СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Фразеологизмы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Фразеологизмы"»

Орфографический диктант: спать в постельке, чертёж, около избушки, персональный компьютер, щуриться на солнце, закаляться летом, оранжевый, иллюстрация в брошюре, исчезать, сжечь, растолкать, возгордиться, цыплёнок, отрасль, предложить, прилагательное.

Синтаксический разбор: Вчера Алиса заболела и не пришла в школу.

Лексический терминологический диктант (нужно определить слова по лексическому значению и записать их в тетрадь) с последующей взаимопроверкой.

1) Раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка и его основную единицу — слово. (Лексикология)

2) словарный запас одного человека (лексикон);

3) слова, одинаковые по значению и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы);

4) слова с противоположным лексическим значением (антонимы);

5) слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками лексического значения (синонимы);

6)слова, употребляемые жителями той или иной местности (диалектизмы);

7) слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой (жаргонизмы);

8) новые слова, возникающие в языке (неологизмы).



  1. Работа над темой.

Наверное, нет человека, который бы не слышал в свой адрес: «Не валяй дурака!», «Не бей баклуши!» или «Заруби себе на носу!»

Каждый хорошо владеющий родным языком прекрасно понимает, о чём идёт речь, и не удивляется ни “сидоровой козе”, ни дождику, который почему-то идет в четверг.

Итак, не будем бить баклуши. Вы засучите рукава и начнём работать.

Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, в русском языке есть еще и более сложные языковые единицы – устойчивые сочетания слов, в этих сочетаниях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет все выражение в целом. Например, «бить баклуши» - бездельничать, «зарубить на носу» - запомнить.

Такие выражения нельзя понимать буквально, так как их смысл не исходит из смысла слов, составляющих выражение».



«Фразеология – от греч. фразис – «выражение» и логос – «учение» – раздел науки о языке, изучающий фразеологизмы».

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению словосочетанию либо целому предложению.

  1. Работа над темой.

Заданиенайдите объяснение каждому фразеологизму

  1. Клевать носом

А) трусливый человек

  1. На скорую руку

Б) дремать

  1. Вставлять палки в колёса

В) близко

  1. Рукой подать

Г) быть самым главным

  1. Заячья душа

Д) мешать

  1. Играть первую скрипку

Е) торопливо

  1. Заблудиться в трёх соснах

Ж) не суметь в чем-то разобраться



1-Б; 2-Е; 3-Д; 4-В; 5-А; 6-Г; 7-Ж



Задание: ну а сейчас мы обязательно посетим фразеологический зверинец, где вы, несомненно, должны угадать несколько фразеологизмов. Я читаю первое слово, а вы продолжаете:
1. Хитёр как лиса
2. Труслив как заяц
3. Голоден как волк
4. Здоров как бык
5. Изворотлив как уж
6. Надут как индюк
7. Нем как рыба
8. Грязный как свинья
9. Упрям как осёл
10. Болтлив как сорока
11. Колючий как ёж.

КАРТОЧКИ:

Заданиевставьте недостающее слово:

Без задних ….; брать себя в .…..; бросать слова на …..;взять голыми …..…; водить за ..…; как сонная ……; вывести на чистую ……; делать из мухи ……; держать язык за ……..; бежать сломя …….; ждать у моря ……..; за тридевять …….; зарубить себе на …….; гроша медного не ……; днём согнём не ….…; в ежовых …………; палец о палец не …



Задание: Догадайтесь по картинкам, о каком фразеологизме идёт речь:

  1. Писать как курица лапой (некрасиво)

  2. Крутится как белка в колесе (суетиться, заниматься множеством дел)

  3. Как кот наплакал (мало)

  4. Глаза разбегаются (не может сосредоточиться)

  5. Вынести мозг (надоесть)

  6. След простыл (бесследно исчез)

  7. Развесить уши (подслушивать)

  8. Медведь на ухо наступил (нет слуха)

  9. Бежать сломя голову (быстро)

  10. Мелочь пузатая (о детях)

Составить 2 предложения с любыми фразеологизмами.

Физкультминутка. «Что это?»

Немножко отдохнём. На мои загадки я вам сразу скажу ответ: нос, язык, уши. Не говоря ничего, вы должны правильно показать ответ.

Нос Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
Язык Он без костей, за него тянут или дёргают, его проглатывают, он не поворачивается, он до Киева доведёт, его держат за зубами.
Уши Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего – то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.



Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма.

    1. хоть пруд пруди – куры не клюют

    2. кто во что горазд – кто в лес, кто по дрова

    3. как снег на голову – как гром среди ясного неба

    4. ни рыба ни мясо – ни то ни сё

    5. рукой подать – в двух шагах

    6. куда ноги несут – куда глаза глядят

    7. с пустыми руками – несолоно хлебавши (уйти ни с чем, без результата)

    8. ни кровинки в лице – как мел

    9. доводить до белого каления – приводить в бешенство

1) куда глаза глядят

2) в двух шагах

3) куры не клюют

4)кто в лес, кто по дрова

5) как гром среди ясного неба

6) ни то ни сё

7) приводить в бешенство

8) несолоно хлебавши

9) как мел


Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:

  1. рукой подать – у черта на куличиках

  2. на вес золота – грош цена

  3. семи пядей во лбу – глупый как пробка

  4. песок сыплется – молоко на губах не обсохло

  5. в час по чайной ложке – на всех парах

  6. засучив рукава – спустя рукава

  7. потерпеть фиаско – одержать победу

  8. душа в душу – как кошка с собакой


1) мастер на все руки

2) спустя рукава

3) у черта на куличках

5) грош цена

6) глупый как пробка

7) молоко на губах не обсохло

8) потерпеть фиаско

9) как кошка с собакой

10) на всех парах



Д/з: История появления фразеологизма.

Во всю ивановскую значит «что есть мочи, изо всех сил».

Очень давно, в XVI – XVII веках, указы русских царей зачитывались на городских площадях.

В Москве указы русских царей зачитывались на Ивановской площади в Кремле (у колокольни Ивана Великого). Площадь была шумная, многолюдная. Дьяки, читавшие царёвы указы, старались своим голосом заглушить гомон толпы. Им приходилось не читать, а кричать на всю площадь, во всю Ивановскую.

С тех пор и пошло выражение: кричит во всю ивановскую.

Вы тоже на следующий урок найдете историю наиболее понравившегося фразеологизма.

Записать фразеологизмы, устно объяснить значение, записать кратко толкование.



Вставьте пропущенные орфограммы:

Вос..мой этаж, в..езд во двор, в..ехать в город, мален..кий в..етнамец, и..поведь, и..ползать, и..полнить, и..пользование, и..правительный, и..правление, и..пятнать, возл..жить, дол..жить, изл..гать, изл..жение, нал..гать, обл..гать, обл..жение, перел..жение, подл..жить, вр..стать, зар..сти, зар..стить, нар..стание, нар..щение, обр..стать, отр..слевой.


Вставьте пропущенные орфограммы:

Вос..мой этаж, в..езд во двор, в..ехать в город, мален..кий в..етнамец, и..поведь, и..ползать, и..полнить, и..пользование, и..правительный, и..правление, и..пятнать, возл..жить, дол..жить, изл..гать, изл..жение, нал..гать, обл..гать, обл..жение, перел..жение, подл..жить, вр..стать, зар..сти, зар..стить, нар..стание, нар..щение, обр..стать, отр..слевой.


Вставьте пропущенные орфограммы:

Вос..мой этаж, в..езд во двор, в..ехать в город, мален..кий в..етнамец, и..поведь, и..ползать, и..полнить, и..пользование, и..правительный, и..правление, и..пятнать, возл..жить, дол..жить, изл..гать, изл..жение, нал..гать, обл..гать, обл..жение, перел..жение, подл..жить, вр..стать, зар..сти, зар..стить, нар..стание, нар..щение, обр..стать, отр..слевой.


Вставьте пропущенные орфограммы:

Вос..мой этаж, в..езд во двор, в..ехать в город, мален..кий в..етнамец, и..поведь, и..ползать, и..полнить, и..пользование, и..правительный, и..правление, и..пятнать, возл..жить, дол..жить, изл..гать, изл..жение, нал..гать, обл..гать, обл..жение, перел..жение, подл..жить, вр..стать, зар..сти, зар..стить, нар..стание, нар..щение, обр..стать, отр..слевой.


Вставьте пропущенные орфограммы:

Вос..мой этаж, в..езд во двор, в..ехать в город, мален..кий в..етнамец, и..поведь, и..ползать, и..полнить, и..пользование, и..правительный, и..правление, и..пятнать, возл..жить, дол..жить, изл..гать, изл..жение, нал..гать, обл..гать, обл..жение, перел..жение, подл..жить, вр..стать, зар..сти, зар..стить, нар..стание, нар..щение, обр..стать, отр..слевой.


Вставьте пропущенные орфограммы:

Вос..мой этаж, в..езд во двор, в..ехать в город, мален..кий в..етнамец, и..поведь, и..ползать, и..полнить, и..пользование, и..правительный, и..правление, и..пятнать, возл..жить, дол..жить, изл..гать, изл..жение, нал..гать, обл..гать, обл..жение, перел..жение, подл..жить, вр..стать, зар..сти, зар..стить, нар..стание, нар..щение, обр..стать, отр..слевой.


Вставьте пропущенные орфограммы:

Вос..мой этаж, в..езд во двор, в..ехать в город, мален..кий в..етнамец, и..поведь, и..ползать, и..полнить, и..пользование, и..правительный, и..правление, и..пятнать, возл..жить, дол..жить, изл..гать, изл..жение, нал..гать, обл..гать, обл..жение, перел..жение, подл..жить, вр..стать, зар..сти, зар..стить, нар..стание, нар..щение, обр..стать, отр..слевой.






 Карточка № 1.

Проверяемые согласные в корне.

Зага(д, т)ка,  задви(ж, ш)ка,  запове(д, т)ь,  изги(б, п),  изгоро(д,т)ь,  изумру(д, т), книголю(б, п),  кра(б, п), лоша(д, т)ка,  набе(г, к), надба(в,  ф)ка, нахо(д, т)ка, обра(з,с), побе(г, к),  подогре(в,ф),  сороконо(ш, ж)ка,  сортиро(ф, в)ка,  черте(ж, ш),  боро(д, т)ка, босоно(ж, ш)ка,  взгля(д, т), дру(г,к), е(т, д)кий, желе(з, с)ка.

                               Карточка № 2.

-ТСЯ и –ТЬСЯ.

Цветок  раскрывает(?)ся, небо отражает(?)ся, травы пробивают(?)ся, каша варит(?)ся, нужно трудит(?)ся, грамота пригодит(?)ся,  за стол садит(?)ся, люблю катат(?)ся, лист срывает(?)ся, боюсь пошевелит(?)ся, пошли купат(?)ся, нужно наклонит(?)ся.

                                                 Карточка № 3.

Синтаксический разбор.

1.С дерева на нас смотрит большая птица.

2.Яркий луч скользит по песку.

3.Дует горячий ветер, но розовое море не морщит волны.

4.Шелестят сосны, шумят прохладные березовые ветви.


                                                Карточка № 4.

Синтаксический разбор.

1.Мы осторожно дышали на них, и они превращались в чистые капли воды, потом мутнели, смерзались и скатывались на землю.

2.Волны неслись к берегу и выбрасывали на песок, на камни длинные водоросли, неосторожных рыб, крабов и красивых маленьких ракушек.


                            Карточка № 5.

Синтаксический разбор.

1.На мрамор и гранит ложится мягкий свет.

2.Нам из окна телеграфист дает бумажный лист.

3.Здесь вырабатывают ток могучие машины.

4.В классе уютном, просторном стоит тишина.

                            Карточка № 6.

И, У, А после шипящих.

1.Мама купила ш..рокое пальто.  2.У розы большие ш..пы.  3. На рынке мы купили щ..вель.  3.В комнате было просто ч..десно. 4.Маш..нист сел в новую машину и поехал через ч..щу. 5.Маленькие щенята рыч..ли и пищ..ли. 6. Лиза надела новый ч..лок. 7. Чукчи живут в ч..ме.  8.Меня переполняли сильные ч..вства.


                           Карточка № 7.

Разделительные Ъ и Ь.

Вос..мой этаж, в..езд во двор, в..ехать в город, мален..кий в..етнамец, попросить ден..жат, об..единить усилия, под..ехать к дому, сил..ная в..юга, новое об..явление, раз..яснить задание, вожд.. индейцев, храбрый витяз.., горячее пит..е, крутой под..ем, властител.. земел.., бол..шая кукла, яркое плат..е, старый почтал..он, небол..шой рост, умный мал..чик, л..няная ткан.. .


                          Карточка № 9.

Морфемный разбор.

Водный, свежесть, отдышаться, соединить, отказаться, заблестеть, танкист, писатель, певец, моряк, гитаристка, морской, приморский, лебединый, разлетаются, сонный, семеро.


                            Карточка № 10.

Распределите слова по группам однокоренных слов и запишите сначала слова одного корня, затем другого.

1)пень, пена, пенка, пенек, опенок, вспениться, пенный;

2)гора, нагорный, горевать, пригорок, пригорюнился, горе, горка;

3)носить, носик, поднос, носильщик, нос, разносчик, переносчица, переносить, ноша, носовой;


                             Карточка № 12.

Выделите суффикс.

Выдумщик, докладчик, дрессировщик, извозчик, летчик, носильщик, обходчик, подписчик, попутчик, приказчик, приёмщик, притворщик, прицепщик, пулемётчик, разгрузчик, ракетчик, раскройщик, сигнальщик, уборщик.




                            Карточка № 14.

Буквы З и С на конце приставок.

И..поведь, и..ползать, и..полнить, и..пользование, и..правительный, и..правление, и..пятнать, и..сверлить, и..следовать,  ра..катывать, ра..кашляться, ра..каяться, ра..квасить, ра..квитаться, бе..билетный, бе..крайний, бе..парусный, бе..человечный, бе..честный, и..гнанник, и..городь, и..ключение.


                            Карточка № 15.

Буквы О – А в корне - ЛАГ- - - ЛОЖ - .

 Возл..жить, дол..жить, изл..гать, изл..жение, нал..гать, обл..гать, обл..жение, перел..жение, подл..жить, пол..гать, пол..г, пол..жение, предл..гать, предл..жение, предпол..гать, прил..гательное, прол..жить, распол..жить.


                                           Карточка № 16.

Буквы О – А в корне - РАСТ- - -РОС-

Вр..стать, зар..сти, зар..стить, нар..стание, нар..щение, обр..стать, отр..слевой, отр..слевик, перер..стание, прир..стание, прор..стать, разр..стись, р..стение, р..сти, р..стительный, р..стить, р..стковый, Р..стислав, Р..стов, р..стовщик.


                                           Карточка № 17.

Запишите глаголы во 2 лице ед.ч. и в 3 лице мн.ч.

Образец: вить - вьешь, вьют.

Лить, пить, ждать, звать, спать, сидеть.


                                           Карточка № 18.

Выпишите из предложений глаголы. Укажите их начальную форму.

1.Заря сияла на востоке. 2.С тоскою провожаем осенние косяки птиц, которые улетают в неведомые жаркие страны. 3.Идешь по сухим сосновым борам.


                                           Карточка № 19.

Внесите исправления: зачеркните неверное написание, надпишите нужное.

Нет для юннатов поры радосней  осини. Открываеться школьная выстовка. Юннаты выводят на парад свиклу, рож, сочьные спелые яблоки. Они готовят маленькие, но серезные доклады. А потом угощяют всех чаем с вореньем.




                                           Карточка № 21.

Правописание  непроизносимых согласных в корне.

Беско(ст,т)ный, беспа(ст,т)бищный, бессове(ст,с)ный, бесстра(ст,с)ный, бестеле(ст,с)ный, бесхитро(ст,с)ный, бесчелю(ст,с)ной, бесче(ст,с)ный, бесчу(вст,ст)вие, бесшер(ст,с)ный.

                                           Карточка № 22.

Запишите синонимы группами.

Высокий, громадный, верный, точный, заслуженный, гигантский, возвышенный, безошибочный, экономный, колоссальный, бережливый.


                                           Карточка № 23.

Синтаксический разбор.  

В 4-ом предложении слово Москвою разобрать морфологически.

1.Ночь уходит.

2.Поредел над сопками туман.

3.Река и озера засверкали.

4.Над Москвою розовеют дали.


                                           Карточка № 24.

Составьте предложение.

1. Из предложения Парашютисты опустились в центре стадиона возьмите сказуемое.                                                                                    

2. Из предложения  Вдруг послышались легкие шаги возьмите определение.                                                                                                  

3. Добавьте подлежащее из предложения  На щеках тают  снежинки.                                                            

4. Добавьте существительное, выступающее в роли дополнения в предложении Тропинки в саду засыпали листья. Употребите его с предлогом на.


                                           Карточка № 25.

Раздельное написание предлогов.

Сидеть (на) берегу, плескаться (в) воде, найти (под)березовик, выйти (к) деревне, идти (по) тропинке, плыть (на)лодке, легкое (при) косновение, поговорить (с)другом, (за)росли ежевики, полное (без)молвие, смотреть (на) восток, (со) мной играть, (под) столом смотреть, (вне)земной человек.


                                           Карточка № 26.

Правописание окончаний им.существительных.

Служить в арми..., мыть волосы шампун..., стоять на порг... дома, у полевой мыш..., готовить в русской печк..., прийти на берег мор..., написать письмо дочер..., что в имен... твоём, приятный аромат сирен... .

                                           Карточка № 27.

Спишите, подбирая обстоятельства.

Ребята (когда?) ходили (куда?) и (как?) устали. Но (когда?) они выходят (откуда?) и собираются  (где?). Потрескивают (как?) сухие сучья. (Как?) звучат песни.

(Для справок: вдаль, задорно, весело, ярко,  у костра, из палаток, вечером, очень, поход, сегодня.)


                                           Карточка № 28.

Безударные гласные.

Выберите нужное проверочное слова.

Уд..вительно(диво, дева), м..нять(мина, замена), л..пить( липко, лепка), расч..щать (честь, чисто), л..нивый ( лень, линька), м..стерить( мост, мастер)

                                           Карточка № 29.

Синтаксический разбор.  

1.Шумят деревья за моим окном.

2.По двору неторопливым шагом идет мой отец.

3.Я пришел на обрыв и увидел очаровательную картину.

4.Я долго любовался чудесным небом, необъятными просторами, глубиной озера.


                                           Карточка № 30.

Обозначьте  выбранную орфограмму.

Ц..ган, р..сла, р..сток, бе..чувственный, бе..жалостный, ж..лудь, ш..рох, распол..гаться, ц..ганский, зар..сли, предпол..жение, ц..ферблат, ц..корий, ж..сткий, бе..шумный, ч..рный.




                                           Карточка № 32.

Перепишите, изменяя сущ. в нужный падеж.

Сообщить о (постановка), говорить о (пьеса), рассказать о (выставка), присутствовать при (беседа), подниматься  по ( лестница), говорить о (деревня), приехать к (бабушка), уйти с (веранда), встретиться на (лекция), выписаться из (больница), рассказать об (эпопея), вернуться в (гавань)

 


                                           Карточка № 33.

 И-Ы после Ц. Перепишите, объясняя правописание.

Густые ресниц.., юные проводниц.., круглолиц..й мальчик, гастроли ц..рка, хор ц..ган, мои сверстниц.., прилетели птиц.., сестриц..н подарок, новая редакц..я, виноградная плантац..я, пушистый ц..пленок, громко ц..кнуть, молодые кузнец.., ц..тировать писателя, холодный ц..клон.

 


                                           Карточка № 34.

Вставьте пропущенные буквы (-раст – рос-)

Выр..стить, на выр..ст, дор..сти, зар..стание, перер..стание, прир..стание, прор..стать, разр..стись, р..стение, р..стительный, р..стить, р..стковый, Р..стислав, Р..стов, р..стовщик, разр..сшийся, недор..сль, возр..ст, ср..слись, взр..щенный, выр..щу,




                                           Карточка № 36.

О-Е после шипящих в окончаниях сущ./прил.

Камыш..м, меч..м, этаж..м, тираж..м, душ..м, кумач..м, плащ..м, борщ..м, училищ..м, гордец..м, матч..м, работниц..й, крыш..й, лисиц..й, врач..м, сердц..м, могуч..му, неуклюж..му, руж..му, скрипач..м, мельниц..й, ерш..м, певц..м.


                                           Карточка № 36.

Распределите слова в столбики, по склонениям.

Три любых просклоняйте.

Книга, полет, задача, тетрадь, писатель, акция,  гений, июнь, май, соль, боль, лось, пыль, высота, песня, станция, поле, домино, окно, море, грация, молодежь, молоко, хлопок, вещь, чернота, рысь, завод, мышь, дебаты, очки, ножницы.