Тема урока: «В гостях у М.И. Глинки»
Цель: формирование целостного представления о театре оперы, о его возможностях, средствах, способах, формах в процессе свободного творческого развития ребёнка в рамках урока.
Программные задачи:
1. Воспитывать нравственно – патриотическое качество путём приобщения детей к истокам народной культуре.
2. Показать отличие 2-х жанров оперы и романса.
3. Учить определять характер музыки в опере «Руслан и Людмила»
4. Развивать индивидуальные способности в игре на инструментах.
Оборудование: Портрет композитора, аудиозапись, музыкальные инструменты.
Интеграция: Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Ход урока
У: Ребята, сегодня у нас необыкновенный урок. Я приглашаю вас в музыкальную гостиную. Давайте немножко поговорим о музыке. Как вы думаете, кого называют композиторами? (ответ детей). А каких композиторов вы знаете? (ответ детей).
Сегодня я познакомлю вас с замечательным композиторам М. И Глинка и его творчеством. Родился он в 1804 году весной, в прекрасную пору цветения природы. М. И Глинка – основоположник классической музыки. Он рано научился читать, любил рисовать и очень ловко подражал перезвону колоколов, ударяя по гулким медным тазам. Когда М. И Глинка стал известным композитором, он много путешествовал. Довелось ему побывать во многих чужеземных странах, но самым незабываемым оказалось короткое путешествие из Санкт – Петербурга до Павловска по первой в России железной дороге.
Дым столбом, дымится пароход! Пестрота, разгул, волненье, ожиданье, нетерпенье.
Да, да, я не оговорилась! Первый русский паровоз назывался пароход. Это пыхтящие чудовище, с огромными колёсами и длинной трубой. Под этим впечатлением М. И. Глинка написал произведение и называлось оно «Попутная песня»
Звучит «Попутная песня»
--- Физминутка «Ванька - встанька»
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху мы подняли.
Сели – встали, сели – встали,
Ванькой – встанькой словно стали.
Руки к телу мы прижали
И подскоки делать стали.
Вправо – влево поглядели
И потом тихонько сели!
У: Ребята , в творчестве М.И. Глинки –самое первое место занимала опера «Руслан и Людмила». А сейчас посмотрите и скажите, кто изображён рядом с М. И. Глинка? (ответ детей). Правильно А. С. Пушкин и сейчас мы послушаем увертюру из оперы «Руслан и Людмила», но вначале скажите, что такое увертюра? (ответ детей).
Правильно и так мы слушаем, а после вы мне скажите, почему рядом с изображением М. И. Глинки изображён поэт А. С. Пушкин.
Звучит увертюра к опере «Руслан и Людмила»
(на медленной части музыки м. р. читает «У лукоморья дуб зелёный».
У: Вам знакомы строки, которые я вам прочитала? (ответ детей). Правильно, так начинается поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» про подвиги славного витязя Руслана, про верную невесту его Людмилу и злого карлика Черномора. Послушайте, как М. И. Глинка изобразил в музыке Черномора.
Звучит «Марш Черномора»
У.: Дети, какая музыка по характеру? (грозная, злая. суровая, тяжёлая, тёмная).
Правильно !(подвести итог). Много приключений пережили герои, но в сказке добро всегда побеждает зло, все ликуют! Пришла пора и нам повеселиться и потанцевать. Приглашаю всех на танец.
Танец: «Полька»
У.: Дети, а вы знаете, М. И. Глинка сочинил много прекрасных музыкальных произведений, которые с большим интересом слушают и с удовольствием исполняют и взрослые, и дети. А вы хотите ещё послушать М. И. Глинку? (ответ детей). Тогда я предлагаю вам послушать романс «Жаворонок» (объяснить что такое романс, ведь композитор часто обращался в своё творчестве к образу русской культуре. Слушая романс вы услышите, что музыка очень похожа на трель маленькой птички.
Звучит романс «Жаворонок»
У: Вот и состоялась наша встреча с великим русским композитором М. И. Глинка. Он очень любил свою Родину и русский народ. Свою любовь к Отечеству он передал в опере «Иван Сусанин». Хор «Славься» прославляет наше Отечество, Родину, наш народ. Вы хотите послушать (ответ детей, тогда слушаем.
Звучит хор «Славься»
У.: А теперь я предлагаю вам послушать и посмотреть видео фрагмент
Оперы «Иван Сусанин»
У: Вот и подошла к концу наше увлекательное путешествие в мир прекрасной музыки. Но прежде чем попрощаться, вспомните:
1. С творчеством, какого композитора мы познакомились? (М. И. Глинка)
2. Фрагменты каких опер вы слушали? («Руслан и Людмила», «Иван Сусанин»)
3. Какие произведения мы ещё с вами услышали? («Жаворонок», «Попутная песня»)
Молодцы! До скорой встречи в нашей музыкальной гостиной.