План-конспект урока алгебры в 8 классе в соответствии с требованиями ФГОС
Предлагаю вам конспект урока по алгебре в 8 классе по теме: «Освобождение от иррациональности в знаменателе дроби». По типу – урок изучения нового материала. Конспект урока может быть полезен учителям алгебры, работающим в классе и применяющим на своих уроках технологию проблемного диалога.
Учебник:
Тип урока: открытие нового знания Тема урока: Освобождение от иррациональности в знаменателе дроби
Цель: повторить преобразования выражений , содержащих квадратный корень, с помощью формул сокращённого умножения,
выработать алгоритм освобождения от иррациональности в знаменателе дроби
Задачи:
Формирование познавательных УУД:
Организовать работу по выработке алгоритма освобождения от иррациональности в знаменателе дроби.
Организовать работу по получению первичного навыка применения нового алгоритма при преобразовании выражений, содержащих иррациональность в знаменателе дроби.
Формирование регулятивных УУД:
Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Формирование коммуникативных УУД
Воспитывать культуру поведения при обсуждении любых вопросов, работе в парах, взаимной проверке.
Формирование личностных УУД
Формировать способность к самооценке успешности своей учебной деятельности.
Планируемые результаты:
- знание алгоритма освобождения от иррациональности в знаменателе дроби ;
- умение применять этот алгоритм правило при преобразовании выражений, содержащих иррациональность в знаменателе дроби;
- обнаружение и формулирование обучающимися учебной проблемы совместно с учителем; высказывание своего предположения;
- умение определить и сформулировать цель урока с помощью учителя;
- планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей;
- внесение корректировок в действие после учета сделанных ошибок;
- умение проводить самопроверку и взаимопроверку
- умение ориентироваться в своей системе знаний;
-умение анализировать задания и использовать ранее полученные знания при изучении нового материала;
- умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь учителя;
- умение осуществлять самооценку успешности своей учебной деятельности;
- следование правилам поведения и общения на уроке.
Методы обучения:
По источникам знаний: словесные, наглядные;
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы работы с учащимися: фронтальная, парная, индивидуальная. Оборудование: учебник, раздаточный материал.
Содержание этапов урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Организационный этап | Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. | Проверяют свою готовность к уроку. |
2 3 | Актуализация знаний Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся | Устная работа Задание 1. Обьясните, почему верно равенство. Задача. Преобразовать алгебраическое выражение к такому виду, чтобы знаменатель дроби не содержал знаков квадратных корней: Решение. Используем основное свойство дроби, то есть подбираем такой множитель, чтобы при умножении на него в знаменателе дроби не оказалось квадратных корней. Если знаменатель алгебраической дроби содержит знак квадратного корня, то говорят, что в знаменателе содержится иррациональность. Преобразование выражения к такому виду, чтобы в знаменателе дроби не оказалось знаков квадратных корней, называют освобождением от иррациональности в знаменателе. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя: формулируют определения раннее изученных понятий, Учащиеся работают с рабочими листами, затем оглашают результаты . Учащиеся формулируют тему и цель урока |
4 | Изучение нового материала. | Алгоритм освобождения от иррациональности в знаменателе дроби: Разложить знаменатель дроби на множители. Если знаменатель имеет вид или содержит множитель , то числитель и знаменатель следует умножить на . Если знаменатель имеет вид или или содержит множитель такого вида, то числитель и знаменатель дроби следует умножить соответственно на или на . Преобразовать числитель и знаменатель дроби , если возможно, то сократить полученную дробь | Учащиеся называют последовательность |
5 | Физкультминутка | Гимнастика для глаз. Опустите подбородок на грудь, шею расслабьте, затем поднимите голову и откиньте ее как можно дальше назад. Повторите упражнение 5-6 раз. | Учащиеся выполняют упражнения |
6 | Первичное закрепление нового материала | Задание 1. Освободите выражение от иррациональности в знаменателе. | Учащиеся работают по парам |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой | Задания по вариантам Упражнение 1. Освободитесь от иррациональности в знаменателе Вариант 1 Вариант 2 | Учащиеся работают индивидуально. Работы сдают. Самопроверка по готовым ответам. Исправляют ошибки. |
8 | Рефлексия | 1. Какую задачу мы ставили на уроке? 2. Удалось ли решить нам поставленную задачу? 3. Где можно применить новое знание? 5. Что на уроке у вас хорошо получалось? 6. Над чем еще нужно поработать? | Описывают свою работу и работу одноклассников |
9 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Учебник, с. 103, задание 433. | Учащиеся записывают домашнее задание, слушают учителя. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время | Формируемые УУД | |
1 | Организа-ционный этап. | Приветствие учителем учащихся класса, проверка готовности к уроку, организация внимания. Сообщение требований и плана урока. Создание психологического комфорта в классном коллективе. | Проверяют готовность рабочего места: учебник, тетрадь, черновик, дневник, ручка, карандаш, инструменты. | 2 | Прогнозирование своей деятельности. Планирование учебного сотрудничества. | |
2 | Актуализация знаний. | Организует закрепление и повторение раннее изученного материала. Организует коллективную проверку. Организует проверку готовности к усвоению нового в виде самостоятельной работы по вариантам. Организует взаимопроверку. | Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы. Озвучивают понятия. | 6 | Давать определения понятиям. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; Осознание качества и уровня усвоения раннее изученного учебного материала, структурирование знаний; Умение оформлять свои мысли в устной форме; Умение слушать и вступать в диалог; Умение сотрудничать с соседом по парте, уважать мнение товарищей | |
3 | Постановка целей, задач урока, мотиваци-онная деятель-ность учащихся | Подводит к проблемной ситуации по будущей теме урока. Обеспечивает мотивацию, актуализацию субъектного опыта. Подводит к формулировке темы урока, целей и задач урока. | Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, высказывают свое мнение. В результате обсуждения озвучивают тему урока, ставят цели и задачи урока. | 7 | Умение давать определения понятиям, выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Умение выдвигать предположения о теме и цели урока и формулировать тему и цель урока. Умение строить логические рассуждения. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Умение слушать и вступать в диалог. | |
4 | Изучение нового материала. | Обеспечивает мотивацию дальнейшей работы. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работе на уроке. Объясняет новый материал. Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. Подводит учащихся к составлению правила. | Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы. В результате фронтальной работы формулируют освобождения от иррациональности в знаменателе дроби и записывают его на доске и тетрадях. | 8 | Умение строить логические рассуждения. Поиск и выделение необходимой информации. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Обнаруживать отклонения от эталона. Контроль за правильностью ответов одноклассников. Строят рассуждения, понятные для собеседника. Формулируют правило перевода смешанного числа в десятичную дробь . | |
5 | Физкульт-минутка. | Организует паузу для отдыха, на основе изучаемой темы. | Выполняют упражнения. | 2 | Учатся основам саморегуляции в деятельности по выполнению упражнений. Учатся осознанному управлению своим поведением. | |
6 | Первичное закрепление нового материала. | Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала. Содействует усвоению способов, средств, которые привели к определенному выбору. Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. Обеспечивает положительную реакцию детей на работу одноклассников. | Решают у доски учащиеся по очереди, остальные корректируют по мере необходимости. | 8 | Выполнение задание с использованием правила. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Планируют свою деятельность для решения поставленной задачи. Самоконтроль выполнения задания. Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок. Умение с точностью выражать свои мысли в устной и письменной форме. | |
7 | Самостоятель-ная работа с самопроверкой. | Инструктаж по практической работе. Организует самостоятельную деятельность учащихся, самоконтроль, взаимоконтроль. Воспитывает способность принимать самостоятельные решения; развивает навыки самоконтроля. Учитель, в процессе работы учащихся, оказывает помощь.. | Выполняют практическую работу самостоятельно. Делают записи в бланке ответов. Сверяют ответы с правильными. | 6 | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | |
8 | Рефлексия | Организует фронтальную работу по контролю теоретических знаний и подведение итогов урока. Оценивание деятельности учащихся. Дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. | Осуществляют предварительную оценку. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили, что не получилось и почему. | 4 | Оценка своей деятельности. | |
9 | Домашнее задание. | Обеспечивает понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Уровень домашнего задания – стандартный минимум. | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. Задают вопросы. | 2 | Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | |