СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока математики по теме "Знакомство с задачей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Познакомиться с понятием задача и её составными частями,

- рассмотреть отличие задачи от математического рассказа;

- находить и выбирать способ решения текстовой задачи;

- объяснять (пояснять) ход решения задачи,

- формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики по теме "Знакомство с задачей"»

Тема: «Знакомство с задачей»

Цель урока: Познакомиться с понятием задача и её составными частями,

- рассмотреть отличие задачи от математического рассказа;

- находить и выбирать способ решения текстовой задачи;

- объяснять (пояснять) ход решения задачи,

- формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики;

Ход урока

I.  Оргмомент

Пусть сегодня для нас всех,

На урок  придёт успех!

Мы будем учиться сегодня решать,

Исследовать, сравнивать и рассуждать,

Секрет математики вновь  открывать.

Но для начала, как всегда,

Нужна гимнастика  ума.

- Над развитием, каких умений мы будем с вами сегодня работать? Кто запомнил?

 ( Ответ учащихся) Уметь -сравнивать; -исследовать; -рассуждать; - решать…

II. Мотивация учебной деятельности.

- Сегодня на уроке мы будем внимательно слушать учителя и друг друга, наблюдать, стараться запоминать и понимать.

- Девиз нашего урока: "Знаешь – говори, не знаешь – слушай".

- Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)

4) – Разгадайте ребус.



ЗА

(задача)

- А что такое задача?

- Хотите узнать? (Да)

И так , друзья, в путь! Но для начала, как всегда, нужна гимнастика  ума

III. Актуализация знаний. Подведение к целеполаганию.

Устный счёт.

Тучка по небу гуляла,

Тучка капли собирала.

- Как называется счёт от 1 до 10?

- Назовите самое большое число в этом ряду.

- Какие числа стоят слева от числа 6?

- Какие числа стоят правее числа 4?

- Какое число имеет соседей 5 и 7?

- Как получить следующее число?

- Как получить предыдущее число?

Всё сильнее холодало.

Тучка мёрзла, замерзала.

Была тучка дождевой

Стала тучка снеговой.

- Сколько капель ты собрала?

- Все они стали снежинками.

Тучка их и раскидала.

- Стало на земле бело.



Минутка чистописания.

Написание цифры 2.

Сегодня мы пропишем нелюбимую вами цифру? А почему она  для учеников нелюбимая?

Надо постараться написать хорошо, чтобы она никогда не омрачала наш учебный процесс.

Подчеркните цифру, которая получилась у вас лучше всего, поменяйтесь тетрадями  с соседом по парте, оцените друг друга ( самооценивание и взаимооценивание).

Игра « Шифровальщики».

У доски по цепочке работают ученики, остальные самостоятельно в тетради.

-Увеличить 6 на 2                                     8-з         

-Уменьшить 7 на 4                                   3-а

- Одно слагаемое 5, другое 2                  7-д

- Уменьшаемое 5, вычитаемое 2              3-а

- Сложить 3 и 3                                         6-ч

- Вычесть из шести три                            3-а

Оцените работу учеников. Кто быстрее считал? Кто более аккуратно написал?

IV.  Формулирование темы и цели урока.

- Так как, вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на уроке?

Как понимаете слово задача?

 -Послушайте два рассказа и сравните их.

1.На базаре купили 2 свеклы и 1 кочан капусты. Сколько всего овощей купили?

2.на базаре купили 2 свеклы и 1 кочан капусты. Овощи очень полезные.

- Как вы думаете, какой из этих рассказов можно поместить в учебник

« Математика», а какой- в учебник «Окружающий мир»?

-Кто скажет, как называется первый рассказ на языке математики?

-Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Правильно, сегодня мы узнаем, какой рассказ называется задачей, из каких частей он состоит.

V.  Знакомство со структурой задачи.

- Что известно в задаче? ( На базаре купили 2 свеклы и 1 кочан капусты).

На языке математики это называется условием задачи.

На доске: «УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ».

- Что нужно узнать? (Сколько всего овощей купили.)

Это вопрос задачи.

На доске: «ВОПРОС ЗАДАЧИ».

- Сосчитайте, сколько овощей купили. (2+1=3(ов).)

Это решение задачи.

Табличка «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ».

-Ещё раз прочитайте вопрос и ответьте на него. (Купили 3 овоща.)

Это ответ задачи.

На доске «ОТВЕТ ЗАДАЧИ».



Физминутка  (Подвижная)

Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два, вперед нагнуться,
Раз и два  - назад прогнуться.
Вот и стали мы сильней, (показать силу)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки. 
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.

VI. Открытие нового знания

- Посмотрите на предложения. Как вы думаете, есть ли здесь задачи?

Почему так решили? Докажите.

А что мы делаем со стоящими перед нами задачами?

Какая цель будет стоять перед нами?

(Решать,  составлять, сравнивать,  анализировать…)

Работа с учебником.

Прочитаем задание.

а)  составьте по рисункам математический рассказ;

- Для чего развешиваем кормушки?

б)  какой математический рассказ можно составить по нижним рисункам?

Чем отличаются эти рассказы? ( есть вопрос).

Математический рассказ, в котором есть вопрос, мы будем называть задачей.

Что можно сделать с задачей?

Как решить? Какое действие мы выберем для решения этой задачи? Почему?

Запишем решение у доски. ( работает 1 ученик)

5+3=8

Кроме вопроса и решения есть ответ и условие.

- Как вы думаете, где условие?

- А где ответ?

Ответ записывается так: 8 снегирей.( Назовите  опасные места в слове).

- Так из каких частей состоит задача? Кто был внимательным и может повторить?

( Вывешиваем карточки на доску)

Работа по учебнику.

С.88 №1

-Прочитайте условие задачи. Как другими словами сказать, что такое условие задачи? (Это то, что нам известно.)

-Прочитайте вопрос задачи. Как другими словами сказать, что такое вопрос задачи? (Это то, о чём нас спрашивают, что нужно узнать.)

Прочитайте решение задачи. Объясните, почему задачу решили сложением? ( Чтобы узнать, сколько всего карандашей, их нужно сложить вместе и сосчитать.)

-Прочитайте ответ задачи. 

VII/ Закрепление нового материала.

 Работа по учебнику.

с 88 №2 (разбирается по аналогии с предыдущей задачей)

№ 3

- Прочитайте, что известно в задаче.

-Как называется то, что вы сейчас прочитали? (Условие задачи)

-Прочитайте, что нужно узнать.

-Как называется то, что вы сейчас прочитали? (Вопрос задачи)

-Объясните решение задачи. (Слава кораблики отдал, их стало меньше, поэтому из 5 вычитаем 2)

-Ответьте на вопрос задачи. ( У Славы осталось 3 кораблика).

 Работа в тетради с печатной основой.

С 33 № 1.

- Прочитайте условие первой задачи (У кошки 3 белых котенка и 2 черных).

- Нарисуйте схему, изобразив котят треугольниками и кругами.

- Прочитайте вопрос задачи (Сколько всего котят?)

- Как ответить на вопрос задачи? (3+2 = 5 (к)).

- Какой ответ задачи? (Всего 5 котят)

№ 2 Следующее задание учащиеся выполняют самостоятельно. Взаимопроверка.

- У кого всё правильно?

- У кого есть ошибки?

- Где допущена ошибка?

- В чём причина?

- Кто хочет рассказать.



Физминутка ( для глаз)

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг,

Глазкам видеть всё дано:

Где - окно, а где – кино

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

VIII. Первичное закрепление. Самостоятельная работа в парах.

- Составьте задачу по рисунку и решите её.

Сравните с доской. Внесите исправления, если нужно.  

Назовите условие. Вопрос. Решение. Ответ.

IX.  Закрепление  изученного материала.

Проверка уровня полученных знаний. Тест.

- Из предложенных вариантов выбрать те, которые являются задачами. Работа по карточкам.

Карточка

- На ладонь  снеговика упали снежинки. Потом ещё несколько снежинок. Сколько дней продолжался снегопад?

- На ладонь снеговика упало 4 снежинки. Потом ещё 2 снежинки. Была зима.

- На ладонь  снеговика упало 4 снежинки. Потом ещё 2 снежинки. Сколько всего снежинок упало на ладонь?

- Докажите? Как будете решать? Какой будет ответ?

 - Давайте вспомним из каких частей состоит задача, и расположим их в правильном порядке.

- Молодцы!

X. Итог урока

Подведём итог урока.

- Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

-  Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

- Что нового узнали?

- Чему научились?

- Что понравилось?