1 Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. | Приветственное слово учителя: - Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. | Приветствие учащихся | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. | |
2 Цель:Актуализировать знания 3.Постановка учебной цели | Вопрос к классу : -«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…» -Начало чего прозвучало? -Как вы думаете, ребята, как будет звучать тема нашего урока? С какими сказками мы будем знакомиться? -Откройте тетради, запишите число .Классная работа. Тему урока «Сказки как вид народной прозы. Виды сказок». -Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? -Правильно, в ходе урока мы познакомимся с основными признаками сказки как жанра, видами русских народных сказок, будем учиться определять виды сказок, аргументируя свой ответ. | Отвечают на вопросы Формулируют тему Запись учащимися числа, «Классная работа», темы урока. Формулируют цель урока | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. | |
Цель- усвоить и закрепить новые знания 5.Физ.минутка. (пауза релаксации) (2 минуты) | 1. Слово учителя о сказках -Сказка – один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум и воображение. Сказки наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями, в сказках звери и птицы говорят и поступают, как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна. Сказку русский народ всегда любил, передавал её из уст в уста, из поколения в поколение. Люди, рассказывая сказку, часто изменяли и дополняли её. Обычно сказка становилась от этого всё интереснее, занимательнее. - Дадим определение сказке. (Введение литературоведческого термина 2. Основные признаки сказки (присказка, зачин, концовка, повтор, постоянные эпитеты и т.д.) Демонстрация признаков на примерах из сказки. Беседа с объяснением: 1) Присказка (вступление к сказке в виде прибаутки, пословице, обычно не связанное с содержанием - "В некотором царстве, в некотором государстве жил да был белоус, надел на голову арбуз, на нос - огурец и построил дворец. Это не сказка, присказка, сказка будет впереди" (2) Зачин (традиционное начало сказки - "Жили-были старик со старухой", "В некотором царстве, в некотором государстве" 3)Концовка (заключительная часть сказки - "Вот и сказки конец, а кто слушал - молодец) 4)Привести примеры оборотов речи (ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается); 5)Постоянные эпитеты (красна девица, живая вода, добрый молодец 6) Назвать повторы слов (жили-были, нежданно-негаданно 3. Работа с учебником, заполнение таблицы вместе с учениками «Виды сказок» Волшебные сказки (повествуют о подвигах героев, о их внешней и внутренней красоте; неотъемлемым является присутствие чудес, волшебства, целью является победа добра над злом, прославляются такие идеала как доброта, сострадание, щедрость, трудолюбии ) Приведите примеры Сказки о животных (герои - животные, на которых перенесены человеческие качества (жадность, зависть, злость, нахальство); отсутствие чудес и волшебства; такие сказки отражают существующие отношения между людьми Приведите примеры Социально-бытовые сказки (герои - обычные люди; в таких сказках прослеживаются черты народной жизни, поощряются такие качества как смекалка, находчивость, ум; сюжет бытовых сказок динамичен, отсутствуют какие-либо волшебные атрибуты) Приведите примеры | Один ученик отвечает на вопрос «Что такое сказка?» (Индивидуальная работа) Запись информации в тетрадь Ученики вместе с учителем заполняют таблицы и фиксируют результаты у себя в тетради. Физкультминутка | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания, совершенствовать технику чтения. | |
6. Закрепление изученного материала | 1.Конкурс знатоков -Из какой сказки эти строки? Определите вид сказки 1.-Ах ты, Петя – простота, Сплоховал немножко: Не послушался Кота, Выглянул в окошко… (“Петушок-золотой гребешок”,о животных) 2.Старуха принесла котёл, солдат вымыл топор, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь(«Каша из топора», бытовая) (слайд14) 3.-Тепло , Морозушко, тепло, батюшка! («Морозко», волшебная) 4.В самую полночь прискакал в пшеницу разношерстный конь: одна шерстинка золотая, другая — серебряная, бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. И стал тот конь пшеницу есть: не столько ест, сколько топчет.( «Сивка-бурка». Волшебная) 5.-Спасибо, мужик, тебе за гуся; только не знаю, как мы твоего гуся делить будем. Вот у меня жена, два сына да две дочери. Как бы нам разделить гуся без обиды? («Как мужик гусей делил», бытовая) 6.Мышка дом себе нашла, Мышка добрая была: В доме том в конце концов Стало множество жильцов. («Теремок», о животных) 7.«Сяду на пенек, съем пирожок» ( «Маша и медведь») 8.«Яблонька, яблонька, спрячь нас!» («Гуси - лебеди») 2. -Главным героям помогают волшебные предметы. Какие? Игра по рядам. «Кто больше всего назовет сказочных волшебных предметов?» | Определяют виды сказок, приметы сказок, отвечают на вопросы | Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). | |
7.Рефлексия деятельности. | Значение сказки? Достигли ли цели и задач урока? Обобщение по пройденной теме. - Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок | Ученики отвечают на поставленные вопросы (Фронтальная беседа) | УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка | |