План-конспект урока литературы в 6 классе
Тема: «Твори добро!» По рассказу Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор»
Цели урока:
Способствовать формированию представления об А.И.Куприне как талантливом русском писателе. Отслеживать судьбы героев, определения проблемы гуманного отношения к личности, закрепления знаний о рождественском рассказе как жанре его особенностях; создать условия для ознакомления с личностью ученого Н.И. Пирогова.
Тип урока:
Усвоение новых знаний; постановка и решение учебных задач.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
познавательная сфера: овладеть знаниями о творчестве А.И.Куприна; выявлять в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка; владеть навыками анализа художественного произведения; иметь представления о личности Н.И. Пирогова - учёного, врача и просто отзывчивого человека
ценностно-ориентационная сфера: формировать собственное отношение к героям рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор», проблематике рассказа; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы.
коммуникативная сфера: овладеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения, чтения по ролям; составлять устные рассказы; давать ответы на вопросы, используя цитаты из текста;
эстетическая сфера: определять художественную функцию изобразительно-выразительных средств языка в произведении.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности /оценки компонентов универсальных учебных действий -УУД):
познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, ресурсах Интернета;
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать своё мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Методы и формы обучения: фронтальная (беседа), групповая (чтение по ролям, работа по карточкам), словарная работа, «мозговой штурм», задания на опережение, работа с учебником.
Оборудование: учебник «Литература. 6 класс» под редакцией В.Я.Коровиной, портреты А.И. Куприна и Н.И.Пирогова, мультимедийный проектор, компьютер, выставка книг.
Ход урока
Организационный момент (приветствую детей, проверяю их организацию на рабочем месте)
2. Мотивация учебной деятельности. Изучение нового материала
- Сегодня очень интересный урок. Мы прикоснёмся к творчеству писателя, произведения которого, как мне кажется, учат уважать людей, ценить их и беречь. Это Александр Иванович Куприн (обратите внимание, вот его портрет). Этот урок мне бы хотелось начать с презентации, которую создали Аня Углева и Вероника Пархоменко. Это их маленький проект. Называется он «Жизнь и творчество А.И.Куприна». Для девочек эта работа была домашним заданием.
Во время того, как девочки будут презентовать свой проект ваша задача не просто слушать, но и составить краткие тезисы.
Прежде чем пригласить девочек к доске, давайте откроем тетради и запишем число, классная работа, и оставим место для последующей записи темы урока (2 строчки).
Выступление учащихся. (презентация №1, слайды № 1-8)
- Ребята, вы прослушали презентацию. Возникли ли у вас вопросы к нашим выступающим, что бы вы еще хотели узнать об этом выдающемся писателе?
Вопросы:
- А теперь давайте обратимся к вашим тезисам, которые вы записали при прослушивании сообщения девочек.
- Ребята, в результате первого блока нашей работы что мы узнали? (А.И. Куприн - писатель. Герои его произведений - люди разных сословий. А.И Куприн писал рассказы и повести о высоких моральных ценностях).
- Правильно. Герои А.И. Куприна - обычные люди, которым не чужды представления лжи и правде, зле и добре, милосердии.
Ребята, как вы понимаете слово «доброта»? (создание схемы совместно с учащимися )
искренние чувства
Доброта
по отношению к
другому
- Доброта - это ласковое, заботливое отношение.
- Доброта - это проявление искренних чувств по отношению к кому-то.
- В толковом словаре С. Ожегов дается следующее толкование данному слову: «Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». (слайд №9)
Ребята, давайте отметим качества, определяющие доброту (доброжелательный, добродушный, добросердечный, добросовестный – добавляем в схему).
- Правильно. Доброта - это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская мудрость. Давайте вспомним некоторые из них:
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Добрые слова дороже богатства и т.д.
- А что называется «милосердием»? Вспоминайте наш недавний урок развития речи.
Слово «милосердие» состоит из двух слов: «милое» «сердце». То ест неравнодушное, беспокойное, открытое сердце для людей.
Как вы думаете, почему на нашем уроке мы говорим об этих важных понятиях?
- Предполагаемый ответ учащихся. Так как тема сегодняшнего урока связана с понятием доброты и милосердия.
Совершенно верно. Так мы с вами подошли к теме нашего урока. Давайте вернемся к тем пропущенным строчкам и запишем тему урока: «Твори добро!» По рассказу Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор».
- В качестве опережающего домашнего задания я просила вас прочитать рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор».
Скажите, пожалуйста, кто такой доктор? («Врач - это тот человек, который излечивает физические недуги).
В понимании А.И. Куприна, доктор - это человек, который исцеляет не только физический, но и духовный недуг.
- Ребята, скажите, в чем смысл названия рассказа? (…речь идет о докторе).
- А из текста вы можете это подтвердить? Найдите, пожалуйста, в тексте подтверждение, что главный герой - доктор. И что он - чудесный доктор (Подтверждают. Стр.12; стр. 14; стр. 15).
- Скажите дети, что должно отражать название рассказа? Ведь оно дано не просто так.
- А что такое тема? (Это то, о чем рассказывается в произведении).
- Результатом чего является появление темы?
- Что такое идея? (Желание автора поделиться с читателем своими размышлениями).
- Кто найдет в тексте, в каких эпизодах отражается главная мысль произведения? (Больные дети; безисходность Мерцалова; внезапное появление чудесного доктора и т.д.)
- Реализация темы и идеи художественного произведения невозможно без героев. Почему одни - герои главные, а другие названы второстепенными? слайд № 10
- Кто главные герои в рассказе? (слайд № 11 Доктор, Мерцалов).
- Почему?
- Кто второстепенные герои рассказа?
- Сколько рассказчиков в этом произведении? (Два. Тот, с кем произошла описанная история, и сам автор).
- Такая форма построения текста называется «рассказ в рассказе».
- Где и когда происходят действия? Подтвердите свои слова цитатой из текста. (В городе Киеве, время года - зима. Стр. 5-6).
- В литературе есть такое понятие, как образ города. Одинаково ли описывает А.И. Куприн образ города в своем рассказе? Докажите свою мысль цитатами из текста. Одна часть класса ищет в тексте описание праздничного города (Стр. 5), а вторая часть класса города, в котором живет семья Мерцаловых, описание их жилища. (Стр. 6).
Учащиеся выполняют задание, по очереди зачитывают.
- А сейчас я предлагаю поработать с иллюстрациями к рассказу и определить, каким эпизодам они соответствуют. Слайды № 12-19 (последний слайд – счастливая семья)
- Я приготовила для вас карточки, на них записаны детали из картины большого города и картины жизни мальчика. Давайте на них отметим цифрой «1» - детали города праздничного, цифрой «2» - детали города мальчиков. (слайд №20)
Целые горы красных крепких яблок и апельсинов.
Мокрым отрёпкам.
Ярким светом висящих ламп;
Запаху нищеты.
Правильные пирамиды мандаринов.
Тесным, обледенелым и грязным двором.
Смеющиеся лица нарядных дам.
Закоптелым, плачущим от сырости стенам.
- Какой прием использует автор, рисуя картину радостных людей и сменяя ее темными улицами, грязным двором? (Автор противопоставляет героев, их семью миру сытых и равнодушных людей).
- Правильно. Чтобы показать контраст жизни людей автор использует прием противопоставления. Такой прием в литературе называется антитеза.
В чем еще проявляется прием противопоставления в данном рассказе кроме описания города? (Описание внешности – «Смеющиеся лица нарядных дам» / «худое лицо матери», поведение главных героев – растерянный Мерцалов / спокойный, внушающий доверие доктор)
- С чем у нас ассоциируются новогодние праздники? (С ёлкой, гирляндами, мандаринами).
- Любите ли вы эти праздники?
- Какие испытываете чувства при их приближении? (Ожидание подарка, сюрприза, радости).
- Могут ли герои рассказа, Гриша и Володя, надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни?
- Почему вы так решили?
- Скажите, какую роль играет в рассказе пейзаж. Для чего А.И. Куприн так подробно его описывает? (Природа царственная, спокойная, роскошная). Слайд №21
Давайте прослушаем описание зимнего сада в рассказе. (Чтение отрывка описание зимнего сада под музыку Бетховена «Лунная соната». (Стр. 10).
Слайд №22. «Тут было тихо и торжественно. Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии. Иногда с верхней ветки срывался кусочек снега, и слышно было, как он шуршал, падая и цепляясь за другие ветки. Глубокая тишина и великое спокойствие, сторожившие сад, вдруг пробудили в истерзанной душе Мерцалова нестерпимую жажду такого же спокойствия, такой же тишины».
ФИЗМИНУТКА
И мы с вами попадаем в этот сказочный сад, встаньте, пожалуйста, вдыхаем чистый свежий воздух: вдох-выдох, вдох-выдох – и оглядываемся вокруг.
Направо – горные вершины,
Налево – ёлок длинный ряд,
А сверху – облака на диво,
Внизу сугробов встал отряд.
Деревья ветви распушили,
Нечаянно снег вдруг уронили,
И снова к небу потянулись,
Затем опять к земле пригнулись
И распрямились.
Присели и продолжаем нашу работу.
Словарная работа: (слайд № 23)
- Читая рассказ, пожалуй, каждый из вас находил непонятные слова. Посмотрите внимательно на доску, как вы понимаете эти выражения? (учащиеся высказывают мнения).
В разъяснении значения этих слов мне помогали ваши одноклассники, поработав со словарем. Давайте узнаем, как толкуются эти выражения в словарях.
Досужий (вымысел) появившийся от безделья (от слова «досуг» - свободное время или развлечение).
Пустые щи - щи, сваренные на воде, а не на мясном бульоне.
Изможденный - крайне утомленный.
Поденная работа - работа, для выполнения которой человека нанимают только на один день.
Сочельник - (устар.) канун церковных праздников Рождества и Крещения.
- Вернемся к пейзажным зарисовкам. Как описание природы в тексте соотносится с состоянием души Мерцалова? (Подталкивает Мерцалова к такому же спокойствию и тишине. Он хочет забыться. Лечь и уснуть).
- Найдите в тексте эпизод встречи Мерцалова и доктора (Стр. 10; ролевое чтение).
- Работаем над сравнительной характеристикой главных героев Слайд №24. Одна часть класса ищет описание портрета незнакомца-доктора (Стр. 12), а другая - описание портрета Мерцалова (Стр. 8;11)?
Мерцалов | Доктор |
Скромный, заботливый, честный, интеллигентный, тактичный | Мягкий, ласковый голос; умное, серьёзное лицо, необыкновенное, спокойное, внушающее доверие |
- Что же произошло после разговора в парке? (Стр.12; один ученик пересказывает)
- Скажите, ребята, произошло ли чудо в рассказе? (Стр. 14; да произошло. И оно связано с появлением «чудесного доктора». Все меняется как в сказке. Семья возвращается к нормальной жизни. А доктор так же быстро исчезает, как неожиданно он и появился).
- Что было чудесного в поступках незнакомца? (Стр. 12, вдруг! Стр. 14-15, скромность. Стр . 15, сюрприз).
- Перечислите в тетрадь те нравственные качества, за которые доктора можно назвать добрым, чудесным? (Выводы учащихся).
- А вы знаете, что А.И. Куприн, говоря о докторе Николае Ивановиче Пирогове, писал о реальном человеке (Слайд №25), который оставил большой след в медицине. Хотите узнать о нем? Я «пригласила» к нам в гости самого Николая Ивановича Птрогова. Пусть он сам расскажет, как стал доктором.
Учащийся стучит в дверь.
- Пожалуйста, доктор, проходите!
- Меня зовут Николай Иванович Пирогов. Я профессор медицины. Вы меня спросите, как я стал доктором? А вот, господа, все случай... Когда я был еще совсем ребенком, то мой младший брат сильно заболел и к нему был приглашен профессор Мухин. О, это был удивительный человек! А как он говорил с братом! Не поверить ему было просто невозможно! Брат выздоровел. В семье только и разговаривали, что о докторе. Он, как чародей, посетил нашу семью. И я начал играть в лекаря. Затем, окончив пансион в 1824 году, стал студентом Московского университета. Нелёгким был мой путь в медицине. Но я многое сделал для русской науки. Кто-нибудь из вас, ребята, знает, что именно я сделал? (учащиеся перечисляют) Молодцы! Слайд №26. Но не всегда меня понимали и принимали. А я был гордым и честным человеком, который создал новую науку для будущих поколений. Я лечил всех: и императора Александра, и бедных людей, которые шли ко мне на прием целыми толпами. Я помогал простым людям, как мог, а не выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на лекарство было нелепо. И я попросту раздавал деньги беднякам. Я желаю вам здоровья! Физического и духовного (поклонился с достоинством. Присаживается на свое место).
- Видите, ребята в основе рассказа лежат события из жизни!
Как А.И. Куприн заканчивает свой рассказ? (Стр. 15; память о докторе. Доктор - пример для подражания).
- Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален, современен в наши дни? (Выводы учащихся. Прочитав этот рассказ, понимаешь, что надо любит ближнего. Ведь если ты будешь любить человека, то будешь любим и сам.)
3. Подведение итогов
- Как вы думаете, что помогло осуществиться чуду в рассказе А.Н. Куприна? (Доброта, сострадание, милосердие).
- Правильно. Мы с вами вернулись к тому, с чего начали наш урок –к понятию доброты. Быть добрым - не зависит от богатства. А зависит от состояния души. Благотворить - значит делать добро, помогать бедным, инвалидам, пожилым людям. И в наше время есть немало милосердных людей, которые помогают и словом, и делом.
- Ребята, назовите добрые дела, которые вы совершили в своей жизни? Молодцы!
- Посмотрите на эту вазу. Она на солнце горит всеми цветами радуги! Вот так и наша душа. Пусть она всегда будет светлой! Давайте вспомним те добрые дела, которые совершили вы или ваши родные, и наполним или эту вазу. А в качестве «добрых дел» нам послужат жетоны, которые вы найдете на партах. И пусть она получилась еще не до конца заполненной, с каждым днем мы будем стремиться ее пополнять.
Добрым быть совсем не просто!
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
- Ребята, я призываю вас: спешите делать добро! Давайте украшать свою жизнь и жизнь окружающих нас людей добрыми делами.
4. Рефлексия
Подошел к концу наш урок. И хотелось бы узнать, слайд №27
Что полезного вы узнали?
Что понравилось на уроке?
Что вызвало затруднение в работе?
На протяжении своей жизни, я думаю, вы обязательно встретите таких людей, как чудесный доктор. А знакомство с другими героями Александра Ивановича мы продолжим в следующих классах. Но сегодня вы можете ознакомиться с небольшой частью книг, принадлежащих перу А.И. Куприна.
5. Домашнее задание
Слайд № 28. А дома я предлагаю вам поразмышлять над изученным рассказом и представить свое мнение в форме сочинения на одну из тем:
«Уроки доброты в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор».
«В чем актуальность рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор».
8