему же поэт употребляет слово «прощальная»? На что он обращает внимание, используя это средство выразительности?
Красота осенней природы не вечна. Это мимолетное, кратковременное явление в жизни природы. Все буйство красок – на прощанье перед листопадом. И вся красота пропадет, исчезнет!
- И поэту нравится это кратковременное, но красивое явление в жизни природы.
Это чувство доказывает и следующая строчка из стихотворения (читаю следующую строчку).
«Люблю я пышное природы увяданье»
и сразу же после паузы следующую строчку
«В багрец и в золото одетые леса»
Что значит «в золото одетые леса»?
- Из золота делают монетки, сережки, цепочки, колечки.
- Зачем люди пользуются золотыми изделиями? (Золото – это признак богатства и украшение.)
- А в стихотворении это словосочетание употребляется с каким смыслом?
Осень украшает природу желтыми красками, по цвету схожими с золотом, чтобы показать ее богатство.
«В их сенях ветра шум и свежее дыханье»
«В их сенях», «в сенях», «сени» что это такое?
«В их сенях ветра шум и свежее дыханье»
- Разве ветра летом не бывает? Тогда почему автор обращает внимание на этот факт: чем отличается шум ветра в лесу летом и осенью?
- Осенью увеличивается скорость ветра, ветер дует чаще и сильнее. Кроме того, звук шелеста осенних листьев на деревьях звонче и заметнее, так как летние листочки мягкие, а осенние шершавые, огрубевшие от первых заморозков они-то и создают громкий шелест.
«В их сенях ветра шум и свежее дыханье»
- Объясните значение этого выражения: «свежее дыхание»
- Ощущение уже не теплого, знойного летнего воздуха, а более холодного морозного.
«В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса»
- О какой «волнистой мгле» идет речь в стихотворении?
Неровные края облаков на пасмурном осеннем небе создают узоры-волны. Мгла получается за счет серого цвета неба.
«И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы»
- Какие угрозы «седой зимы» имеет в виду автор?
- Молодцы, ребята!
7. Самостоятельное чтение стихотворения.
Ребята, прочитайте стихотворение про себя
- Ребята, А.С. Пушкин очень любил осень, он восхищался ее красотой.
Кто любит осень?
Почему?
У природы нет плохой погоды.
8. Итоги урока.
Вам понравился урок? Какое у вас настроение сейчас? Надеюсь, такое настроение у вас останется до конца дня.
Выставление оценок.