СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока-обобщения по литературному чтению в 3 классе. Литературная сказка В.Ф.Одоевского " Мороз Иванович"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока разработан для 3 класса. Показана форма групповой работы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока-обобщения по литературному чтению в 3 классе. Литературная сказка В.Ф.Одоевского " Мороз Иванович"»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе

Тема: Литературная сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».

  • Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений ( урок обобщения и систематизации).

Цели:
Деятельностная: научить детей структуризации и систематизации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.
Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Формы и методы обучения.

Формы: фронтальная, работа в группе

Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный

Планируемые результаты:

Обучающиеся научатся различать народные и авторские произведения;

анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, находить в тексте заданный эпизод,

восстанавливать нарушенную последовательность;

выполнять действия контроля (самоконтроля) и оценки процесса и результата деятельности, участвовать в совместной деятельности: выполнять роли лидера, подчинённого, соблюдать равноправие и дружелюбие

Планируемые УУД:

Познавательные универсальные учебные действия:

Базовые логические и исследовательские действия

Формировать умение анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, делить текст на части, конструировать план текста, дополнять и восстанавливать нарушенную последовательность; находить в тексте заданный эпизод, , характеризовать героя, формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);

работа с информацией:

формировать умение распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Формировать умение воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

Регулятивные универсальные учебные действия:

самоорганизация:

формировать умение планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

самоконтроль:

научиться устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Совместная деятельность:

формировать умение принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

формировать умение проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

учить ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;






















1 Организационный этап

2.Актуализация знаний

Звучит отрывок из песни сказки гуляют по свету.

-ребята, о чем шла речь в песне? ( о сказках)

-что такое сказки? ( это волшебство)

- на какие 2 группы делятся сказки (народные и литературные)

- чем отличаются эти сказки?

Народная сказка - ( существует много вариантов, время создания определить невозможно, может быть бытовая, волшебная, о животных)

Литературная сказка – (автор конкретное лицо, создается в письменной форме, внесение изменений не допускается, включает элементы бытовой, волшебной сказки и даже фантастики )

3. Самоопределение к деятельности

-Сказки – это мир волшебства. Наше путешествие в мир волшебства начнется после выполнения задания. Вам необходимо разгадать кроссворд.

(кроссворд – ключевое слово : Мороз Иванович)

-вы догадались о чем мы будем говорить на уроке?

4. Первичное закрепление

Беседа по содержанию сказки

- эта сказка народная или литературная? (литературная) Почему? ) (Её написал Владимир Федорович Одоевский).

-Ребята, перед вами книга, которая была выпущена 1983 году, давайте посчитаем сколько лет данному изданию (41 год)

-давайте вспомним героев сказки Мороз Иванович :

_красивый старичок, седой-седой сидит на ледяной лавочке, да снежные комочки ест. Вы узнали, кто это? (Мороз Иванович)-выставляется картинка героя.

- охарактеризуйте мороза Ивановича ( под картинкой дается характеристика героя на отдельных карточках)

-А вот еще одна героиня сказки

-Я очень умная девочка, рано встаю, сама одеваюсь. А вставши с постельки, за работу принимаюсь. Кто это? (рукодельница)-выставляется картинка героини

- как образовалось слово рукодельница, из каких частей оно состоит ? ( -рук, дел)

- ка вы понимаете смысл этого слова (все делает своими руками)

- охарактеризуйте Рукодельницу

- следующая героиня сказки встанет, попрыгает, да сядет к окошку мух считать. Кто это? (Ленивица)-выставляется картинка Ленивицы

-Почему её автор так назвал? (имя образовано от слова -лень

-давайте охарактеризуем эту героиню

-что делала Ленивица возле окна? ( мух считала)

- что означает выражение «мух считать»- ничего не делать

-как называется это устойчивое выражение- фразеологизм (карточка с фразеологизмом вывешивается на доску)

5. Физминутка

Пусть дорога нелегка (ходьба на месте)

И замерзли мы слегка (обнять себя руками),

Руки мы сейчас согреем ( потираем руки)

Всё на свете мы успеем.( хлопок)

6. Закрепление (добывание и применение знаний в новой ситуации)



-у нас впереди интересная работа , давайте активизируем мыслительную деятельность (нейрогимнастика-« классный зайчик»)

- я предлагаю вам поработать в группах.

-давайте вспомним правила работы в группах ( правила работы в группах вывесить на доску)

-ребята, каждая группа получает свое задание, я предлагаю вам выбрать название своей группы в зависимости от заданий, которые вы получите.

1 группа :расположите последовательно части сказки Мороз Иванович

Упавшее ведёрко

Перина Мороза Ивановича

Ленивица спускается в колодец

Награда Ленивице

Две девочки

Награда Рукодельнице

Работа Рукодельницы

Проказы Ленивицы

Встреча Рукодельницы и Мороза Ивановича

Встреча Ленивицы и Мороза Ивановича

Правильный ответ:

Части располагаются в последовательности:

Две девочки

Упавшее ведёрко

Встреча Рукодельницы и Мороза Ивановича

Перина Мороза Ивановича

Работа Рукодельницы

Награда Рукодельнице

Ленивица спускается в колодец

Проказы Ленивицы

Награда Ленивице

2 группа : словарная работа ( объяснить значение слов)

(дети получают карточку со словами)

Исстари, платки рубить, студенец, горница, почивать ,окостенели, ни мало не мешкая)

3 группа: найти научные сведения в сказке.( фильтрация воды, проростки зерна спрятаны под снегом, чтобы не замерзли. А весной проростки заколосятся и будет зерно, которое крестьянин соберет , да на мельницу отвезет; топка печей и закрытие труб вовремя иначе будет угар, который может привести к непоправимым последствиям)

4 группа: подбор пословиц к произведению (пословицы рассыпались, собрать пословицы, уметь объяснить их смысл и выбрать ту, которая подходит к данному произведению)

Под лежачий камень и вода не течет

Не в свои сани не садись

Какова работа, такова и награда

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

5 группа: составление синквейна

1-я строка — тема — существительное

2-я строка — два прилагательных, описывающих тему

3-я строка — три глагола, описывающих тему.

4-я строка — предложение, раскрывающее свое отношение к теме.

5-я строка — итог, синоним к теме.

Задание: составить синквейн о герое , в честь которого названа сказка.

Мороз Иванович

Справедливый, мудрый

Проверяет, наблюдает, награждает

По достоинству награждает девочек.

Мудрость


Представитель команды работает возле доски. ( оценивание работы каждой группы учениками с использованием сигнальных карточек)

-

7. Подведение итогов

Наше путешествие по сказке завершилось.

-Понравилось ли вам путешествие?

У этой сказки есть эпиграф.

Эпиграф – высказывание, которое предшествует тексту и «подсказывает» читателю его главный смысл.

Прочитайте его на с. 140 учебника. (Нам даром, без труда, ничего не дается, – недаром исстари пословица ведется.)

-Как вы понимаете смысл данного высказывания? (ответы детей)

- Какова главная мысль произведения?

(Основная идея этого произведения «Зло и лень должны быть наказаны, а трудолюбие, скромность, доброта награждены.»)
– Встречались ли вам в жизни подобные истории? А люди, похожие на Ленивицу и Рукодельницу?

– Адресуя свои сказки детям, Одоевский стремился, чтобы в них как можно чаще встречались доброта, а не жестокость; красота, а не уродство.

-Перед началом нашего путешествия мы с вами поставили задачи. Давайте их вспомним.(вспоминают)

-выполнены ли нами поставленные задачи? (да)

8.Рефлексия.

-Ребята, мне понравилась ваша работа, а как вы оцениваете свою работу на уроке. Мне Мороз Иванович подарил ведро и дал наказ наполнить его кристаллами зеленого цвета, если на уроке было интересно и вы справились со всеми заданиями, кристаллами желтого цвета, если были сомнения, красными кристаллами- есть ошибки ( что не понравилось)


9.Домашнее задание

-Ребята вы меня сегодня порадовали и я хочу вас порадовать выставлением отметок за урок.

- У вас будет творческое домашнее задание: изготовить книжки -малышки для второклассников, которые будут изучать данное произведение.