Урок в 7 классе «Наречие как часть речи»
Тип урока: урок изучения нового материала
ЦЕЛЬ: 1. Помочь учащимся осмыслить своеобразие наречия как части речи, его специфические признаки.
2. Продолжить формирование у ребят навыков отличия частей речи:
Образовательные цели и задачи:
сформировать устойчивое представление о наречии и его соотнесённости с другими частями речи;
выделить отличительные признаки наречия как части речи (грамматическое значение, главному морфологическому признаку – неизменяемости, синтаксической функции;
выяснить, что обозначают наречия, какова функция наречий в высказывании;
совершенствовать умение работать с текстом, понимать текст;
содействовать формированию умений употреблять изученные орфограммы.
Ход урока
1.Орг. момент.
2. Стих-е о снежинках.
В воздухе белые хлопья кружатся,
Тихо на землю падает снег,
С каждой снежинкою преображаться
Будет природа и сам человек…
С каждой снежинкой, что падает плавно,
Чище становится всюду вокруг,
Станет в душе так приятно и славно,
Если окажется рядышком друг…
Всюду снежинки приносят улыбки,
Всюду им рады, и, как ни крути,
Снег пеленою укроет ошибки,
Что приключались на сложном пути…
Оксана Варникова
-Какими чувствами наполнено это стихотворение?
-Мне кажется, что у каждого человека, при виде падающего снега, особенно первого, сияют глаза, хочется радоваться и улыбаться.
- Я надеюсь, что благодаря этому стихотворению, очень позитивному, наполненному положительными чувствами и эмоциями, мне удалось поднять вам настроение и создать положительный эмоциональный настрой на урок.
3. Итак, начинаем. Понять, о чём сегодня будет идти речь, нам поможет отрывок из рассказа известного русского писателя, лингвиста Льва Успенского: «Знаете, какая теперь завелась мода? Идет человек в лес и притаскивает оттуда целую кучу корявых сучков, корней, разных древесных наростов.
А потом начинает разбирать эти свои драгоценности, и домашние удивляются: посмотришь на этот сучок, а он, оказывается, вылитый Конёк-Горбунок. Второй как две капли воды похож на Бабу-Ягу. Третий точно вылеплен с Царевны-Лягушки... Все сучки, и все разные. Я всякий раз вспоминаю про эти лесные самородки-поделки, когда начинаю думать об одной нашей части речи – …... Удивительная часть речи».
-Эту удивительную часть речи мы и будем сегодня изучать. А чтобы определить её, обратимся к стихотворению, которое помогло нам настроиться на работу.
С каждой снежинкой, что падает плавно,
Чище становится всюду вокруг,
Станет в душе так приятно и славно,
Если окажется рядышком друг…
-Посмотрите внимательно и скажите, слова какой части речи преобладают в этих строчках. (наречия). Назовите.
-Верно, сегодня речь пойдёт о наречиях.
-Попробуйте сформулировать тему урока, учитывая, что это первый урок в череде уроков, посвящённых наречию.
Записываем в тетради число, тему.
-А к каким частям речи относятся наречия? (самостоятельным). Это первый элемент нашего кластера.
-С наречиями отчасти вы уже знакомы, но как самостоятельную часть речи вы изучаете её впервые.
-Какую цель мы сегодня поставим перед собою. (Систематизировать и расширить знания о наречии. Вспомним, что такое наречие, узнаем морфологические признаки, синтаксическую роль, научимся находить в тексте и употреблять в речи).
4. Так что же такое наречие? Давайте заглянем в глубь истории и познакомимся с этимологией названия.
(сообщение ученика)
Наречие - слово старое. Оно было ещё в древнерусском языке. Если попытаться определить его происхождение, то придётся выделить в нём корень –реч-. Слово речь в древнерусском языке имело различные значения, в том числе и “говорить”(глаголить). От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.
Если буквально перевести термин «наречие» на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни –«приглаголие».
5. Исследовательская работа
-Вспомнить известные сведения и узнать новые нам поможет исследовательская работа. Для этого мы сегодня разобьёмся на группы. Каждый ряд проводит своё исследование и делает выводы. На партах у вас инструкционные листы с заданием, работаем в парах, пишем прямо в инструкционных листах.
(Один из учеников получает задание поработать с фразеологическим словарём - во веки веков).
1группа
-На какие вопросы отвечает наречие? Чтобы ответить на этот вопрос, от главного слова к наречиям задайте вопросы и впишите их.
Бежать (когда?) сегодня, завтра.
Бежать (где?) рядом, впереди.
Бежать (куда?) вперед, назад.
Бежать (откуда?) издалека.
Бежать (как?) быстро, медленно.
Бежать (зачем?) специально.
Бежать (почему?) с перепугу, со страха.
-Добавляем в кластер вопросы наречия.
2группа
Определите грамматическое значение наречий.
Для этого найдите главное слово, определите его часть речи и задайте вопрос к наречию. Сделайте вывод: что обозначает наречие.
Приехать быстро
Очень интересная
Слишком загадочно
Рубаха навыпуск
-Добавляем в кластер.
3группа
Определите синтаксическую роль наречий.
Для этого найдите слово, к которому относится наречие, определите его часть речи и задайте вопрос.
Снежинки плавно опускаются на землю.
Загадочно выглядит лес в снежном уборе.
Это была встреча наедине.
Добавляем в кластер.
6. Работа с учебником.
Хорошо. А теперь обратимся к учебнику стр.80. Прочитайте материал и скажите, о чём ещё мы не вспомнили. ( Неизменяемость)
-Что это значит? (нет окончания)
Добавляем в кластер.
-Сделаем общий вывод, что такое наречие. (Наречие – это неизменяемая самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признак признака, реже- признак предмета, отвечающая на вопросы КАК? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? И другие. В предложении чаще бывает обстоятельством.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
1.Работа с текстом «Зимой»
Сегодня выдался чудесный день. Под лучами зимнего солнца весело искрится снег. Вдали виднеется лес. Лыжники отважно прокладывают путь по нетронутому снегу. Начинается очень интересный поход.
Задание: Прочитайте текст. Выпишите из текста наречия со словами, к которым они относятся.
-К какому стилю речи мы отнесём данный текст? (к художественному)
-А теперь прочтите текст без наречий. Как изменилось содержание текста?
-Какова же роль наречий в тексте? ( точно характеризуют действие, делают речь ясной, понятной).
М.Горький говорил: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».
-Согласны вы с высказыванием М.Горького?
-Найдите в тексте наречия, которые не уточняют, а образно рисуют действие.(весело, отважно).
Разберите эти наречия по составу. Весело, отважно
-Такие наречия позволяют ярче выразить наши мысли и в тексте художественного стиля являются ярким изобразительно-выразительным средством – эпитетом.
2. Давайте ещё поработаем с художественным текстом. Восстановите текст В. Короленко, вставляя вместо пропусков подходящие по смыслу наречия.
(наречия вписываются в текст на листах)
Над землей _______ поднимается холодное солнце, __________ бежит холодный ветерок, ______________ несутся холодные тучи... Жизнь замирает _____. Земля все больше проступает из-под зелени своей чернотой. В небе господствуют холодные тона.
И __________ наступает день, когда на эту смирившуюся и притихшую землю ____ начинают падать миллионы _______красивых снежинок, и вся она становится ______ белой. (В. Короленко)
Слова для вставки: медленно, тихо, вдруг, ослепительно, удивительно, быстро, низко, незаметно.
Самопроверка
(Над землёй медленно поднимается холодное солнце, быстро бежит холодный ветерок, низко несутся холодные тучи… Жизнь замирает незаметно.
Земля всё больше проступает из-под зелени своей чернотой. В небе господствуют холодные тона.
И вдруг наступает день, когда на эту притихшую землю тихо начинают падать тысячи удивительно красивых снежинок, и вся она становится ослепительно белой. )
-У кого получился оригинальный текст?
-В каких примерах наречия являются эпитетом?
ФИЗМИНУТКА
-Устали? А нашим глазам нужно отдохнуть. Вспомните свои чувства, какие вызвало стихотворение о снежинках в начале урока и понаблюдайте за движение снежинок на экране.
Закройте теперь глаза и представьте себе снегопад.
3. Продолжаем разговор о наречии. Давайте посмотрим, насколько точно и метко можно владеть этой частью речи, используя её в разговоре, обогащать свою речь.
3.-Замените фразеологические обороты наречиями. Вспомним, а что такое фразеологизм?
как в аптеке- точно
во весь дух, сломя голову - быстро
как свои пять пальцев - хорошо
яблоку негде упасть - тесно
на край света- далеко
кот наплакал- мало
черепашьим шагом - медленно
ни свет ни заря - рано
рукой подать - близко
(При затруднении учитель даёт употребление фразеологизмов контексте.)
Составьте предложение с одним из фразеологизмов.
4. Игра «Редактор»
Замените наречия синонимичными фразеологизмами.
Шел медленно пес Барбос
И вот что говорил невнятно:
«Мы жили с котом дружно,
Но внезапно он закон нарушил.
Теперь уйду я далеко,
Никогда не передам привета».
Вы дружбу дорого цените,
Необдуманно лишних слов не говорите. (Е.А.Полежаева)
Для справок: душа в душу, на край света, черепашьим шагом, с бухты-барахты, ни в жизнь, себе под нос ,во веки вечные, как снег на голову, на вес золота.
Будьте внимательны, у вас фразеологизмов больше, чем наречий. Один должен остаться.
Шел черепашьим шагом пес Барбос
И вот что говорил себе под нос:
«Мы жили с котом душа в душу,
Но как снег на голову он закон нарушил.
Теперь уйду я на край света,
Ни в жизнь (во веки вечные) не передам привета».
Вы дружбу на вес золота цените,
С бухты-барахты лишних слов не говорите.
Какой фразеологизм остался? (во веки вечные). Давайте послушаем значение этого фразеологизма.
Во веки веков (во веки вечные) -1.Навсегла, вечно.
2.Никогда.
-Какова основная мысль этого текста?
5. Вспомним пословицы о дружбе, в которых встречаются наречия.
Будь друг, да не _________.(вдруг)
Без друга в жизни__________. (туго)
Дружба от недружбы __________ живёт. (близко)
Легко друзей найти, да _________ сохранить. (трудно)
Молодцы, раз знаете пословицы о дружбе, значит должны уметь дружить.
А посмотрите на последнюю пословицу, тут только одно наречие? А как называются такие слова? (антонимы).
6.Допишите пословицы с наречиями-антонимами.
Мягко стелет, да… спать. Высоко летаешь, да …садишься. Легко сказать, да… сделать. Подальше положишь – …возьмёшь. Не делай того завтра, что можешь сделать …..
(…да жестко спать, … да низко садишься, …да тяжело сделать, … поближе возьмешь, … что можешь сделать сегодня).
-А какой ещё вариант этой пословицы есть? (Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня).
-Приходилось ли вам её слышать? При каких условиях?
Рефлексия Продолжите любую фразу
Я узнал….
Я понял..
Я могу…
Урок прошёл…..
Дом.задание. Оценки