Тема урока: Как сложили песню. Звучащие картины.
Класс: 4
УМК: «Музыка» 4 класс, авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина («Школа России»)
ФГОС НОО: Третье поколение (системно-деятельностный подход, формирование УУД, личностные и метапредметные результаты)
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок-исследование, творческая мастерская).
Цель урока: Раскрыть взаимосвязь музыки, природы и жизни человека через понимание истоков народной песни и способности музыки создавать звуковые образы окружающего мира ("звучащие картины").
Планируемые результаты:
Предметные:
- Понимать и объяснять, как окружающая жизнь и природа вдохновляют людей на создание песен.
- Сравнивать звучание народных песен разного характера (колыбельная, плясовая, хороводная).
- Воспринимать и анализировать "звучащие картины" в музыке (изобразительность).
- Осознавать выразительные возможности тембра (голоса, инструментов) в создании образа.
- Эмоционально и выразительно исполнять народные песни, передавая их характер.
- Импровизировать простейшие ритмические и мелодические попевки на заданные образы.
Метапредметные:
-Регулятивные УУД: Ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем, планировать свои действия для ее решения, оценивать результат.
-Познавательные УУД: Анализировать музыкальные произведения и произведения изобразительного искусства, находить общее и различия. Устанавливать причинно-следственные связи (природа/жизнь - песня). Строить рассуждения в форме простых суждений. Импровизировать.
-Коммуникативные УУД: Участвовать в коллективном обсуждении, диалоге. Работать в парах/группах над творческими заданиями. Слушать и уважать мнение других. Согласовывать действия при совместном исполнении.
-Личностные:
- Развитие интереса к истокам русской музыкальной культуры, народному творчеству.
- Формирование чувства сопричастности к народным традициям.
- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе как источнику вдохновения.
- Развитие воображения и ассоциативного мышления.
Основные понятия: Народная песня, истоки музыки, звучащая картина, изобразительность в музыке, тембр, колыбельная, плясовая, хороводная, импровизация.
Музыкальный материал:
1. Русские народные песни:
- Колыбельная (напр., "Баю-баюшки-баю" или любая другая из репертуара УМК/знакомая детям).
- Плясовая (напр., "Ах вы, сени, мои сени" или "Камаринская" - фрагмент).
- Хороводная (напр., "Со вьюном я хожу" или "Во поле береза стояла").
2. Н.А. Римский-Корсаков: Фрагмент из оперы "Снегурочка" (тема Весны, Птиц или др. изобразительный эпизод - по выбору учителя, соответствует теме "звучащие картины").
3. Песня по программе УМК: Возможно, "Как сложили песню" (если есть в учебнике) или продолжение работы над песней с прошлого урока/новая песня о природе.
Зрительный ряд (Звучащие картины):
- Репродукции картин русских художников, изображающих природу и народную жизнь (напр., И. Левитан "Золотая осень", "Март"; А. Саврасов "Грачи прилетели"; В. Поленов "Московский дворик"; Б. Кустодиев "Масленица" - фрагмент с гуляньями).
- Фотографии русской природы (лес, поле, река, птицы и т.д.).
Оборудование: Музыкальный центр/компьютер с колонками, проектор/интерактивная доска, фортепиано/синтезатор, учебник «Музыка» 4 класс (Критская), раздаточный материал (тексты песен, карточки с изображениями природы/жанров), шумовые инструменты (по возможности: деревянные ложки, трещотки, бубен, колокольчики, "дождь").
Ход урока:
(1) Организационный момент (2-3 мин.)
-Приветствие. Создание рабочей атмосферы. Организация внимания.
-Музыкальное приветствие: Распевка на основе народной попевки (напр., "Во-поле-бе-ре-за"). Цель: Настройка на народную интонацию.
(2) Актуализация знаний. Постановка учебной задачи (5-7 мин.)
Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы говорили о силе мелодии, которая может выразить то, что словами не скажешь. А задумывались ли вы, откуда берутся сами песни? Как они рождаются? (Ответы детей: придумывают люди, композиторы...).
Учитель: Давайте прочитаем тему сегодняшнего урока: "Как сложили песню. Звучащие картины". Как вы думаете, о чем мы будем говорить? (Ответы детей: как люди сочиняют песни, о том, что в песнях рисуют картины звуками).
Формулировка проблемы: "Почему народные песни такие разные? Что вдохновляло людей на их создание? И правда ли, что музыка может "звучать", как картина?"
Цель урока: Учитель обобщает: "Сегодня мы станем исследователями! Мы попробуем понять, как жизнь человека и красота природы помогают "сложить" песню, и как сама музыка может стать звучащей картиной".
(3) "Как сложили песню". Исследование жанров народной песни (12-15 мин.)
Учитель: Народные песни рождались из самой жизни людей, их труда, радостей и печалей, из наблюдений за природой. Послушаем разные народные песни и подумаем, в какой момент жизни их могли сложить?
Прослушивание и анализ 1: Русская народная колыбельная песня.
*Слушание.
*Беседа:
- Кто поет эту песню? Кому? (Мама поет ребенку, чтобы усыпить).
- Какая это песня по характеру? (Тихая, нежная, ласковая, спокойная, убаюкивающая).
- Как вы думаете, что вдохновило людей на создание такой песни? (Любовь к ребенку, желание его успокоить, усыпить, тишина вечера, шелест листьев за окном...).
Вывод: Это колыбельная песня. Ее сложили для самого важного – для убаюкивания малыша.
Прослушивание и анализ 2: Русская народная плясовая песня (фрагмент).
*Слушание. (Можно предложить детям слегка покачать головой или постучать пальчиком в такт).
*Беседа:
- Какое настроение у этой песни? (Веселое, задорное, бодрое, энергичное).
- Что хочется делать под нее? (Плясать, притопывать, хлопать).
- Где и когда могли ее петь? (На празднике, на свадьбе, в минуту радости, когда собирались вместе).
Вывод: Это плясовая песня. Ее сложили для веселья, для пляски!
Прослушивание и анализ 3: Русская народная хороводная песня (напр., "Со вьюном я хожу").
*Слушание.
*Беседа:
- Какая это песня? (Плавная, напевная, не очень быстрая, протяжная).
- Как движутся люди под такую песню? (Плавно по кругу, водят хоровод).
- О чем она? (Часто о природе, о любви, о девичьей судьбе).
- Где и когда пели такие песни? (На гуляньях, на праздниках весны/лета, в хороводе).
Вывод: Это хороводная песня. Ее сложили для того, чтобы водить хороводы, общаться, любоваться природой.
Обобщение: "Видите, ребята, песни рождались из самой жизни! Для работы, для отдыха, для радости, для утешения. Природа, окружающий мир, чувства людей – все это становилось источником вдохновения для создания песни. Так народ "складывал" свои песни веками."
(4) "Звучащие картины". Музыка и живопись (10-12 мин.)
Учитель: Но песня – это не только слова и мелодия. Музыка сама по себе может "рисовать" картины! Она может изображать шелест листьев, пение птиц, журчание ручья, шум ветра. Такая музыка называется изобразительной, она создает "звучащие картины".
-Рассматривание репродукций: Проецируются картины русской природы (Левитан, Саврасов и др.). Краткое обсуждение: Что изображено? Какое настроение? Какие звуки можно здесь услышать? (Шелест листвы, пение птиц, журчание воды, шум ветра, капель...).
Прослушивание: Н.А. Римский-Корсаков. Фрагмент из оперы "Снегурочка" (изобразительный эпизод).
Задание перед слушанием:"Сейчас прозвучит музыка великого русского композитора Николая Римского-Корсакова. Закройте глаза и представьте себе картину природы. Какие звуки вы "увидите"? Что изображает музыка?"
*Слушание.
*Обсуждение:
- Какую картину природы вы представили? (Весенний лес, пробуждение, пение птиц, ручей и т.д. - в зависимости от выбранного фрагмента).
- Какие именно звуки природы вам слышались в музыке? (Скрип снега? Капель? Трель птицы? Шелест листьев? Журчание?).
-Как композитору удалось это изобразить? (Тембр инструментов: флейта - птичка, арфа - ручей, струнные - ветер/листва; высокие звуки - капель/птицы; быстрые пассажи - порыв ветра; плавные мелодии - течение воды).
Учитель: Композитор, как настоящий волшебник, с помощью оркестра нарисовал нам звуками живую картину природы! Это и есть звучащая картина.
(5) Практическая деятельность: Исполнение и творчество (10 мин.)
Разучивание / Исполнение народной песни: Работа над песней, связанной с природой или народным бытом (напр., "Со вьюном я хожу").
Установка на выразительность: Пойте так, чтобы передать настроение песни, ее характер (плавность хоровода, связь с природой).
Связь с темой: О чем эта песня? Какой образ природы в ней есть? (Вьюн - растение, символ девичьей красоты и молодости). Как можно сделать исполнение более "картинным"? (Плавность движения мелодии, напевность).
Творческое задание "Оживи картину!" (Работа в парах/группах):
1. Детям раздаются карточки с простыми образами природы/звуками ("Ветер", "Дождик", "Птичка", "Ручеек", "Листва").
2. Задание: Придумать с помощью голоса (звукоподражание: ш-ш-ш, кап-кап, пиу-пиу и т.д.) или шумовых инструментов (если есть) короткую (2-4 такта) "звуковую картинку".
3. Импровизация: Группы по очереди представляют свои "звучащие картины". Класс отгадывает образ. Цель: Развитие ассоциативного мышления и навыков импровизации.
(6) Рефлексия. Подведение итогов (5-7 мин.)
Учитель: Вернемся к началу нашего урока и вопросам-загадкам:
- Как люди "складывали" песни? (Из жизни, из природы, из чувств, для разных дел и праздников).
- Что такое "звучащие картины"? (Музыка, которая рисует нам образы природы или событий с помощью звуков, тембров инструментов).
*Беседа:
- Что нового вы узнали сегодня о народной песне?
- Какая песня или какое задание понравилось больше всего? Почему?
- Удалось ли вам услышать "звучащие картины" в музыке Римского-Корсакова? В народной песне?
- Легко ли было создавать свои "звуковые картинки"?
Обобщение: "Народная песня – это мудрость и душа народа. Она рождается из любви к жизни, к родной природе, к близким людям. А композиторы, вдохновляясь народной музыкой и природой, создают свои волшебные "звучащие картины", которые учат нас слышать красоту мира вокруг."
Самооценка (Светофор/Смайлик): "Оцените свою работу на уроке: Зеленый (все понял, активно участвовал) / Желтый (понял не все, участвовал мало) / Красный (было трудно, не участвовал). Или нарисуйте смайлик."
(7) Домашнее задание (2 мин.)
1. Обязательное: Учебник (Критская): найти страницы по теме урока, прочитать. Выучить слова разучиваемой песни.
2. Творческое (на выбор):
- Нарисовать "звучащую картину" к прослушанному фрагменту из "Снегурочки" Римского-Корсакова.
- Расспросить родителей/бабушку/дедушку, знают ли они народные песни своего детства? Какие? О чем они?
- Придумать и записать (или нарисовать) небольшой рассказ "Как родилась песня..." (о чем она могла бы быть?).
- Подобрать дома звуки (предметы) для изображения какого-либо природного явления (дождь, ветер).