СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки 4 класс: "Как сложили песню. Звучащие картины"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки 4 класс: "Как сложили песню. Звучащие картины"»

Тема урока: Как сложили песню. Звучащие картины.

Класс: 4

УМК: «Музыка» 4 класс, авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина («Школа России»)

ФГОС НОО: Третье поколение (системно-деятельностный подход, формирование УУД, личностные и метапредметные результаты)

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок-исследование, творческая мастерская).

Цель урока: Раскрыть взаимосвязь музыки, природы и жизни человека через понимание истоков народной песни и способности музыки создавать звуковые образы окружающего мира ("звучащие картины").

Планируемые результаты:

Предметные:

- Понимать и объяснять, как окружающая жизнь и природа вдохновляют людей на создание песен.

- Сравнивать звучание народных песен разного характера (колыбельная, плясовая, хороводная).

- Воспринимать и анализировать "звучащие картины" в музыке (изобразительность).

- Осознавать выразительные возможности тембра (голоса, инструментов) в создании образа.

- Эмоционально и выразительно исполнять народные песни, передавая их характер.

- Импровизировать простейшие ритмические и мелодические попевки на заданные образы.

Метапредметные:

-Регулятивные УУД: Ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем, планировать свои действия для ее решения, оценивать результат.

-Познавательные УУД: Анализировать музыкальные произведения и произведения изобразительного искусства, находить общее и различия. Устанавливать причинно-следственные связи (природа/жизнь - песня). Строить рассуждения в форме простых суждений. Импровизировать.

-Коммуникативные УУД: Участвовать в коллективном обсуждении, диалоге. Работать в парах/группах над творческими заданиями. Слушать и уважать мнение других. Согласовывать действия при совместном исполнении.

-Личностные:

- Развитие интереса к истокам русской музыкальной культуры, народному творчеству.

- Формирование чувства сопричастности к народным традициям.

- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе как источнику вдохновения.

- Развитие воображения и ассоциативного мышления.

Основные понятия: Народная песня, истоки музыки, звучащая картина, изобразительность в музыке, тембр, колыбельная, плясовая, хороводная, импровизация.


Музыкальный материал:

1. Русские народные песни:

- Колыбельная (напр., "Баю-баюшки-баю" или любая другая из репертуара УМК/знакомая детям).

- Плясовая (напр., "Ах вы, сени, мои сени" или "Камаринская" - фрагмент).

- Хороводная (напр., "Со вьюном я хожу" или "Во поле береза стояла").

2. Н.А. Римский-Корсаков: Фрагмент из оперы "Снегурочка" (тема Весны, Птиц или др. изобразительный эпизод - по выбору учителя, соответствует теме "звучащие картины").

3. Песня по программе УМК: Возможно, "Как сложили песню" (если есть в учебнике) или продолжение работы над песней с прошлого урока/новая песня о природе.

Зрительный ряд (Звучащие картины):

- Репродукции картин русских художников, изображающих природу и народную жизнь (напр., И. Левитан "Золотая осень", "Март"; А. Саврасов "Грачи прилетели"; В. Поленов "Московский дворик"; Б. Кустодиев "Масленица" - фрагмент с гуляньями).

- Фотографии русской природы (лес, поле, река, птицы и т.д.).


Оборудование: Музыкальный центр/компьютер с колонками, проектор/интерактивная доска, фортепиано/синтезатор, учебник «Музыка» 4 класс (Критская), раздаточный материал (тексты песен, карточки с изображениями природы/жанров), шумовые инструменты (по возможности: деревянные ложки, трещотки, бубен, колокольчики, "дождь").


Ход урока:


(1) Организационный момент (2-3 мин.)

-Приветствие. Создание рабочей атмосферы. Организация внимания.

-Музыкальное приветствие: Распевка на основе народной попевки (напр., "Во-поле-бе-ре-за"). Цель: Настройка на народную интонацию.

(2) Актуализация знаний. Постановка учебной задачи (5-7 мин.)

Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы говорили о силе мелодии, которая может выразить то, что словами не скажешь. А задумывались ли вы, откуда берутся сами песни? Как они рождаются? (Ответы детей: придумывают люди, композиторы...).

Учитель: Давайте прочитаем тему сегодняшнего урока: "Как сложили песню. Звучащие картины". Как вы думаете, о чем мы будем говорить? (Ответы детей: как люди сочиняют песни, о том, что в песнях рисуют картины звуками).

Формулировка проблемы: "Почему народные песни такие разные? Что вдохновляло людей на их создание? И правда ли, что музыка может "звучать", как картина?"

Цель урока: Учитель обобщает: "Сегодня мы станем исследователями! Мы попробуем понять, как жизнь человека и красота природы помогают "сложить" песню, и как сама музыка может стать звучащей картиной".


(3) "Как сложили песню". Исследование жанров народной песни (12-15 мин.)

Учитель: Народные песни рождались из самой жизни людей, их труда, радостей и печалей, из наблюдений за природой. Послушаем разные народные песни и подумаем, в какой момент жизни их могли сложить?

Прослушивание и анализ 1: Русская народная колыбельная песня.

*Слушание.

*Беседа:

- Кто поет эту песню? Кому? (Мама поет ребенку, чтобы усыпить).

- Какая это песня по характеру? (Тихая, нежная, ласковая, спокойная, убаюкивающая).

- Как вы думаете, что вдохновило людей на создание такой песни? (Любовь к ребенку, желание его успокоить, усыпить, тишина вечера, шелест листьев за окном...).

Вывод: Это колыбельная песня. Ее сложили для самого важного – для убаюкивания малыша.

Прослушивание и анализ 2: Русская народная плясовая песня (фрагмент).

*Слушание. (Можно предложить детям слегка покачать головой или постучать пальчиком в такт).

*Беседа:

- Какое настроение у этой песни? (Веселое, задорное, бодрое, энергичное).

- Что хочется делать под нее? (Плясать, притопывать, хлопать).

- Где и когда могли ее петь? (На празднике, на свадьбе, в минуту радости, когда собирались вместе).

Вывод: Это плясовая песня. Ее сложили для веселья, для пляски!

Прослушивание и анализ 3: Русская народная хороводная песня (напр., "Со вьюном я хожу").

*Слушание.

*Беседа:

- Какая это песня? (Плавная, напевная, не очень быстрая, протяжная).

- Как движутся люди под такую песню? (Плавно по кругу, водят хоровод).

- О чем она? (Часто о природе, о любви, о девичьей судьбе).

- Где и когда пели такие песни? (На гуляньях, на праздниках весны/лета, в хороводе).

Вывод: Это хороводная песня. Ее сложили для того, чтобы водить хороводы, общаться, любоваться природой.

Обобщение: "Видите, ребята, песни рождались из самой жизни! Для работы, для отдыха, для радости, для утешения. Природа, окружающий мир, чувства людей – все это становилось источником вдохновения для создания песни. Так народ "складывал" свои песни веками."


(4) "Звучащие картины". Музыка и живопись (10-12 мин.)

Учитель: Но песня – это не только слова и мелодия. Музыка сама по себе может "рисовать" картины! Она может изображать шелест листьев, пение птиц, журчание ручья, шум ветра. Такая музыка называется изобразительной, она создает "звучащие картины".

-Рассматривание репродукций: Проецируются картины русской природы (Левитан, Саврасов и др.). Краткое обсуждение: Что изображено? Какое настроение? Какие звуки можно здесь услышать? (Шелест листвы, пение птиц, журчание воды, шум ветра, капель...).

Прослушивание: Н.А. Римский-Корсаков. Фрагмент из оперы "Снегурочка" (изобразительный эпизод).

Задание перед слушанием:"Сейчас прозвучит музыка великого русского композитора Николая Римского-Корсакова. Закройте глаза и представьте себе картину природы. Какие звуки вы "увидите"? Что изображает музыка?"

*Слушание.

*Обсуждение:

- Какую картину природы вы представили? (Весенний лес, пробуждение, пение птиц, ручей и т.д. - в зависимости от выбранного фрагмента).

- Какие именно звуки природы вам слышались в музыке? (Скрип снега? Капель? Трель птицы? Шелест листьев? Журчание?).

-Как композитору удалось это изобразить? (Тембр инструментов: флейта - птичка, арфа - ручей, струнные - ветер/листва; высокие звуки - капель/птицы; быстрые пассажи - порыв ветра; плавные мелодии - течение воды).

Учитель: Композитор, как настоящий волшебник, с помощью оркестра нарисовал нам звуками живую картину природы! Это и есть звучащая картина.


(5) Практическая деятельность: Исполнение и творчество (10 мин.)

Разучивание / Исполнение народной песни: Работа над песней, связанной с природой или народным бытом (напр., "Со вьюном я хожу").

Установка на выразительность: Пойте так, чтобы передать настроение песни, ее характер (плавность хоровода, связь с природой).

Связь с темой: О чем эта песня? Какой образ природы в ней есть? (Вьюн - растение, символ девичьей красоты и молодости). Как можно сделать исполнение более "картинным"? (Плавность движения мелодии, напевность).

Творческое задание "Оживи картину!" (Работа в парах/группах):

1. Детям раздаются карточки с простыми образами природы/звуками ("Ветер", "Дождик", "Птичка", "Ручеек", "Листва").

2. Задание: Придумать с помощью голоса (звукоподражание: ш-ш-ш, кап-кап, пиу-пиу и т.д.) или шумовых инструментов (если есть) короткую (2-4 такта) "звуковую картинку".

3. Импровизация: Группы по очереди представляют свои "звучащие картины". Класс отгадывает образ. Цель: Развитие ассоциативного мышления и навыков импровизации.


(6) Рефлексия. Подведение итогов (5-7 мин.)

Учитель: Вернемся к началу нашего урока и вопросам-загадкам:

- Как люди "складывали" песни? (Из жизни, из природы, из чувств, для разных дел и праздников).

- Что такое "звучащие картины"? (Музыка, которая рисует нам образы природы или событий с помощью звуков, тембров инструментов).

*Беседа:

- Что нового вы узнали сегодня о народной песне?

- Какая песня или какое задание понравилось больше всего? Почему?

- Удалось ли вам услышать "звучащие картины" в музыке Римского-Корсакова? В народной песне?

- Легко ли было создавать свои "звуковые картинки"?

Обобщение: "Народная песня – это мудрость и душа народа. Она рождается из любви к жизни, к родной природе, к близким людям. А композиторы, вдохновляясь народной музыкой и природой, создают свои волшебные "звучащие картины", которые учат нас слышать красоту мира вокруг."

Самооценка (Светофор/Смайлик): "Оцените свою работу на уроке: Зеленый (все понял, активно участвовал) / Желтый (понял не все, участвовал мало) / Красный (было трудно, не участвовал). Или нарисуйте смайлик."


(7) Домашнее задание (2 мин.)

1. Обязательное: Учебник (Критская): найти страницы по теме урока, прочитать. Выучить слова разучиваемой песни.

2. Творческое (на выбор):

- Нарисовать "звучащую картину" к прослушанному фрагменту из "Снегурочки" Римского-Корсакова.

- Расспросить родителей/бабушку/дедушку, знают ли они народные песни своего детства? Какие? О чем они?

- Придумать и записать (или нарисовать) небольшой рассказ "Как родилась песня..." (о чем она могла бы быть?).

- Подобрать дома звуки (предметы) для изображения какого-либо природного явления (дождь, ветер).