Ход урока
Сказав о теме и цели урока, учитель предлагает поговорить о женщине как матери вообще.
Учитель: Какие они – женщины–матери? Какие черты им присущи? Какие черты у них разные и какие одинаковые?
Затем обращается внимание на репродукции, расположенные на доске( все, кроме « Сикстинской Мадонны» Рафаэля).
Учитель: Что общего в чертах этих женщин? Из реального они мира или нет?
Ответы: - Некоторые женщины с небес, но выражение их лиц как у земных женщин, как у наших матерей (заботливые, ласковые, нежные).
Учитель помогает анализировать произведения художников:
-«Владимирская богоматерь» - грустная, прижимает к себе сына, не хочет с ним расставаться.
-«Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи играет с ребенком, как играли с нами когда-то наши мамы. Она как бы сама ещё ребёнок.
-«Мать» Дейнеки сидит к нам спиной, как заслон, как стена. Не случайно она изображена обнажённой – художник показывает, что ценнее ребёнка у неё ничего нет. Она защищает сладкий сон своего малыша.
-«Дочки–матери» Щербакова. Вы совсем недавно были такими вот детьми. И девочки тоже очень любили играть в дочки-матери. А когда-нибудь и вы станете настоящими матерями. И будете ласкать, любить, защищать, может
, немножко баловать своих детей, также как ваши мамы вас.
(На доске висит большая репродукция «Сикстинская мадонна» Рафаэля, закрытая тканью).
Учитель: А сейчас я вам покажу ещё одну картину, и, глядя на неё, вы должны сказать, что вы чувствуете, что вы видите. (Включает музыку «Аве Мария» и открывает «Сикстинскую мадонну»)
Ребята анализируют картину с помощью учителя:
Все знают, что Мария-мать Христа, и что ожидает она ребёнка на муки. Но, глядя на картину, мы видим, что отдаёт она ребёнка с радостью, с лёгкостью, т. к. изобразил её художник на облаках. Она как будто летит, накидка её развивается. Небеса, как в театре занавес, распахнулись. Так и хочется протянуть руки и взять ребёнка
Учитель: А разве ваша мама отдала бы вас так легко?
Ответы: НЕТ! Но, это - другая мать и другой ребёнок- это святые. Мария знает, что отдаёт ребёнка во спасение людей, человечества.
Учитель: А, вот сейчас давайте каждый из вас подумает, много ли вы принесли огорчений вашей маме непослушанием и грубостью. Я думаю, что вы придёте сегодня домой и пообещаете маме больше не волновать и не огорчать её, ведь она – самая добрая, самая милая, самая ласковая, самая любимая и, конечно же, самая красивая мама на свете. И, сейчас на уроке я предлагаю вспомнить черты своей мамы и изобразить её портрет, используя все знания, умения и навыки, полученные на предыдущих уроках. Рисовать можноЮ сначала карандашом, а затем акварелью или гуашью. Если всё понятно, приступайте к работе.
План-конспект урока изобразительного искусства в 6 классе.
Тема урока: «Образ матери в изобразительном искусстве».
Цель урока: Увидеть черты, характер, образ своей мамы в произведениях великих художников.
Задачи урока:
1) Знакомство с произведениями великих художников.
Развитие навыков изображения портрета.
Воспитание любви к маме.
Тип урока: Комбинированный.
Оборудование урока:
-репродукции:
Рафаэль «Сикстинская мадонна» (очень большую).
Икона «Владимирская богоматерь».
Л. да Винчи «Мадонна Бенуа».
«Мадонна Рафаэль.
Щербаков «Дочки-матери».
Дейнека «Мать».
Рембранд «Портрет старушки».
Аудиозапись «Аве Мария» в исполнении Р. Лоретти.
План урока.
Орнамент-2 мин.
Создание образа матери. Анализ произведений художников-10 мин.
Практическая работа-20 мин.
Подведение итогов урока-3мин.