Ход урока:
1.Самоопределение к деятельности (Орг. момент)
- Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
-Повернитесь друг к другу и улыбнитесь.
Возьмите друг друга за руки и скажите:
- Не нужно ждать и хмуриться,
Не нужно унывать.
Пусть всё у нас получится!
Мы будем знания открывать!
2. Постановка учебной задачи
- Посмотрите на доску.
( На экране интерактивной доски слова: Главные, в, решать, задачи, корне, учимся, слова, орфографические)
- Прочитайте слова. Используя эти слова попробуйте сформулировать название темы, которую мы изучаем
(Дети составляют название темы урока, а один из учеников двигает слова на доске, выстраивая фразу: Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова)
- Что значит решить орфографическую задачу?
( выбрать правильную букву)
- Что нужно сделать, чтобы выбрать правильную букву?
(подобрать проверочное слово )
- К какой группе слов мы уже умеем подбирать проверочные слова? (названия предметов)
- Какие способы подбора проверочных слов для названий предметов вы знаете?
( -изменить слово во мн. числе в ед.число или наоборот : ед.число во мн.число;
- изменить слово по команде вопроса КТО? или ЧТО?;
- изменить слово по команде вопроса МНОГО КОГО? или МНОГО ЧЕГО?
- можно назвать предмет ЛАСКОВО или представить его МАЛЕНЬКИМ.
- от значения слова – к правильной букве.)
3. Актуализация знаний
1. Прочитайте слова, записанные на доске ( слова на интерактивной доске).
Л . СНИК, Х . ТРЕЦ, Д .БРЯК, СТР.ОИТЕЛЬ, СМ. ЛЬЧАК
УМН . ЖАТЬ, Ч . РТЁЖНИК, Т . ХОНЯ, В . ДИТЕЛЬ.
- Откуда я взяла эти слова?( из домашней работы, упр.№378)
- На какие группы можно распределить эти слова?( качества людей, профессии людей)
-Прочитайте слова, которые называют людей по их качествам.
- Вставьте пропущенные буквы. (называя способ проверки!)
(ученики выходят к доске, вставляют буквы, называют способ проверки, а остальные оценивают их ответ сигналом светофора)
-А теперь слова, которые называют людей по профессии.
- Вставьте пропущенные буквы.
(ученики выходят к доске, вставляют буквы, называют способ проверки, а остальные оценивают их ответ сигналом светофора)
-А какое слово осталось лишним?
(УМН . ЖАТЬ)
- А чем оно отличается от всех остальных?
(оно обозначает действие предмета)
4.Прогнозирование целей и задач с опорой на пробемный вопрос
Глядя на это слово попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
ЧЕМУ БУДЕМ СЕГОДНЯ УЧИТЬСЯ?
( Как узнать букву корня в названиях действий)
Чему вы должны будете научиться сегодня на уроке?
(писать буквы гласных звуков в корне слов в названиях действий)
На какие вопросы отвечают слова названия действий?
(что делает? что сделает?)
- Посмотрите на доску ( на интерактивной доске)и попробуйте сформулировать цели и задачи нашего урока.
Что ?
Где ? НАДО
Как ? ПРОВЕРИТЬ
Чем ?
(Что? Нам нужно проверить?- букву гласных звуков в корне слова
Где? нам нужно проверить? – в словах названий действий предметов
Как? Мы будем проверять? - путём подбора проверочных слов
Чем? Мы будем проверять?- какие проверочные слова будем подбирать)
5.Построение проекта выхода из проблемной ситуации (открытие нового знания).
·Вернёмся к слову УМН . ЖАТЬ
·Какие буквы можно вставить в «окошечко»? (а ,о)
- Попробуем проверить необходимую букву известными способами проверки.
( дети называют способы :
изменить слово во мн. числе в ед.число или наоборот : ед.число во мн.число;
- изменить слово по команде вопроса КТО? или ЧТО?;
- изменить слово по команде вопроса МНОГО КОГО? или МНОГО ЧЕГО?
- можно назвать предмет ЛАСКОВО или представить его МАЛЕНЬКИМ и убеждаются, что эти способы не подходят)
- Какой либо способ мы ещё не называли? Как определить какую букву писать? (поискать значение)
- Где можно узнать значение слова?
(Позвонить знакомым
Посоветоваться с товарищами
Спросить у других людей
Посмотреть в Толковом словаре
Спросить у учителя)
(Дети смотрят значение слова в Толковом словаре )
Тему «УМНОЖЕНИЕ» вы будете изучать на уроках математики в 4 четверти
( показываю учебник математики и сравниваем толкование учебника и словаря)
- Давайте проверим, подходит ли наш выбор к другим словам:
упр.№ 379.
- Прочитайте слова. Как они называются? (слова названия действий)
Будем вставлять буквы и объяснять свой выбор.
Как будем решать орфографические задачи? (искать значение слова)
( по 1 человеку у доски, остальные в тетради)
ПОДАРОК _ ПОДАРИТЬ ГОСТИ - ПОГОСТИТЬ
ШАГ - ШАГНУТЬ КРОШКИ - ПОКРОШИТЬ
-Как вы находили проверочные слова?
6. Первичное закрепление
1) Работа в парах. У каждой пара на парте – карточка. Задание : образуй от названий действий однокоренные проверочные слова и запиши пары, объясняя выбор букв
ЧТО? ЧТО?
ЗВ . НИТЬ ________ КР . ЧАТЬ ________________
СТ . НАТЬ ___________ ТР . ЩАТЬ _______________
К . РМИТЬ __________ СВ . СТЕТЬ ___________________
Л . СКАТЬ __________ П. . ЩАТЬ __________________
Проверка:Ученики по цепочке читают пары слов: один называет слово проверочное, другой –говорит букву, которую они выбрали. Остальные- оценивают сигналом светофора.
2) Давайте обобщим свои наблюдения. Что заметили? Как будем узнавать буквы в корнях названий действий?( искать значение слова и с помощью однокоренного слова, отвечающего на вопрос ЧТО? находить верную букву)
Проверим свой вывод .Найдите на стр.51 правило в синей рамке. Обобщи и расскажи о своих наблюдениях
Чтение правила
7. Физминутка.
Учитель проговаривает стихотворение, дети выполняют движения:
Хомка, хомка, хомячок!
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз- два- три- четыре- пять!
Хомка хочет сильным стать!
Какие слова названий действий вы услышали в физминутке?
- Запишем в тетрадь : встАёт , моет , трёт , подмЕтает, выходит , хочет стать.
- Какие слова требует проверки в корне?
Какой способ проверки выберем?
8 .Построение проекта выхода из проблемной ситуации (открытие второго способа проверки)
1)А сейчас с вашей помощью откроем второй способ проверки безударных гласных в корне в словах названиях действий
Упр. 381 - прочитайте задание
- По команде каких вопросов вы будете изменять слова? (что делает?, что сделает?)
Работа по вариантам
Выбери столбик слов и запиши сначала проверочное слово , и с его помощью реши орфографическую задачу.
- Прежде чем вы будите записывать слова , прочитайте подсказку авторов учебника в синей рамке. О чём напоминают цифры 1, 4?
2) На интерактивной доске высвечивается правильно выполненное задание .
Дети проверяют себя и пастой чёрного цвета делают исправления.
- Поднимите руку те дети, которые не допустили ошибки.
- Поднимите руку те дети, которые допустили ошибки. Как вы думаете, почему были ошибки? Что нужно помнить, чтобы в дальнейшем их избежать?
Как будем узнавать буквы в корнях названий действий?
Какие способы проверки вы узнали?
9. Включение нового знания в систему знаний и повторение
1 ) Физ. минутка .
- Покажите действия, которые записаны на карточке (учитель показывает карточку и выставляет её на доску)
лавил, бижал, пилил, посалил, шагал, сварил
- Запишите эти слова в тетрадь, исправив, где нужно, ошибки.
Взаимопроверка .
- У кого были затруднения? Какой способ проверки выбрали?
3) Работа в печатной тетради. упр.№ 382
1 уровень - вставить пропущенные буквы и устно подобрать проверочные
2 уровень - к каждому столбику приписать по одному своему слову
Самопроверка .Сверьте свои записи с доской. Исправьте чёрной пастой неверно выполненное задание. Какие затруднения были?
Какой способ проверки использовали?
4) Работа в группе (дети маркером вставляют букву в слове)
Д…лил пот…рял
В…дил навр…дил
Нат…нул запл…сал
Нап…сал умн…жал
Д…лил ст…нцевал
Проверка всем классом
Проверка происходит при помощи индивидуальных светофоров.
Представители групп выходят к доске и отвечают за всю группу.
10. Итог урока.
- Прежде, чем мы пойдёт на перемену, давайте вспомним, с чем мы познакомились на уроке?
-Над какой темой работали?
- Назовите способы проверки слов названий действий.
Если бы вы были авторами учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения данной темы?
-Где пригодятся вам данные знания?
- Какое бы вы хотели получить домашнее задание, чтобы ещё поработать над нашей темой урока?
(выписать из книги , которую читаешь слова названия действий с безударной в корне и подбери для них проверочные, выполнить упр. и з учебника и т.д)
11. Рефлексия
А теперь каждый из вас оценит свою работу на уроке. У вас на парте 3 полоски: красная, жёлтая, зелёная. На одной из них вы сейчас запишите своё имя.
Вы выберете зелёную полоску , если всё было понятно, всё получалось, задания выполнял без ошибок, активно работал.
Жёлтую, если не всё было понятно, не всё получалось, в задании были ошибки, которые потом сумел исправить; не всегда активно работал.
Красную, если не всё было понятно, не всё получалось, задания выполнял с ошибками; не доволен своей работой и просит помощи.
Выбранные полоски с вашим именем положите после урока в конверт на столе.
Спасибо за урок! Над этой темой мы продолжим работу завтра.
Мобилизующее начало. - С добрым утром начат день Первым делом гоним лень На уроке не зевать, А работать и писать. Начинаем урок! II Актуализация опорных знаний. Минутка чистописания. - Откройте тетради. Вы видите там задание на минутку чистописания. Выполняйте его, стараясь соблюдать все правила соединения букв и элементов. -Оцените свою работу. 2. – Запишите число и слова «Классная работа» в тетрадях. 3. Словарная работа. - Я загадываю загадки, отгадки пишите в тетради, а Катя –на доске. *Где доска и парта есть, Чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, Это наш просторный …(класс) *Простудился я вчера, Голова болит с утра, Я закашлился, охрип, У меня, наверно, …(грипп) *Многим нам она знакома. В ней купаться можно дома. Что же это за предмет? Догадались или нет?…(ванна) *Загадка эта нелегка Пишут всегда через два «к». И мяч, и шайбу клюшкой бей, А называюсь я …(хоккей) *Шестой день недели. (суббота) - Проверьте написание. - Что объединяет эти слова? (слова с удвоенными согласными) - Существуют ли правила проверки этих слов? (нет, мы их должны запомнить) III Целеполагание 1.Работа по карточкам. —Реши орфографическую задачу и сформулируй правило: а) л.сной- гр.чи- р.ка- в.да- гр.за- б) шу.ка- ры.ка- моро.- берё.ка- ло.ка- в) со?нце- чудес?ный- сер?це- звёз?ный- вкус?ный- -Нужны ли вам были новые знания при решении этих орфографических задач? (нет) - Значит, что мы сейчас с вами делали? (повторяли изученное) - Назовите тему нашего урока (повторение) - Зачем нужны уроки повторения? (понять, что мы уже знаем и что нужно вспомнить) –Откройте учебник с. 88 и прочтите тему урока. Что означает слово «итоги»? (результаты) IV Физкультминутка Звери у ручья напились, Вправо, влево наклонились , Дружно на носочки встали, Тучку лапками достали, Дружно хлопнули в ладошки: -До чего же день хороший! Дождик вдруг пошёл с утра: -За работу нам пора! IV Осознанное выполнение различных действий. 1.Упражнение 472. 2.Вспомним правила проверки с.154 3.Упражнение 473(устно). Гимнастика для глаз -Глазкам надо отдохнуть. (закрыть глаза) -Нужно глубоко вздохнуть. (вздох, глаза закрыты) -Глаза по кругу побегут. (открыть глаза и зрачок по кругу) -Много-много раз моргнут. (моргают часто) Глазкам стало хорошо. (лёгкое касание кончиками пальцев закрытых глаз) -Увидят мои глазки всё! (глаза широко распахнуты, на лице улыбка) 4.-Послушайте строчки из стихотворения А. Плещеева Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! -О каком времени года говорит поэт? (весне) -Кому из вас нравится весна? Почему? -Да, весна-это символ пробуждения новой жизни, много радости и веселья приносит она людям. Весну воспевают художники, музыканты, поэты. А мы нарисуем весну словом. -Составьте текст о весне с помощью этих слов : Лучи ,травка , первые цветы, птицы. V Итог. Рефлексия. -Какую цель ставили? -Умеем ли мы решать орфографические задачи в корне слова? -Кому на уроке было интересно и всё понятно,просигнальте зелёным кружком. -У кого есть вопросы и не всё понятно-синим. -Кто ничего не понял и было неинтересно-красным. | Психологический настрой на работу. Выполняют задание в тетради. Самооценка каллиграфии. Записывают число. Записывают отгадки. Проверка написания слов по памятки. Работа в парах. Проверка: -читают слова -называют пропущенную букву, объясняют написание, формулируют орфограмму, ставят баллы за правильность записи. Формулируют тему и цель урока. Читают тему. Коллективно. Работа по памятки с 154. Фронтальная проверка. Самооценка «+», «-«. Доказывают правильность подбора проверочных слов. Слушают строчки из стихотворения. Беседа по вопросам. Состовляют текст о весне. Подводят итог урока. Оценивают урок. Самооценка. |